Сложные предложения, ССП, СПП 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задача данного теста с пояснениями по разделам помогает поверить в собственные знания,силы и успешно сдать ЕНТ. Вопросы тестовых заданий составлены так,чтобы,выполняя их, раздумывая над правильным вариантом ответа,ученик повторил материал,актуализировал ранее полученные знания.Контрольный вариант тестовых заданий поможет оценить,насколько освоен пройденный материал и выявить темы,которые необходимо самостоятельно проработать.На мой взгляд при выполнении тестовых заданий ученики могут ощутить себя на экзамене,а так же научатся распределять свои усилия и время на конкретные задания.Уровень сложности заданий варьируется от простых вопросов до требующих хорошего знания русского языка.
Иконка файла материала конспект.docx
Задача данного теста с пояснениями по разделам помогает поверить в собственные знания,силы и успешно сдать ЕНТ. Вопросы тестовых заданий составлены так,чтобы,выполняя их, раздумывая над правильным вариантом ответа,ученик повторил материал,актуализировал ранее полученные знания.Контрольный вариант тестовых заданий поможет оценить,насколько освоен пройденный материал и выявить темы,которые необходимо самостоятельно проработать.На мой взгляд при выполнении тестовых заданий ученики могут ощутить себя на экзамене,а так же научатся распределять свои усилия и время на конкретные задания.Уровень сложности заданий варьируется от простых вопросов до требующих хорошего знания русского языка. Тесты Сложные предложения,ССП,СПП 1.Найдите сложное предложение. А)Потемнели ,раскисли весной дороги. В )Все кругом и любят, и весна поёт. С )Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. Ответ: В Пояснение: в данном предложении две грамматические основы. Первая – «все любят»; вторая – «весна поёт». Предложения, имеющие две или более грамматические основы, называются сложными. 2. .Укажите сложное предложение. А )Снег лежит на деревьях и гнёт сучья. В )Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр. С) Звенят весёлые ручейки, бегут к реке мимо кустов ивы. Ответ: В Пояснение: в данном предложении две грамматические основы. Первая – «солнце светило»; вторая – «снег переливался». Предложения, имеющие две или более грамматические основы, называются сложными. 3.Укажите сложное предложение. А ) Была между растениями одна пальма, выше всех и красивее всех.В )Люди сильно проголодались ,лошади тоже нуждались в отдыхе. С) Вся комната янтарным блеском озарена. Ответ: В Пояснение: два простых предложения в ССП соединены соединительным союзом тоже. 4.Сложносочиненное предложение с разделительными союзами: А) Небо было пасмурное, но дождя не было. В) Не место красит человека ,а человек – место. С) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь. Ответ: С Пояснение: сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или ,либо, ли, то…не то и др.)выражают отношение чередования явлений или взаимоисключения одного из действий, событий(или ,либо). 5.Вид придаточной части в СПП: Раз посеял просо, не жди бобов. А) Придаточное определительное. В) Придаточное изъяснительное. С )Придаточное условия. Ответ: С Пояснение: придаточные предложения условия указывают на условие, при котором может быть совершено действие. Они отвечают на вопрос при каком условии? И присоединяются к главному предложению с помощью союзов если,когда ,раз,ежели. 6.Определите количество запятых в СПП: Бывает так что одна какая- нибудь мысль овладевает одновременно многими умами и многими сердцами. А)4. В)1. С)3 Ответ: В Пояснение: В данном СПП одна запятая отделяет главное предложение «бывает так» от придаточного предложения образа действия 7.Укажите СПП с придаточным определительными. А) Актёр говорил так взволнованно, что его чувства передавались зрителям.В) Он любит книги, где рассказывается об искусстве. С) Мало правды там, где много слов. Ответ: В Пояснение: в данном предложении придаточное «где рассказывается об искусстве» отвечает на вопрос какие? И присоединяется к главному предложению «Он любит книги» с помощью союзного слова где. 8.Основное средство связи частей сложного предложения. Когда я называю по привычке Моих друзей заветных имена, Всегда на этой странной перекличке Мне отвечает только тишина.(А.Ахматова) А)Интонация. В)Подчинительный союз. С)Соединительный союз. Ответ: В Пояснение: данное предложение СПП с придаточным времени ,которое соединяется с главным предложением при помощи подчинительного союза когда. 9.Тип синтаксических отношений в ССП: Шумит на дворе непогода, а в доме давно уже спят. А)Соединительные отношения с оттенком одновременности. В)Придаточное причины. С)Отношения противопоставления. Ответ: С Пояснение: ССП с противительными союзами(а,но,да,зато,однако,же)выражают отношения противопоставления. 10.Вид придаточного предложения в СПП: Зной был такой ослепительный, что птицы на ветках присели, разинув клювы. А)Придаточное определительное. В)Придаточное времени. С)Придаточное причины. Ответ: АПояснение: придаточные определительные отвечают на вопросы определения(Зной был такой ослепительный,(какой?) что птицы на ветках присели, разинув клювы).Придаточное определительное всегда располагается после главного предложения и присоединяется к определяемым словам при помощи слов который,чей, какой,где,что,когда и других. 11.На месте каких цифр и предложении должны стоять запятые: Лучи заходящего солнца(1) косо падали на стену(2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым. А)1. В)2,3. С)1,3. Ответ: В Пояснение: (2)- запятая отделяет придаточное определительное предложение «у которой сидел художник» от главного «Лучи заходящего солнца косо падали на стену» ; (3) – запятая отделяет СПП от простого предложения «и в этих лучах его лицо казалось золотым». 12.Сложносочиненное предложение: А)Мы не заметили, как наступила ночь. В)Приближается весна, а земля ещё покрыта снегом. С)Нам дорог край, в котором мы живём. Ответ: В Пояснение: данное предложение ССП, т.к. два простых независимых предложения соединены противительным союзом а. 13.Укажите СПП с придаточным времени. А)Как только становится тепло, перелётные птицы возвращаются домой. В)Я готов с вами поспорить. С)Солист пел так, что все слушали затаив дыхание. Ответ: А Пояснение: придаточные предложения времени указывают на время действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? И присоединяются к главному предложению с помощью союзов когда, пока, едва, как ,лишь и др.14.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. А)Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и полезной. В)Повсюду: и в кустах,и в траве,и в буйных папоротниках –запели птицы. С) Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Ответ: С Пояснение: данное предложение ССП, поэтому перед союзом да следует поставить запятую. 15.Тип синтаксических отношений в ССП: Неяркая молния сиганула в лесную тёплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. А) Противительные отношения с значением сопоставления. В)Соединительные отношения с значением последовательности. С)Разделительные отношения. Ответ: В Пояснение: в ССП с соединительными союзами (и, да, ни…ни ,да и, тоже, также и др.) части предложения имеют значение последовательности или одновременности описываемых действий. 16.ССП с соединительным союзом: А) И в самых пустых головах любовь нередко преострые выдумки рождает. В)Стали дни холоднее ,и от птичьего крика сердцу только грустнее. С) Что скажут о тебе другие ,коли ты сам о себе ничего сказать не можешь. Ответ: В Пояснение: в данном ССП два предложения. которые не зависят друг от друга.Простые предложения соединены соединительным союзом и. 17.Укажите сложное предложение. А)Зло, которое вырабатывает человек, не поднимается к солнцу, а оседает на его же собственную голову. В)Надеяться и действовать - наша обязанность в несчастии. С)Все начали улыбаться не только нам, но и друг другу. Ответ: АПояснение: данное предложение СПП с придаточным определительным, которое находится в середине главного предложения. 18.Придаточное цели в СПП: А)Нет предела силе человечьей, если эта сила – коллектив. В)Остановились затем, чтобы дать отдых измученным лошадям. С)Было неясно, почему он не пришёл; скорее всего, перепутал адрес. Ответ: В Пояснение: придаточные предложения цели указывают на цель действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы зачем? С какой целью? И присоединяются к главному предложению с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы и др. 19.Значение придаточного предложения в СПП: Я выглянул в окна и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин. А) Определительное значение. В)Изъяснительное значение С)Значение образа действия Ответ: В Пояснение: Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей и присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов (что, как, как будто, чтобы), союзных слов (что, как, когда и др.)и частицы ли в значении союза. Я выглянул в окно и увидел (что?),как в открытые ворота въехала колонна машин 20.Установите число частей в данном сложном предложении: Бывают дни,когда злой дух меня тревожит И шепчет на ухо неясные слова, И к небу вознестись душа моя не может, И отягчённая склоняется глава. (А.Толстой) А)1часть В)3части С)4части Ответ: СПояснение: предложение содержит четыре части, соединенные сочинительной и подчинительной связью. Грамматическая основа первой части – «дни бывают»: второй части – «дух тревожит и шепчет» ; третьей части – «душа не может вознестись»; четвёртой части – «глава склоняется». 21.Это сложное предложение: А )Первый день прошёл благополучно, и Павка шагал домой с чувством честно заработавшего свой отдых человека. В) Солнце уже коснулось горизонта. С) Тихо ночь ложится на вершины гор Ответ: А Пояснение: данное предложение ССП, т.к. состоит из двух предложений, которые соединяются с помощью соединительного союза и 22.Тип предложения: Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало. А)Простое предложение. В) ССП С)СПП Ответ: С Пояснение: данное предложение СПП, т.к. состоит из главного предложения «Я пришел к тебе с приветом рассказать» и придаточного изъяснительного «что солнце встало»,которое присоединяется с помощью союза что. 23.ССП с противительным союзом: А)Не бывать бы счастью, да несчастье помогло. В)С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба. С)Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно. Ответ: А Пояснение: в ССП два предложения присоединяются с помощью противительного союза да (в значении но).Первое предложение односоставное, безличное (не бывать),а второе – двусоставное (несчастье помогло). 24.Укажите тип предложения: Тотчас стало слышно ,как ветер шумит в кроне деревьев. А)Простое предложение.В)ССП. С)СПП. Ответ: С Пояснение: данное ССП состоит из главного предложения «Тотчас стало слышно» и изъяснительного придаточного «как ветер шумит в кроне деревьев», которое присоединяется к главному с помощью союза как. 25.Это СПП с придаточным обстоятельственным: А) Тихо ,как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры. В) Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего города. С)Итак, мы будем уважать книгу. Ответ: А Пояснение: в данном предложении придаточное «как умеют только звери» обстоятельственное, которое отвечает на вопрос как?