Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или, то.., то
Оценка 5

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или, то.., то

Оценка 5
Образовательные программы
docx
СCУЗ, ВУЗ
22.12.2022
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или, то.., то
Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых равноправных и равнозначных по смыслу предложений, соединенных сочинительными союзами (и, ни...ни, а, но, однако, зато, или, либои др.). Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых равноправных и равнозначных по смыслу предложений, соединенных сочинительными союзами (и, ни...ни, а, но, однако, зато, или, либои др.).
тема 2.docx

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или, то.., то

 

Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых равноправных и равнозначных по смыслу предложений, соединенных сочинительными союзами , ни...ни, а, но, однако, зато, или, либои др.).

Предложения, входящие в состав сложносочиненного предложения, отделяются друг от друга запятой:Я успокоился, носкоро скука, бездействие стали меня мучить (А.Пушкин). То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь (Л. Толстой). Шелестят зеленые сережки, игорят серебряные росы (С. Есенин). Камень упал на лед, зазвенел, рыбки, блеснув чешуей, метнулись в глубину, ана льду остался белый зернистый след от удара (К. Паустовский).

Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, однако

 

Союзы а, но, однако соединяют части сложносочиненного предложения и однородные члены предложения, которые противопоставляются друг другу. Перед этими союзами всегда ставится запятая.

 

Перед разделительными союзами или, либо, то..., то, которые объединяют части сложносочинённого предложения, ставится запятая.

 

Задание 73. Закончите предложения.

1) Вечером для всех был просмотр фильма, и ...

2) Он взял рубаб, начал петь, и ...

3) Но вот раздался шум, и ...

4) Мне захотелось поиграть в шахматы, и ...

5) Я люблю читать детективы, также …. .

 

Задание 74. Составьте из двух простых предложений одно сложносочинённое с помощью соединительных союзов и, да (в значении и), тоже, также.

1) Идёт дождь. Мы с товарищем решили никуда не ходить.

2) Дети устали. Взрослые туристы нуждались в отдыхе .

3) Пришла осень. Отцвели в полях цветы.

4) Скоро закипел самовар. Мы принялись пить чай.

 

Задание 75. В процессе общения друг с другом у вас появляется необходимость противопоставить свои мысли чужим. С этой задачей вам помогут справиться противительные союзы: а, но, да, однако, зато. Обратите внимание на употребление данных союзов в следующем тексте. Выразите своё отношение к поднятым в тексте проблемам.

«Я училась все время на “отлично”, однако вопрос о том, куда идти после школы, стоял передо мной очень долго. Очень хотела быть самостоятельной, но подросток зависит от родителей материально. А ведь часто взрослые отождествляют эту зависимость с духовной, в связи с этим они иногда стараются навязать свое желание в выборе нами дальнейшего жизненного пути. “Зато у родителей есть жизненный опыт”, - скажете вы. Да, здесь мне трудно вам возразить».

 

 

Задание 76. Составьте из данных пар простых предложений одно сложное.

1) Дожди шли всю неделю. Поселковые дороги не размыло.

2) Наша группа остановилась на краю города. Вторая группа продолжила путь.

3) Зазвенел звонок. Никто не вышел из аудитории.

4) В дверь постучали. Ответа не последовало.

 

Задание 77. Прочитайте пословицы, определите их значения. Обратите внимание на употребление союзов.

1. Речь твоя сладка, но силы в ней меньше, чем у соломы (туркмен.). 2. Пусть будет длинной мысль, а слово – кратким (дагест.). 3. От лени человек болеет, а от труда здоровеет. 4. Труд человека кормит, а лень портит. 5. Не место красит человека, а человек – место. 6. Береги платье снову, а честь - смолоду. 7. Речи слышим, а сердца не видим (рус.). 8. Припаси посох на путь, а слово – на ответ. 9. Свинья скажет борову, а боров всему городу (рус.) 10. Скажу – язык обожгу, а не скажу – сердце (узб). 11. Сколько не старайся, а цаплю говорить не научишь. (инд.) 12. Сделавший избавился, а сказавший нет (армян.). 13. Знай больше, а говори меньше. 14. Звёзды появятся – небо украсят, а знания появятся – ум украсят (монгол.).

 

 

Задание 78. Прочитайте предложения, определите значения союзов или, то…, то .

1. Завтра утром будет туман, или, возможно, пройдут дожди.2. Необходимо или закончить эксперимент как можно скорее, или прекратить его.3. Давление то повышалось, то снова падало.4. То дул ветер, то шел дождь со снегом, словом, погода так испортилась, что не было смысла ехать.

Союзы или, либо, то.., то(одиночные или повторяющиеся) перечисляют явления, которые чередуются во времени или исключают друг друга: Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания;

Либо он плохо рассчитал, либо тут произошла какая-то случайность, и, главное, они не смогли в тот день встретиться,.

 

Задание 79. Составьте 4 сложносочинённых предложения с союзами или (либо), то...то, не то... не то.

 

Задание 80. Выделите сложносочинённые предложения? Расставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.

 

1. Кумуш усадили на почётное место и девушки расселись образовав полукруг. 2. Кумуш оставалась печальной и подруги затеяли интересную игру, своего рода песенное состязание жениха и невесты. 3. Юсуф-бек обдумывал положение со всех сторон и его охватывало чувство безнадежности, 4. Узбек-аим ломала лепешку и клала кусочки в пиалу а сама поглядывала на дверь, поджидая невестку. 5. Саодат день ото дня становилась взрослей и хорошела и я все больше любил ее. 6. Атабек уехал на несколько дней в Маргилан а Хасан-али торопясь успокоить Юсуфбека-хаджи тут же отправился в Ташкент. 7. Только прежде этот путь для Атабека был радостен и он спешил а теперь ему страшно и его тянет вернуться. 8. За эту ночь к восставшим прибыло подкрепление и войска не продвинулись ни на шаг. 9. Зимние вечера длинны и в чайханах всегда полно людей. 10. Близился час предзакатной молитвы и молодой человек попросил в одной из лавок воды для омовения.

По А. Кадыри.

 

Задание 81. Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее и сказуемое), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и.

1.Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

 

Задание 82. Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и, а в каком — но.

1.Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)

 

Задание 83. Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также. Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы?

1) От голоса Ласточки теплело на душе — голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало — треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете писатель любил сочинять романы — правда, рассказы у него получались неплохо.

 

Задание 84. Перепишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы тоже и также одним цветом, а сочетания то и так с частицей же — другим.

1. Толстый ковёр лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький.) 2. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. (М. Горький.) 3. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп, Семен Петрович так(же) скуп. (А Пушкин.) 4. И завтра то(же), что вчера. (А. Пушкин.) 5. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он сам, обживались в ней. {г/. Гоголь.) 6. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький.) 7. Это было очень страшно, но в то(же) время интересно (М Горький) 8 Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна, как и прежде. (И. Тургенев.) 9. Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же).


 

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами

Я училась все время на “отлично”, однако вопрос о том, куда идти после школы, стоял передо мной очень долго

Я училась все время на “отлично”, однако вопрос о том, куда идти после школы, стоял передо мной очень долго

Задание 80. Выделите сложносочинённые предложения?

Задание 80. Выделите сложносочинённые предложения?

От голоса Ласточки теплело на душе — голос

От голоса Ласточки теплело на душе — голос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.