Сложносочиненное предложение
Оценка 4.9

Сложносочиненное предложение

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
31.05.2017
Сложносочиненное предложение
Дата: ______________ Класс: 9 «А» Тема: Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. Задачи урока: 1) усвоение основных признаков ССП; 2) повторение значений сочинительных союзов в ССП; 3)совершенствование умения определять смысловые отношения между частями ССП; 4)развитие орфографических навыков; 5)развитие навыков постановки знаков препинания в ССП; 6)воспитание любви к родной природе и русскому языку (на примере текстов) План урока. 1. Организационный момент (1 мин) 2. Проверка домашнего задания + фронтальный опрос (7 мин) 3. Анализ предложений (15 мин) 4. Составление опорной таблицы (3 мин) 5. Закрепление. Творческий диктант (15 мин) 6. Итог (3 мин) 7. Домашнее задание (1 мин) ХОД УРОКА: 1. Проверка домашнего задания: Синтаксис? Фонетика? Лексика? Лексикон? Пунктуация? Морфология? Морфемика? Морфема? Орфоэпия? Орфография? Сложное предложение – это ….? Перечислите второстепенные предложения? Назовите группы звонких и глухих букв? Как правильно подобрать проверочное слово? Упражнение № ________ («по цепочке») 2.Орфоэпическая работа. Учащийся у доски. 3.Анализ предложений. 1)Оживший лес наполнился птичьими голосами, и над полями заклубился легкий пар.(сложносочиненное предложение) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (сложноподчиненное предложение) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков (Бессоюзное сложное предложение) -Назовите основные виды сложных предложений? (ССП, СПП, БСП) - Что общего между различными видами сложных предложений и в чем отличие? - Какими способами соединяются простые предложения в составе сложных? - Что такое ССП? (Это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов). Группы ССП:  Соединительные: и, да (-и), ни.ни, тоже, также;  Противительные: а, но,да (но), однако, зато;  Разделительные: или (иль) либо, то. то., не то.не. 1) С соединительными союзами: и, да (в значении и),ни-ни, тоже, также (одновременные или следующие друг за другом явления).Например: Пройдет время, и мы уйдем навеки. 2) С разделительными союзами: или, либо, то-то, не то-не то (чередование или выбор явлений). Например: Не то вдалеке был пожар, не то пожар пламенел. 3) С противительными союзами: а, но, да (в значении но),однако, зато, же (противопоставление явлений).Например: Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев. 4.Составление опорной таблицы «Знаки препинания в ССП» Запятая Ставится Не ставится 1.Между частями сложного предложения с соединительными союзами: Сверкнула молния , и послышался удар грома. 1.Если есть общий второстепенный член предложения: В сенях пахло яблоками и висели лисьи шкуры. 2.Если обе части предложения вопросительные: Кто этот человек и почему он здесь? 3.Если есть общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой. 4.Если есть вводное слово, вводное словосочетание: Как мы уже сообщали, выборы состоялись и идет отсчет голосов 5.Закрепление. Тренировочные упражнения. Творческий диктант. Закончи пословицы, используя противительные союзы. 1)Не место красит человека, (а человек место).2)Не красна изба углами, ( а красна пирогами)3)Мягко стелет, (да жестко спать)4)Делу время, (а потехе час).5)Близок локоть (,да не укусишь).6)Рад бы в рай, (да грехи не пускают). 6. Итог: Какие виды предложений вы знаете? В каких случаях в ССП не ставим запятую? Какая наука изучает предложения? Что изучает систему знаков препинания? 7. Домашнее задание: параграф _______ упражнение _________;выписать из художественной литературы 7 ССП, составить две схемы или написать сочинение миниатюру «Поздняя осень», используя ССП. Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях. (1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6)Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин). Упражнение 2. Спишите, объясняя расстановку знаков препинания: 1)В воздухе душно и пахнет травами. 2)Может быть, гости не хотят есть рыбу и им нужно приготовить что-нибудь овощное? 3) Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня.4)В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.5)По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.6)Липы цветут, и пахнет липовым медом. Упражнение 3. Перестроить данные предложения в ССП. 1)Рванул ветер и в воздухе закружил пыль.2)Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.3)То слышны осторожные шаги, то чей-то шепот. Упражнение 4. К началу данного сложного предложения подберите конец. 1)Еще взмах весла - и ...2)Мы выбегаем на берег - и ...3)Орел камнем бросается с высоты - и ... Конструирование предложений. Синтаксические синонимы. Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом. 1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.(Перед ненастьем).2)Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.(На арене цирка)3)Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. ( Перед контрольной) Группы ССП:  Соединительные: и, да (-и), ни.ни, тоже, также;  Противительные: а, но,да (но), однако, зато;  Разделительные: или (иль) либо, то. то., не то.не. Группы ССП:  Соединительные: и, да (-и), ни.ни, тоже, также;  Противительные: а, но,да (но), однако, зато;  Разделительные: или (иль) либо, то. то., не то.не. Группы ССП:  Соединительные: и, да (-и), ни.ни, тоже, также;  Противительные: а, но,да (но), однако, зато;  Разделительные: или (иль) либо, то. то., не то.не. Анализ предложений. 1)Оживший лес наполнился птичьими голосами, и над полями заклубился легкий пар.(сложносочиненное предложение) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (сложноподчиненное предложение) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков (Бессоюзное сложное предложение) Анализ предложений. 1)Оживший лес наполнился птичьими голосами, и над полями заклубился легкий пар.(сложносочиненное предложение) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (сложноподчиненное предложение) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков (Бессоюзное сложное предложение) Анализ предложений. 1)Оживший лес наполнился птичьими голосами, и над полями заклубился легкий пар.(сложносочиненное предложение) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (сложноподчиненное предложение) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков (Бессоюзное сложное предложение) Анализ предложений. 1)Оживший лес наполнился птичьими голосами, и над полями заклубился легкий пар.(сложносочиненное предложение) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (сложноподчиненное предложение) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков (Бессоюзное сложное предложение) Запятая Ставится Не ставится 1.Между частями сложного предложения с соединительными союзами: Сверкнула молния , и послышался удар грома. 1.Если есть общий второстепенный член предложения: В сенях пахло яблоками и висели лисьи шкуры. 2.Если обе части предложения вопросительные: Кто этот человек и почему он здесь? 3.Если есть общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой. 4.Если есть вводное слово, вводное словосочетание: Как мы уже сообщали, выборы состоялись и идет отсчет голосов Запятая Ставится Не ставится 1.Между частями сложного предложения с соединительными союзами: Сверкнула молния , и послышался удар грома. 1.Если есть общий второстепенный член предложения: В сенях пахло яблоками и висели лисьи шкуры. 2.Если обе части предложения вопросительные: Кто этот человек и почему он здесь? 3.Если есть общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой. 4.Если есть вводное слово, вводное словосочетание: Как мы уже сообщали, выборы состоялись и идет отсчет голосов
мцыри лерм.docx
Поэма   М.Ю.   Лермонтова   «Мцыри».   Особенности   романтического Дата: ____________ Класс:  Тема: восприятия. Образ Мцыри. Цели: Образовательные: дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия; охарактеризовать   особенности   лермонтовского   романтизма   (на   материале   поэмы «Мцыри»);  определить  тему  и идею  поэмы;  углубить  представление  учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме; проанализировать образ главного героя лермонтовской поэмы; Развивающие:  развитие   и   совершенствование   навыков   и   приемов   работы   с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы); развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно ­ выразительные средства языка. Воспитательные:  активизация   и   воспитание   таких   чувств,   как   сопереживание, сочувствие, человеколюбие. Тип   урока:  смешанный   (объяснение   нового;   анализа   текста;   систематизации   и обобщения знаний и умений). Средства   работы:  портрет   М.   Ю.   Лермонтова,   тетради,   учебники,   краткое изложение поэмы.                                                          Ход урока 1. Организационный момент. Тема   нашего   урока   сегодня   весьма   обширна:  «Поэма   М.   Ю.   Лермонтова «Мцыри».   Особенности   романтического   восприятия.   Образ   Мцыри».  И   мы попытаемся через содержание поэмы, образ главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор. Но прежде постараемся доказать, что поэма «Мцыри» ­ это романтическая поэма. Романтизм   –   литературное   направление,   появившееся   в   Западной   Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты: Герой   –   одиночка,   мечтающий   о   свободе,   противопоставленный   всем,   не   может обрести счастье в реальной жизни. Этот герой в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. (романтический герой) Романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом. Итак, основные признаки романтизма мы определили. Итак, вспомним текст поэмы и подтвердим эти признаки содержанием.  ­   Где   происходят   события   поэмы?   (на   Кавказе)     Назовите   второй   признак романтического произведения. (единство человека с природой)  ­ Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична) Итак, мы доказали с вами, что поэма «Мцыри» ­ романтическое произведение. Мы отметили главное:   1)   романтический   герой;   2)   романтический   сюжет;   3)   романтический пейзаж. ­ Кто герой поэмы? (Мцыри) Назовите   первый   признак   романтического   произведения.  (Одним   из   признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри. ­   Кто   такой   Мцыри?   («Мцыри»   –   изображение   сильного,   смелого,   мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от   гнетущих   условий   жизни   и   решившего   ценой   риска   для   собственной   жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней) Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре? Поэма была написана в 1838 году под впечатлением реальных событий (ссылка на Кавказ), а также под влиянием романтической литературы и грузинской народной поэзии. Какой эпиграф имеет поэма? Первоначально   эпиграфом   к   поэме   Лермонтов   хотел   избрать   французское изречение «Родина бывает только одна», но поэта такой эпиграф не удовлетворил. Затем эпиграф был взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне   Ионафане,  юноше   «негодном   и  непокорном»,  как   в  гневе  назвал  его   отец. Эпиграф к поэме «Мцыри» «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»  выражает не только идею произведения. Это изречение из Библии настраивает читателя на размышление   о   красоте   и   многогранности   окружающего   мира,   о   смысле человеческой жизни и её скоротечности. ПРИТЧА: Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока   он   не   победит   своих   врагов,   тот   будет   проклят   и   погибнет.   Ионафан нарушил клятву. Он самовольно напал на врага и разбил его, и, когда усталый возвращался домой, в лесу обмакнул палку в медовый сот «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ освободил Ионафана за то, что тот спас Израиль. Сколько глав в поэме? Выделите микротему каждой главы. Сколько дней длятся события, о которых рассказывает Мцыри? (в форме таблицы: день – событие). 2 группа ищет вопросы Мцыри в главах 3, 4, 5, 6, 8, 20, 21. Выписывает их. Каков смысл этих вопросов и как бы вы ответили на них? И решает следующие проблемы: Какова была цель Мцыри? К чему он стремился? Какая страсть одолевала его? Работу завершаем – сообщаем результаты. Возвращаемся к образу главного героя. На основе заполненных таблиц – работаем дальше. Почему же он бежит из монастыря? Сколько дней провел герой на свободе? Что представляет собой основная часть поэмы? Почему? Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри? Какие   испытания   выпали   на   долю   героя   на   свободе?   Как   он   воспринял   эти испытания? Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»? Что же для Мцыри значит «жить»? Какова последняя просьба главного героя? Остановимся   на   проблематике   поэмы.   Поэт   постоянно   подчеркивает,   что   герой чужой среди людей, по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить. Но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Проблуждав три дня на свободе, Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом. Почему гибнет Мцыри, даже перед лицом смерти не жалеющий о проведенных 3 днях на свободе. Какова же основная проблема поэмы? ­   Почему   образ   Мцыри   был   так   близок   Лермонтову?   В   чем   похожесть   судьбы Мцыри и Лермонтова? Определение выбора эпиграфа: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость? – Определите идею. Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. Подведем итоги урока. Докажите, что «Мцыри» является романтической поэмой. Опираясь на заполненные в ходе урока схемы и признаки. Задание творческого характера. Сделайте  иллюстрацию   к  какому   ­  либо  эпизоду  поэмы:   объясните   свой  выбор, опираясь на цитаты из текста

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017