Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Оценка 4.6

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
10.10.2020
Сложносочиненные предложения  с соединительными союзами
Цель: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. Ход урока 1. Организационный момент: - Приветствие - Ознакомление с темой и целью урока: Сегодня мы с вами немного повторим о видах сложных предложений, о сочинительных союзах и познакомимся с ССП с соединительными союзами Проверка домашнего задания. А)Вопросы по теории сложного предложения: - Назовите основные виды сложного предложения. - В чем сходство и различие между видами сложных предложений? - Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного? Б) Практическое задание - Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, расставьте знаки препинания. Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело – сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь - Какие виды связи вы заметили в стихотворении? ( В 1-ом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется предложение с союзом И, связь сочинительная. Во 2-ом предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом А, четвертое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом ЧТО) 3. Работа над новым материалом А) Вводная беседа -Какие предложения называются сложносочиненными?( сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией) -Какие сочинительные союзы вы знаете? -На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные и противительные) Б) Объяснение нового материала. По аналогии с сочинительными союзами ССП делятся на 3 группы Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать. - Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран? - Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также) - Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность и последовательность, а также причинно-следственные отношения) В) Внимательно прочитайте и определите значения предложений Только иволги нарушают тишину, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые года. (М.А. Шолохов) (одновременность)
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.docx

Тема: Сложносочиненные предложения  с соединительными союзами

Цель: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении;

            совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

 

Ход урока

1.    Организационный момент:

-  Приветствие

- Ознакомление с темой и целью урока: 

Сегодня мы с вами   немного повторим о видах  сложных предложений, о сочинительных союзах  и  познакомимся с ССП с соединительными союзами Проверка домашнего задания.

А)Вопросы по теории сложного предложения:

- Назовите основные виды сложного предложения.

- В чем сходство и различие между  видами сложных предложений?

- Какими способами соединяются  простые предложения в составе сложного?

Б) Практическое задание

- Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, расставьте знаки препинания.

 Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь 

Какие виды связи вы заметили в стихотворении?

( В 1-ом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется  предложение с союзом И, связь сочинительная.

Во 2-ом предложении первые два предложения  связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение  связано со вторым  сочинительной связью  с сочинительным союзом А, четвертое предложение  встроено в третье с помощью подчинительной связи  с подчинительным союзом ЧТО)

3. Работа над новым материалом

А) Вводная  беседа

-Какие предложения называются сложносочиненными?( сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)

-Какие сочинительные союзы вы знаете?

-На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные и противительные)

Б) Объяснение нового материала.

 По аналогии с сочинительными союзами  ССП делятся на 3 группы 

Каждая группа предложений  отличается значениями, которые может передавать.

Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран?

-    Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)

- Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность  и последовательность, а также причинно-следственные отношения)

В) Внимательно прочитайте и определите  значения   предложений   

Только иволги нарушают тишину, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые года. (М.А. Шолохов) (одновременность)

В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. (А.С. Пушкин) (последовательность)

Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин)  (Причинно-следственная связь)

У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и   щука  оторвала удочку.

Ночью  долго бушевала гроза  и лил дождь как из ведра. ( одновременность)

- Сделайте синтаксический анализ этого предложения, определите главные и второстепенные  члены предложения.

-Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?

- Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?  

-Какой вывод мы можем сделать? ( Если предложения, входящие в ССП с одиночными соединительным  или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.) (Слайд №6)

Приведите свои примеры по каждому значению

4. Закрепление  нового материала (слайд №7)

А) внимательно послушайте стихотворение  А.С Пушкина

     Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их   значения.  

Б) Работа с учебником

-Выполнить упражнение 63  на странице 38: записать ССП, подчеркивая  грамматические основы и ставя  пропущенные знаки препинания.

В) Работа с картиной Виктора Васнецова « Три богатыря»

      Г) Работа с раздаточным материалом.

Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1. Дохнул мороз. Рады мы проказам  матушки – зимы.

2. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища. Ветер волнует хлебана нивах.

3. Глядел мальчик  очень умно и прямо. В голосе у него звучала сила.

4. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.

5. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.

6. Губы Кати не улыбались. Темные глаза выражали недоумение.

7. В сенях пахло свежими яблоками. Висели волчьи  и лисьи шкуры.

8. В селе не переводилась лихорадка. Была топкая грязь.

9. Ночь уже ложилась на горы. Туман начинал бродить по ущельям.

10. Сон одолел меня. Я заснул в каком-то блаженном упоении.

5. Домашнее задание: упражнение 64 (выписать ССП, подчеркнуть главные члены предложения, расставить знаки препинания)

6. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие союзы  встречаются в ССП?

- Какие соединительные союзы вы знаете?

- Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?

- В каком случае  запятая между предложениями в ССП не ставится?


 

Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога

В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2020