Сложноподчиненное предложение .Конспект урока 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводится в 9 классе, тип урока- открытие нового знания. На начало урока дается нестандартное начало (притча)- настрой эмоционального настроя на работу. На стадии вызова проводится индивидуальная работа и "мозговойштурм".В ходе выполнения диктата выделяются ключевые слова, происходит выход на тему.Учащиеся сами формулируют цель урока.Определяют задачи.На стадии осмысления предлагается заполнить таблицу "Верю- не верю". В результате формируется проблема о значении СПП. Далее идет работа с учебником.Определяются ключевые слова ,несущие информацию о СПП. Выполняется исследовательская работа по значению СППП. В течение урока заполняется таблица "Верю-не верю". Рефлексия. Дом.задание.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Сложноподчинённые предложения. «Комплексный анализ текста»  (подготовка к ОГЭ по русскому языку). 9 класс. Цели урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  Продолжить обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль,  определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об  особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю;  Актуализация знаний о СПП;  Подготовка к ОГЭ. 1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование  нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных  ценностей. 2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя  литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения  слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять  главное, сравнивать, обобщать. Задачи урока:  Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».  Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.  Показать учащимся, как ЛАТ может помочь понять авторский замысел.  Формировать языковую компетентность (ЗУН):   готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель  урока), способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату  (языковой компетентности).  Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль  текста, аргументировать своё суждение).  Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору  информации.  Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.  Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.  Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям. Тип урока: комбинированный урок, урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся. Оборудование: ноутбук, проектор, экран. Технологии смыслового чтения: «ЗАДАЙ ВОПРОС», «Сформулируй определение», Приём  толстых вопросов, «верные и неверные утверждения», Стратегии текстовой деятельности«Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с пометками». Рассказ­предположение по  ключевым словам. Систематизация материала (графическая): кластеры. Вопросы после  текста («Таксономия Б.Блюма»).  Приёмы работы на уроке: индивидуальная, групповая, у  доски. Ход урока. 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать,  что мы знаем и как умеем работать.  II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Вступительное слово учителя. ­ Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работу над самой актуальной на  данном этапе задачей – подготовка к ОГЭ. Вы уже знаете, что на экзамене необходимо  продемонстрировать умения в написании сжатого изложения, сочинения – рассуждения, а  также показать свою орфографическую и пунктуационную грамотность. А сформировать  все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать.  Ключевыми на уроке будут следующие понятия (записаны на доске): Текст Тема текста Проблема текста Стиль текста Тип речи Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия. А проверяться они  будут в ходе урока по мере выполнения заданий. Прежде чем начать урок предлагаю послушать замечательное высказывание Марины  Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество». Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами. 1.Слово учителя о В.М.Пескове. Работать сегодня мы будем с текстом Василия Михайловича Пескова ,писателя, журналиста, путешественника, ведущего телевизионной программы «В мире животных» . Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Никто и ничто не  ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности,признательности и любви к простым людям, родному краю. Давайте же и мы с вами  попытаемся проникнуться этими чувствами через лингвистический анализ его текста. Перед вами текст В. М. Пескова «Бескорыстие». Сейчас вы поделитесь на группы: 1 группа  Лиза и Таня; 2 группа Саша, Виталя, Света. Вы самостоятельно познакомитесь с текстом и выполните следующие задания. 1 гр: выделите в тексте ключевые слова и выражения;  2 гр: составьте план. Закончили? Таня, прочти текст вслух. Лиза, назови ключевые слова и выражения, которые  вы выделили. 2 группа: зачитайте план, который вы составили. (листок с планом на доске). План 1. Случай из детства; 2. Дорогая книга; 3. «Спасительные работы»; 4. Семь одинаковых книг; 5. Хорошая память о людях; 6. Бескорыстное служение Родине, людям. Вопросы по пунктам плана  Какой случай из детства вспоминает автор?  Почему книга стала дорогой для мальчика, для Пескова? (во­первых, в прямом  смысле, она, действительно, дорого стоила; во­вторых, благодаря ей осталась  хорошая память о людях, эта история послужила цепочкой в воспитании  нравственных качеств ).  Какие «спасительные работы» были проведены для поиска книги? (весь вагон,  незнакомые люди помогали, помогали ребёнку в поисках дорогой для него книги,  которую сам он в тексте называет «сокровищем»).  Как же так случилось, что позже у мальчика вместо одной, появилось семь  одинаковых книг? (всё те же незнакомые люди, видя душевное состояние,  переживания мальчика присылают ему книги).  Как этот случай отразился на характере, воспитании мальчика? (благодаря этому  случаю в характере ребёнка сформировались такие качества, как доброта,  честность, уверенность в том, что хороших людей больше чем плохих. И все эти люди, совершившие данный поступок, делали его абсолютно бескорыстно, не взяв ничего  взамен). Но ведь бескорыстие может проявляться и на более широком уровне, на уровне Родины, как  вы уже отметили в пункте 6 вашего плана.  Ребята, что было отдано для победы, Ради Родины? (составление кластера) Здоровье, сон, кровь, хлеб, варежки свои, отдано бескорыстно.     последний рубль и жизнь. И всё это тоже былоРебята, вашим домашним заданием было найти в словаре, что значит «бескорыстие». Света,  прочитай, пожалуйста. (Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу,  нежелание пользоваться чем­либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание  наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе). ­ Подберите в тексте синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный). ­ Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть). ­ Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и  наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды  – сознание исполненного долга». ­ Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу. Бескорыстие не требует ни почестей,  ни наград. 1) Итак, докажите, что данный отрывок является текстом. (предложения в тексте  связаны по смыслу и грамматически, связаны в целое темой и основной мыслью. Обладает  относительной законченностью(ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй  определение) 2) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (В  тексте речь идет об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.) (ПРИЁМ «ЗАДАЙ  ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение) 3) Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена  главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь  движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего). 4) Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий  жизненный урок). 5) Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах  людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше). 6) В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот  вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.). (Приём толстых вопросов) 7) К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой  ответ. (Публицистический. Во­первых, поднимает важную для нас проблему – тему  бескорыстия; Во­вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция; В­третьих, в тексте  используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой).Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и  значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства  языка. Это тоже характерно для публицистического стиля). 5)Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения.  Во­первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются  порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования;Во­ вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает  доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста­рассуждения).А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту, но для начала давайте вспомним  какие виды предложений вы знаете? Для этого, давайте установим соответствия: Сегодня нас с вами интересуют непосредственно СПП, давайте вспомним их виды, дополнив  таблицу. 1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Приём «верные и  неверные утверждения» а) Хороших людей больше, чем плохих; б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего; в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград; г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия. Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56). 2) Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).  Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных. (Обстоятельственное, времени) (Изъяснительное) (Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу). ­ Как называется такое подчинение? (параллельное). ­ Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).