Служить на благо Родины

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 20.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кузнецкая земля всегда славилась талантами, а школа №1 - своими учениками. Среди них учёный с мировым именем Кузнецов Владислав Иванович - золотой медалист мужской средней школы 1951 года, доктор технических наук, капитан 1-го ранга в отставке. Автор поставил вопрос: что мы, современная молодежь знаем о его достижениях и открытиях, вкладе в мировую науку? Я решил узнать как можно больше о нашем прославленном земляке, тем более, что в городском краеведческом музее отсутствует информация о Владиславе Ивановиче, в этом и заключается актуальность данного исследования. Выдвигаем гипотезу: простой парень из «глубинки» смог стать известным учёным. Цель работы – проследить путь становление Кузнецова Владислава Ивановича как учёного. Задачи: • познакомиться со школьными и студенческими годами жизни нашего земляка, • рассмотреть его основные достижения и открытия. Объект исследования: биография доктора технических наук, а предмет: научные открытия Кузнецова В.И. Методы исследования: • изучение воспоминаний Владислава Ивановича, а также Астаповой Галины Михайловны – педагога, бывшего директора Дворца пионеров, первого руководителя Городского музея истории народного образования, ныне проживающей в городе Санкт – Петербурге, переписка с которой возобновилась с октября 2013 года; • работа с письменными источниками и документами фондов школьного исторического музея им. Б.В. Волынова; Данное исследование будет интересно в познавательном плане; полученный материал пополнит фонды школьного исторического музея и городского краеведческого музея, им могут воспользоваться экскурсоводы музея, краеведы родного города.В.И. Кузнецов - выпускник мужской средней школы, внес весомый вклад в мировую науку. Работа посвящена его достижениям и жизненному пути
Иконка файла материала Работа.doc
Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа № 1  имени Б.В. Волынова»  Служить на благо Родины  Работа на XIX городские краеведческие чтения «Земля родная»       Номинация: земляки.                                                    Выполнил:                                                     Шиянов Александр,          учащаяся 7 класса «Б»                                              МБОУ «Школа № 1 имени Б.В. Волынова».                                                                                                                        Руководитель:                        Екимов Андрей Владимирович,                               руководитель исторического музея        имени Волынова Б.В.,       тел: 8­ 951­164­23­092 Прокопьевск,  2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение________________________________________________________  3 Быть всегда впереди__________________________________________  4 Научные открытия на благо Отечества__________________________ 8 Заключение __________________________________________________ 10 Список использованных источников и литературы_______________ 11 Приложения ________________________________________________ 123 Введение. Кузнецкая   земля   всегда   славилась   талантами,   а   школа   №1   ­   своими учениками.   Среди   них   учёный   с   мировым   именем   Кузнецов   Владислав Иванович   ­   золотой   медалист   мужской   средней   школы   1951   года,   доктор технических наук, капитан 1­го ранга в отставке. Автор   поставил   вопрос:   что   мы,  современная   молодежь   знаем   о   его достижениях   и   открытиях,   вкладе   в   мировую   науку?   Я   решил   узнать   как можно больше о нашем прославленном земляке, тем более, что в городском краеведческом   музее   отсутствует   информация   о   Владиславе   Ивановиче,   в этом и заключается актуальность данного исследования. Выдвигаем гипотезу: простой парень из «глубинки» смог стать известным учёным.  Цель   работы  –  проследить   путь   становление   Кузнецова   Владислава Ивановича как учёного.  Задачи:   познакомиться   со   школьными   и   студенческими   годами   жизни     нашего земляка,   рассмотреть его основные достижения и открытия.  Объект   исследования:  биография   доктора   технических   наук,   а предмет: научные открытия Кузнецова В.И. Методы исследования:4  изучение воспоминаний Владислава Ивановича, а также Астаповой Галины Михайловны   –   педагога,   бывшего   директора   Дворца   пионеров,   первого руководителя   Городского   музея   истории   народного   образования,   ныне проживающей   в   городе   Санкт   –   Петербурге,   переписка   с   которой возобновилась с октября 2013 года;  работа   с   письменными   источниками   и   документами   фондов   школьного исторического музея им. Б.В. Волынова; Данное исследование будет интересно в познавательном плане; полученный материал   пополнит   фонды   школьного   исторического   музея   и   городского  им   могут   воспользоваться   экскурсоводы   музея, краеведческого   музея, краеведы родного города. Быть всегда впереди… Владислав   Иванович   родился   25   июля   1933   года   в   городе Прокопьевске. Проживал на улице Городской.  В 1941 ­ 1945 годах учился в начальной школе № 37. * В сентябре 1945 года он   переступил порог Мужской средней школы № 1. Учёба давалась Владиславу легко: быстро схватывал новый материал, стремился как можно больше   узнать   нового,   интересного,   каждый   день   быть   полезным   школе, одноклассникам. Неоднократно за отличные успехи и примерное поведение ему объявлялись благодарности (см. приложения №1,2).   Успехи   в   учёбе   были   результатом   тех   навыков,   отношения   к   делу, стремления хорошо послужить Родине, которые заложили учителя школы:  Василий Лукьянович Нефф – классный руководитель и преподаватель немецкого   языка,   Евдокия   Александровна   Гаус   –   учитель   химии,   Усанов Владимир Никитич (Никитович) – преподаватель математики.  Эти   учителя   дали   твёрдые   знания   по   основам   физики,   математики, литературе,   научили   главному   –   умению   и   желанию   думать,   преодолевать любые трудности, мечтать и достигать желаемого!5 Василий Лукьянович давал настолько прочные знания, что при сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку через 18 лет после окончания школы, как части обязательного минимума, выбрал немецкий язык, хотя в военно­морском училище и далее по службе на корабле, изучал и пользовался английским. ** Для   мальчишек   Нефф   был   образцом   во   всём,   а   Владиславу   он импонировал твердостью характера, спокойствием (см. приложение №3).  А как вела уроки учитель химии – Евдокия Александровна Гаус.  ____________________________________________________________ *, ** Воспоминания Астаповой Галины Михайловны,  Кузнецова Владислава Ивановича. // Фонды школьного исторического музея им дважды Героя Советского Союза, лётчика­космонавта Б.В. Волынова.  Из   воспоминаний   Владислава   Ивановича   следует,   что   её   хрупкая фигура и  седые волосы вызывали у всех учеников уважение, однако на уроке она   преображалась,   когда   ставила   опыты,   как   доступно   объясняла   она материал, как «мудры» были её пояснения, вызывая только восхищения (см. приложение № 4).  Ученики школы знали о непростой судьбе этих двух педагогов, и по – детски недоумевали, как можно было совмещать ту щедрость, с которой они учили и обстоятельства жизни. * Владислав   Иванович   также   с   особой   теплотой   вспоминает   учителя русского   языка   и   литературы   Адольфа   (Альфа)   Яковлевича   Купера   и участника   Великой   Отечественной   войны,   преподавателя   математики   и физики, директора школы – Усанова Владимира Никитовича  (см. приложения № 5,6). **6 Окончил мужскую среднюю школу в 1951 году с золотой медалью и без вступительных экзаменов поступил в Тихоокеанское Высшее Военно­морское училище   имени   адмирала   Макарова   Степана   Осиповича.   Сегодня   это Тихоокеанский военно­морской институт имени С.О. Макарова.  Это училище, расположенное в живописном районе города Владивостока, в районе   Первой   Речки,   готовило   штурманов,   артиллеристов   и   минеров   для службы на боевых кораблях, на офицерских должностях    (см. приложение №7).  И здесь Владислав Иванович был примером для остальных курсантов.  Учился только отлично, был исключительно трудолюбив, настойчив, умел правильно организовать самостоятельную подготовку (см. приложение №8).   За   годы   учёбы   на   своем   личном   опыте,   убедился   в   том,   что   всякая работа   идет   успешно,   если   она   ведется   по   определённому,   заранее обдуманному плану.  _________________________________________________________________ *, ** Воспоминания Кузнецова Владислава Ивановича. // Фонды школьного исторического   музея   им   дважды   Героя   Советского   Союза,   лётчика­ космонавта Б.В. Волынова. Поэтому,   он   планировал   самостоятельную   работу   на   неделю,   что позволяло   заблаговременно   подготовиться   к   практическим   занятиям, семинарам, регулярно повторял, глубоко осмысливал и закреплял пройденный материал. К самостоятельной работе он относился как к воинскому долгу. Скромный,   исполнительный,   дисциплинированный,   хороший   друг,   помогал товарищам   в   учёбе,   принимал   активное   участие   в   работе   комсомольской организации, часто выступал с докладами в научном обществе курсантов. За все свои успехи и достижения Владислав Иванович получил высокое звание Сталинского стипендиата (см. приложение № 9).7 В 1956 году окончил с золотой медалью Тихоокеанское высшее военно­ морское   училище   имени   адмирала   С.О.   Макарова.   Получил   назначение   на черноморский   крейсер   «Михаил   Кутузов»,   где   прослужил   до   апреля   1961 года   в   должности   командира   группы   управления   артиллерийским   огнём батареи правого борта (см. приложение № 10).  После   полёта   Юрия   Алексеевича   Гагарина,   летом   1961   года   был направлен во вновь созданные Ракетные Войска Стратегического назначения (РВСН),   на   полигон,   с   которого   взлетали   ещё   первые   советские   ракеты, «Капустин Яр» (см. приложение №11).  Там Владислав Иванович участвовал в доведении опытных образцов до серийных,   поступавших   в   войска   ракет.   За   годы   службы   быстро   рос   по служебной   лестнице,   получив   должность   заместителя   командира   полка   по ракетному вооружению. Несмотря   на   загруженность   и   большой   объем   работы   ему   всегда хотелось учиться дальше. И в 1963 году, непрерывная службу в ракетных войсках,   Кузнецов   В.И.   поступил   в   Ленинградскую   Военно­инженерную академию   имени   Можайского   Александра   Фёдоровича.   Сегодня   это Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно­космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации (см. приложение №12).  4 года он учился на заочном факультете, который с отличием окончил в 1967 году.    В 1969 – 1972 годах Владислав Иванович снова учился в адъюнктуре Ленинградской   Военно­инженерной   академии   им.   Можайского   А.Ф.,   по окончании которой стал кандидатом технических наук, защитив диссертацию по   космической   навигации   ­   определению   местоположения   и   скорости космического   аппарата   в   космическом   пространстве   при   его   орбитальном полёте.   Его   исследованиями   заинтересовались   в   Военно­морском   флоте,8 предложили вернуться на флот, на что согласился с радостью, т.к. при этом объединялись две привязанности: море и космос.  В 1976 году Кузнецов В.И. вернулся в военно­морской флот.  С 1980 года Владислав Иванович ­ старший   научный   сотрудник, в 1983 – 1988 годах ­ начальник отдела Научно ­ исследовательского института (НИИ) ВМФ   (см.   приложение   №13).     В   1987   году   в   Военно­морской   академии защитил докторскую диссертацию по специальности, связанной с космической навигационной системой «Глонасс» (см. приложение №14).  В 1988 году закончил службу на флоте в звании капитана первого ранга.  По   словам   учёного,   он   считает   себя   живым   участником   военно­ технической революции в Советском Союзе в 1960­1970 ­ х. годах.* 14 июля 2009 года Владислав Иванович посетил Прокопьевск, побывал в школе, оставив в музее свои воспоминания. Таким образом, благодаря упорству, стремлению быть всегда впереди, служить Родине простой парень из далёкого сибирского города Прокопьевска прошёл путь от курсанта училища до доктора технических наук.    *   Воспоминания   Кузнецова   Владислава   Ивановича.   //   Фонды   школьного исторического   музея   им   дважды   Героя   Советского   Союза,   лётчика­ космонавта Б.В. Волынова.  Научные открытия на благо Отечества.  Сегодня   Кузнецов   Владислав   Иванович   –   известный   специалист   в области   автономной   навигации   и   ориентации   космических   аппаратов. Основное   направление   научной   деятельности   связано   с   исследованием устойчивости управления космических аппаратов.  Он подготовил 5 кандидатов наук, является автором более 100 научных трудов, имеет 15 патентов на изобретения.9 Автор рассмотрел только два изобретения Владислава Ивановича:   ­  способ автономной навигации и ориентации космических аппаратов (патент РФ № 2318188, от 17.07.2006 г.)   Это   изобретение   относится   к   бортовой   системе   управления космическими аппаратами (КА) для автономной оценки орбиты и ориентации корпуса   КА.   Способ   автономной   навигации   и   ориентации   космических аппаратов   заключается   в   компьютерном   расчете   положения   в   трехмерном пространстве   орта   радиус­вектора   опорной   орбиты,   жестком   закреплении оптико­электронного прибора на корпусе КА и измерении в нем координат и яркости звезд, попавших в поле зрения в моменты навигационных сеансов. Целью   данного   изобретения   является   повышение   точности навигационных   оценок   и   получение   полных   оценок   ориентации   при уменьшении массогабаритных характеристик бортовой системы управления КА,   а   также   расширение   среды   применения   данного   способа   автономной навигации и ориентации для КА на любых орбитах.   Значение   данного   изобретения   заключается   в   том,   что   происходит увеличение   числа   решаемых   задач,   расширение   возможностей   среды применения способа для любых орбит, уменьшение количества измерительных приборов   и   массогабаритных   характеристик   бортовой   системы   управления КА (см. приложение № 15).  ­ способ автономной навигации и ориентации космических аппаратов на основе   виртуальных   измерений   зенитных   расстояний   звезд   (патент   РФ   № 2454631, от 28.10.2010г.)10 А это  изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в бортовых системах управления космическими аппаратами (КА) для определения автономных оценок орбиты и ориентации КА.  Целью данного изобретения является дальнейшее повышение точности решения   задач   навигации   и   ориентации   с   использованием   виртуальных измерений зенитных расстояний звезд без увеличения количества требуемых ОЭП. Значение   данного   изобретения   заключается   в   том,   что  происходит увеличение числа решаемых задач, расширение среды применения способа для любых   орбит,   уменьшение   количества   измерительных   приборов   и массогабаритных характеристик бортовой системы управления, сохраняется и в предполагаемом изобретении.  Для   достижения   данного   результата   осуществляют   определение положения   КА   в   трехмерном   пространстве   орта   радиус­вектора   и   других элементов опорной (расчетной, априори полагаемой) орбиты движения КА на основе   использования   информации,   поступающей   от   оптико­электронных приборов   (ОЭП),   закрепленных   на   корпусе   КА.   Минимальное   число требуемых ОЭП ­ три, из них два помещаются в подвесы для визирования оптимальным образом выбранных наиболее ярких звезд небесной сферы, один ОЭП жестко соединяется с корпусом КА, в нем измеряются координаты и яркости звезд, попавших в поле зрения в моменты навигационных сеансов и  Наибольшая   точность распознается   самая   яркая   (рабочая)   звезда.   определения   орбиты   получается   при   визировании   наиболее   ярких   звезд небесной сферы, их яркость и редкость в пространстве позволяют достичь высокой   надежности   и   точности   визирования.   Выбор   с   учетом   положений Солнца и Луны одной навигационной звезды близко к полюсу опорной орбиты, другой близко к ее плоскости создает надежные условия повышения точности оценок орбиты (см приложение №16).11 Заключение  Наша гипотеза оказалась верна. Автор выявил основные особенности становления Владислава Ивановича как учёного:  во – первых, отличная учеба в школе, военном училище, академии;  во – вторых, постоянное стремление к новым познаниям; в   –   третьих,   скромность,   дисциплинированность,   исполнительность, трудолюбие,   настойчивость,  грамотное   планирование   своего   времени   ­   вот отличительные черты характера нашего земляка;  в – четвертых, Кузнецову В.И. в своей деятельности удалось совместить военно­морской флот и ракетно­космические войска. Автор намерен продолжить исследование, узнать о новых изобретениях учёного,   вся   жизнь   которого   посвящена   одной   великой   цели   –   служению Родине!   Практическая значимость данной работы:  ­ на уровне школы: изучение «белых пятен» в истории родной школы, пополнение фондов исторического музея имени Б.В. Волынова;  ­   на   уровне     города:   пополнение   фондов   городского   краеведческого музея; Нам, молодому поколению, сегодня так не хватает тех отличительных чёрт характера, которые были и сеть у нашего знаменитого земляка, и это заставило меня задуматься о своем будущем.12 Список использованных источников: Воспоминания   Кузнецова   Владислава   Ивановича.   //   Фонды   школьного исторического   музея   им   дважды   Героя   Советского   Союза,   лётчика­ космонавта Б.В. Волынова.  Воспоминания   Астаповой   Галины   Михайловны   //   Фонды   школьного исторического   музея   им   дважды   Героя   Советского   Союза,   лётчика­ космонавта Б.В. Волынова. Кузнецов   В.И.   и   др.   Метод   автономной   астрономической   навигации   и ориентации   ИСЗ   [Текст]   /   В.И.   Кузнецов   –   Известия   вузов. Приборостроение, 2003. т.46, с.5­10.13 Приложения Приложение №1 Выписка № 18 из протокола Педагогического Совета  Мужской средней школы № 1   от 23 июня 1947 года.1415 Приложение № 2  Решение Педагогического Совета  мужской средней школы №1 от 9 июня 1949 года.   Приложение № 3 Василий Лукьянович Нефф – классный руководитель и  преподаватель немецкого языка МСШ №1.16 Приложение № 4 Евдокия Александровна Гаус –  учитель химии Мужской средней школы №1.17 Приложение № 5 Адольф Яковлевич Купер –  учитель русского языка и литературы. Приложение № 6 Усанов Владимир Никитович –   директор Мужской средней школы 1948 ­ 1951 годах,  преподаватель математики и физики, участник Великой Отечественной войны.18 Приложение № 7  Тихоокеанское Высшее Военно­морское училище  имени адмирала Макарова Степана Осиповича.19 Приложение № 8 Кузнецов В.И. – курсант Тихоокеанского Высшего  Военно­морского училища им. Макарова С. О.  Приложение № 9  Листовка «Кузнецов В.И. ­  сталинский стипендиат».20 Приложение № 10  Черноморский крейсер  «Михаил Кутузов». Приложение № 11 Советский полигон «Капустин Яр», середина 1960­ х годов.21 Приложение № 12  Ленинградская Военно­инженерная академия  имени Можайского Александра Фёдоровича.22 Приложение № 13  Кузнецов В.И. с супругой, середина 1980 – х. годов (у памятника Петра Великому).23 Приложение № 14 Космическая навигационной система «Глонасс».24 Приложение №15  Патент РФ № 2318188, от 17 июля 2006 года.  Приложение №1625 Патент РФ № 2454631, от 28 октября 2010 года.