Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Цель: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении;
совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Приветствие
- Ознакомление с темой и целью урока:
Сегодня мы с вами немного повторим о видах сложных предложений, о сочинительных союзах и познакомимся с ССП с соединительными союзами Проверка домашнего задания.
А)Вопросы по теории сложного предложения:
- Назовите основные виды сложного предложения.
- В чем сходство и различие между видами сложных предложений?
- Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?
Б) Практическое задание
- Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, расставьте знаки препинания.
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело – сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь
- Какие виды связи вы заметили в стихотворении?
( В 1-ом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется предложение с союзом И, связь сочинительная.
Во 2-ом предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом А, четвертое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом ЧТО)
3. Работа над новым материалом
А) Вводная беседа
-Какие предложения называются сложносочиненными?( сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)
-Какие сочинительные союзы вы знаете?
-На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные и противительные)
Б) Объяснение нового материала.
По аналогии с сочинительными союзами ССП делятся на 3 группы
Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.
- Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран?
- Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)
- Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность и последовательность, а также причинно-следственные отношения)
В) Внимательно прочитайте и определите значения предложений
Только иволги нарушают тишину, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые года. (М.А. Шолохов) (одновременность)
В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. (А.С. Пушкин) (последовательность)
Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин) (Причинно-следственная связь)
У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и щука оторвала удочку.
Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра. ( одновременность)
- Сделайте синтаксический анализ этого предложения, определите главные и второстепенные члены предложения.
-Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?
- Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?
-Какой вывод мы можем сделать? ( Если предложения, входящие в ССП с одиночными соединительным или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.) (Слайд №6)
Приведите свои примеры по каждому значению
4. Закрепление нового материала (слайд №7)
А) внимательно послушайте стихотворение А.С Пушкина
Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их значения.
Б) Работа с учебником
-Выполнить упражнение 63 на странице 38: записать ССП, подчеркивая грамматические основы и ставя пропущенные знаки препинания.
В) Работа с картиной Виктора Васнецова « Три богатыря»
Г) Работа с раздаточным материалом.
Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
1. Дохнул мороз. Рады мы проказам матушки – зимы.
2. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища. Ветер волнует хлебана нивах.
3. Глядел мальчик очень умно и прямо. В голосе у него звучала сила.
4. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.
5. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.
6. Губы Кати не улыбались. Темные глаза выражали недоумение.
7. В сенях пахло свежими яблоками. Висели волчьи и лисьи шкуры.
8. В селе не переводилась лихорадка. Была топкая грязь.
9. Ночь уже ложилась на горы. Туман начинал бродить по ущельям.
10. Сон одолел меня. Я заснул в каком-то блаженном упоении.
5. Домашнее задание: упражнение 64 (выписать ССП, подчеркнуть главные члены предложения, расставить знаки препинания)
6. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие союзы встречаются в ССП?
- Какие соединительные союзы вы знаете?
- Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?
- В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.