Смещение Хрущева. Политические процессы в СССР в 1964-1985 гг.
Оценка 5

Смещение Хрущева. Политические процессы в СССР в 1964-1985 гг.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл—11 кл
23.03.2022
Смещение Хрущева. Политические процессы  в СССР  в 1964-1985 гг.
План занятия на тему: Смещение Хрущева. Политические процессы в СССР в 1964-1985 гг."
Политическое развитие СССР в 1960-1980-хх гг..docx

Смещение Хрущева. Политические процессы  в СССР  в 1964-1985 гг.

 

Цель урока:

Дать характеристику политической деятельности Н.С. Хрущева и выяснить причины его политического поражения; определить общую направленность политического развития страны в 1964 – 1985 гг.; понимать противоречивость общественно-полити­ческой жизни СССР в 1964 — начале 1985-х гг.; сущность процессов «застоя» в политике.

Задачи:

1.Образовательные:

·         Сформировать представления о развитие политической жизни в 1964-1985 гг.

·         Углубить представление учащихся об основных признаках «застоя».

2.Воспитывающие:

·         Содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов, воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории.

3.Развивающие:

·         Способствовать развитию познавательных умений: соотно­сить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, опреде­лять в них общее и различия, определять и объяснять свое от­ношение и оценку наиболее значительных событий в истории

Обучающиеся узнают:

·         Характерные черты политической жизни СССР в 1964-1985гг;

·         Основные положения Концепции «развитого социализма»;

·         Особенности Конституции 1977 г

·         Основные понятия данной темы


 

Основные вопросы

изучения материала

1) Итоги и значение «великого десятилетия» Н. С. Хрущёва.

2) Л. И. Брежнев и смена политического курса.

3) Новые идеологические ориентиры. Концепция «

развитого социализма»

4) Конституция СССР 1977 г.

Тип занятия

Изучение нового материала

Ресурсы занятия

Документы, изображения политических деятелей, рабочий лист

Основные понятия

и термины

Коррупция. Теневая экономика. Ресталинизация. Диссидентское движение. «Развитой социализм». Застой

Основные даты,

периоды

1964—1982 гг. — первый (с 1966 г. — Генеральный) секретарь ЦК КПССЛ. И. Брежнев. 1977 г. — принятие последней Конституции СССР

Персоналии

Ю. В. Андропов. Л. И. Брежнев. М. А. Суслов. Н. С. Хрущёв

Домашнее задание

1. Используя интернет-ресурсы, подготовьте презентацию плакатов, карикатур эпохи Брежнева с вашими комментариями: какие дополнительные сведения можно получить из этих источников; в чём субъективный характер этих источников. 2. Составьте схему-кластер «Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, Ю. В. Андропов, А. Н. Шелепин, М. А. Суслов: взгляды на политическое развитие страны в середине 1960-х гг.»

 

Модули занятия

Учебные задачи

для организации

образовательного процесса

Основные виды

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Оценивание

образовательных

результатов

Мотивационно-целевой

Особенности политического развития

Советского Союза во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.: путьк застою или время упущенных возможностей?

Планировать свою познавательную

деятельность по изучаемой теме.

Высказывать суждение о политическом развитии государства

Дискуссия

Ориентационный

(актуализации/

Повторения)

Каким образом изменилась политическая система Советского государства в результате преобразований

Н. С. Хрущёва?

Сравните основные положения Конституций 1936 и 1977 гг., самостоятельно выделив линии сравнения

Раскрывать последствия исторических событий, явлений.

Сравнивать исторические объекты,

самостоятельно выделив линии сравнения

Беседа.

Сравнение

Содержательно-операционный

Почему большинство граждан СССРвстретило отставку Н. С. Хрущёвас чувством не только удовлетворения,

но и настороженности?

Каковы причины усиления роли партии и партаппарата в жизни СССР? Назовите идеи, обосновывавшие консервативный политический курс.Выделите основные особенности идеологии брежневского периода.

Охарактеризуйте особенности Конституции 1977 г.

Проследите изменения в политической системе государства со второй половины 1940-х гг. до конца 1970-х гг.Расскажите о процессе ресталинизациипосле отставки Н. С. Хрущёва.Объясните, как объединены междусобой такие понятия, как «застой»,«партаппарат» («номенклатура»), «геронтократия», «теневая экономика».Какие идеологические новации предложил Ю. В. Андропов?

Раскрывать отношение общества

к политическим событиям.

Определять причины исторических

событий, явлений.

Выделять сущность явлений, процессов.

Выявлять особенности основных законов государства.

Раскрывать последствия исторических событий, явлений.

Раскрывать связь между развитием

военной промышленности и социальной сферой общества.

Раскрывать сущность исторических

понятий и связь между ними

Беседа.

Работа с текстом.

Анализ исторического источника.

Контрольно-

оценочный

(в том числе

рефлексивный)

Почему концепция «развитого социализма» была названа идеологиейзастоя? Согласны ли вы с подобнойхарактеристикой? Ответ аргументируйте.

Приведите примеры, иллюстрирующие складывание культа личности Л. И. Брежнева

Высказывать аргументированное собственное суждение.

Приводить примеры для подтверждения вывода

 


Ход урока

1.Организационный момент.

- приветствие присутствующих

- проверка студентов

2.Актуализация знаний

Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва  (отвечают)

Итоги правления Н.С.Хрущева

1. СССР превзошел все ведущие страны по темпам ВВП

2. Было построено более 8 тыс. предприятий

3. Значительно вырос уровень жизни народа

4. Лидирующие позиции по развитию научно-технического прогресса, велось освоение космоса, созданы предпосылки для реализации социальныхпрограмм

все это указывает на «советское экономическое чудо»

ОДНАКО, происходило снижение темпов экономического развития следует отметить, какие причины к этому привели:

1. Отказ властей от использования экономических стимулов к труду.

2. Сохранение идеологических ограничений;

3. Усталость общества от постоянных перемен.

 

3.Мотивация учебной деятельности.

Определение темы и задач урока:

Кто эти люди? Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев. Верно.

Предположите, какова будет тема урока?

- Смена политических лидеров, приход к власти Брежнева после Хрущёва. Верно. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов.

Что мы должны выяснить в рамках данной темы?

·      При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва?

·      Что послужило причинами заговора?

·      Приход к власти Брежнева и его политика.

4. Изучение нового материала

В 60-е годы политика Хрущёва стала вызывать недовольство широких слоёв общества. Крестьяне возмущались сокращением личного подсобного хозяйства и увеличением налогов. Горожане – перебоями с продовольствием и ростом цен на продукты. Верующие – новыми гонениями на церковь. Военные не могли простить Хрущёву сокращение Вооружённых сил. Чиновничество было взбудоражено проводившимися перестройками ведомств. Партийная бюрократия выражала недовольство введёнными ограничениями на пользование служебными автомобилями и дачами. Высших руководителей раздражала непредсказуемость Хрущёва в принятии решений. К тому времени новое поколение партийных руководителей уже укрепило позиции и не нуждалось в его поддержке.

Историческая справка:

Н.С. Хрущев оставался главой партии и государства до октября 1964 г. Парадокс: страна, добившаяся победы в тяжелейшей войне, ставшая сверхдержавой, сравнительно быстро восстановившая разрушенное войной хозяйство, приступает к преобразованиям. Необходимость реформ тогда осознавалась многими. Обратите внимание: и Берия, и Маленков, и Хрущев старались зарекомендовать себя именно как реформаторы, выступали с различными проектами реформ. Но результатом многочисленных хрущевских преобразований в самых разных сферах жизни стала вынужденная отставка под давлением своих бывших выдвиженцев, организовавших заговор против него. Еще более удивительно, что в поддержку Хрущева никто не выступил, а его смещение было почти всеми воспринято с одобрением. Почему же Хрущева удалось сравнительно легко отправить в отставку?

Преподаватель: время с середины 1960-х до середины 1980-х г. XX в. было периодом нашей истории, который называют «два­дцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпо­хой»., но чаще всего «периодом застоя». Данное определение появилось не сразу, а в годы «перестройки», что означало топтание на месте.

В этот период выделяется два этапа – 1964-1968 гг. и 1968-1985 гг., на протяжении которых прослеживается борьба двух тенденций – демократической и консервативной. С победой консервативной тенденции происходит нарастание негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падения авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить кризиса административно-командной системы.

В 1959 г. на XXIсъезде партии было объявлено, что «социализм в СССР победил полностью и окончательно». Вскоре на XXIIсъезд КППС в 1961 г. принял третью программу партии. В ней говорилось, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. На съезде был принят также новый устав партии. Провозглашался принцип систематического обновления (ротации) партийных органов (не более чем 2 срока по 4 года). Это встревожило аппаратчиков и настроило номенклатуру против Хрущёва.

После съезда Хрущёв продолжал проводить бесконечные реорганизации. Он был очень активен. Даже его дочь как-то сказала: «Надо отца сдерживать. Ему все время надо что-нибудь перестраивать. Он даже на даче каждое воскресенье стол письменный ставит на новое место».

В апреле 1964 г. Никиту Сергеевича Хрущёва поздравили с 70-летием. Но к этому времени заговор против него охватил уже почти всё высшее руководство.

В октябре отдыхающий на юге Хрущёв был вызван на Пленум ЦК КПСС в Москву, где ему предъявили обвинение в волюнтаризме (т.е. в том, что он принимал решения, ни с кем не советуясь, не учитывая мнения других). Ошарашенный Хрущёв почти не сомневался. Он сказал: «Я уже стар и устал. Пусть теперь справляются сами. Главное я сделал. Отношения между нами, стиль руководства поменялся в корне. Разве кому-нибудь могло пригрезиться, что мы можем сказать Сталину, что он нас не устраивает, и предложить ему уйти в отставку? От нас бы мокрого места не осталось. Теперь всё иначе. Исчез страх, и разговор идет на равных».

Хрущёва сняли, как было объявлено официально, «по состоянию здоровья». Первым секретарём ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, председателем Совета министров СССР стал А.Н. Косыгин.

Работа с группой

Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного руководства СССР Г. И. Воронова.

«Всё это готовилось примерно год... Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил против каждой фамилии «плюсы» (кто готов поддержать его в борьбе...) и «минусы». Каждого индивидуально обрабатывали...

Сегодня понимаешь: целью <его> смешения было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда, а захват власти, чтобы свернуть с этого курса...

Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка общая: вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства, направления его ошибок, а когда надо, его замены.

Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда ещё были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, <он> и мы, люди его окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились, чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований народ.

За этот половинчатый демократизм, не закреплённый к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и <ему> пришлось поплатиться».

Вопросы к документу.

1.Укажите год, когда состоялся названный в тексте пленум, а также фамилию руководителя СССР, против которого были направлены решения пленума.

2.На основе текста и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в тексте пленум. Кто готовил это решение пленума и почему? Почему пленум принял его?

3.Как автор относиться к решению пленума? Укажите не менее двух причин, названных автором для объяснения своего отношения к этому решению.

Ответы.

1. Оттепель. 1964. Хрущёв. 2. Вопрос об отстранении Хрущёва от власти. Готовил решение Брежнев, потому что именно он в результате этого становился бы лидером партии и государства. Много причин для недовольства Хрущёвым, на стороне заговорщиков было КГБ. 3. Автор считает решение ошибочным. Вместо того, чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность, куда менее яркую. За это пришлось поплатиться. Причины: подобные ошибки неизбежны

Фрагмент для ознакомления

отрывок из выступления на Пленуме ЦК КПСС

«Тов. Хрущев, сосредоточив в своих руках посты Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров, далеко не всегда правильно использовал предоставленные ему права и обязанности. Нарушая ленинские принципы коллективности в руководстве, он начал стремиться к единоличному решению важнейших вопросов партийной и государственной работы. За последнее времядаже крупные вопросы он решал по сути дела единолично, грубо навязывал свою субъективную, часто совершенно неправильную точку зрения... Всем товарищам, которые высказывали свое мнение, делали замечания, неугодные тов. Хрущеву, он высокомерно давал всевозможные пренебрежительные и оскорбительные клички, унижающие человеческое достоинство».

Историческая справка

Леонид Ильич Брежнев в первой половине 1960-х гг. проявил себя как мягкий, скромный и уступчивый руководитель. Именно поэтому он всех устроил как новый Первый секретарь ЦК КПСС. Брежнева называли «временной фигурой», ходили слухи, что вот-вот его заменит «сильная личность». Но постепенно из руководства были выведены как раз те, кого называли сильными личностями, а Брежнев был у власти 18 лет. Несомненно, это был человек очень скромных способностей. Он любил наслаждаться радостями жизни (охотой, быстрой ездой на автомобиле), а не работать. В последние годы жизни Брежнев страдал тяжелыми заболеваниями, в том числе расстройством дикции, которое стало поводом для бесчисленных анекдотов. И, тем не менее, он не только не был свергнут, но поток славословий усиливался с каждым годом.

Преподаватель: почему Л.И. Брежнев 18 лет оставался во главе партии и государства?

С приходом к власти Л.И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил золотой век. В качестве главного лозунга была выдвинута идея «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к коррупции.

Преподаватель: что такое коррупция?

Термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность.

Уже первые решения возвращали к привычным методам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Их количество с каждым годом росло. Стабильность обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж. Несмотря на возраст и явные проблемы со здоровьем, они крепко держали власть в своих руках. Это явление получило название «геронтократия» (власть стариков).

Был узаконен контроль со стороны партийного аппарат над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС в 1966г. были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущеве. Делегаты проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС, измененном на XXIVсъезде партии в 1971 г., было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения.

Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией».

Преподаватель: в чем состоялась причина усиления роли партии и партаппарата в жизни СССР?

Ответ:к причинам усиления роли партии относится недовольство демократизацией партии при Хрущеве, потеря партией влияния и власти.

Преподаватель: для материального обеспечения аппарата была усовершенствована система льгот и привилегий. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой».

 С конца 1960-х годов начинается кампания по возвеличиванию самого Л.И. Брежнева. По личному указанию самого Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении   съездов партии и общественных организаций в Кремлевском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимый «шумовой эффект».

Историческая справка

В 1966 г. было отменено требование периодической ротации (замены) партийных кадров. В 1970-е гг. благодарная номенклатура развернула кампанию по возвеличиванию Брежнева, должность которого официально (с 1966 г.) вновь, как и при Сталине, именовалась Генеральный секретарь ЦК КПСС. Закончивший войну генерал-майором, начальником Политуправления 4-го Украинского фронта, Брежнев стал Маршалом Советского Союза, четырежды Героем Советского Союза и Героем Социалистического труда, кавалером ордена Победы (этим орденом награждались только военачальники за осуществление успешных крупных военных операций). Он превратился в главную звезду советского телеэкрана (телевидение было обязано показывать Брежнева и остальных членов Политбюро в соотношении 3:1), получил Ленинскую премию по литературе за цикл мемуаров, которые в действительности были написаны группой профессиональных литераторов. Однако культ личности Брежнева, в отличии от сталинского, приобрел характер фарса. Официально ему воздавались все мыслимые и немыслимые почести, а на кухнях советских граждан он подвергался язвительным насмешкам, стал главным героем анекдотов.

Факты из исторических документов

«Набирал кажущуюся силу новый культ личности… Первый становится генеральным. [Он] занимает еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся». 

При Брежневе, линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах. Разделы, содержащие критику культа личности, исчезали при переиздании учебников по истории.

Преподаватель: прочтите отрывок из статьи современного публициста и укажите, к какому периоду относится приведённая характеристика.

«…История страны и партии продолжала искажаться и умалчиваться… сотни тысяч, а может быть, и миллионы людей оставались оболганными и нереабилитированными; Сталин и его сподвижники пребывали, в сущности, под защитой партии и государства как некий ценный исторический памятник; правда о жизни - сегодняшней и вчерашней – с трудом пробивалась в средства массовой информации…»

Ответ: период «застоя»

Преподаватель: Подумайте и скажите, какое условие необходимо в стране, чтобы не было злоупотребления властью, коррупции и прочих негативных черт?

Обучающиеся: предлагают свои варианты.

Преподаватель: на праздновании 50-летия Октября Л.И. Брежнев заявил, что наступила эпоха развитого социализма и со временем это оформилось в новую идеологическую концепцию. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества, об окончательном решении национального вопросы, отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. В официальных документах концепция развитого социализма трактовалась как обязательный этап на пути к построению коммунизма. Она концентрировала внимание на том, что существовавшие в обществе кризисные явления следует рассматривать как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика совершенствования социализма. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости, в теоретическую, отодвигая её реализацию на долгие времена.

Преподаватель: как думаете почему это произошло?

Обучающиеся: предлагают свои варианты.

Преподаватель: 7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР, которая провозгласила создание развитого социалистического общества. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности.

Вместе с тем ст.6 определила КПСС как «руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы». Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой. Видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых относились право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. В конституции были закреплены и положения, предусматривавшие расширения прав общественных организаций. Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР. Однако многие зафиксированные права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.

Преподаватель: перед вами таблица, на которой расположены основные положения Конституций 1936 и 1977 гг., чем они отличаются, и какие положения остались?

Дополнительное изображение

Преподаватель: Какие же особенности Конституции 1977 г?

Ответ: Конституция 07.10. 1977 г

1.Закрепила руководящую роль КПСС:

2.Провозгласили курс на построение «развитого социалистического общества»;

3.Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;

4.Партия стала «политическим ядром»;

5.Политический аппарат стал главной политической силой;

6. Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.

Преподаватель: в развитии общественно-политической жизни прослеживалось две тенденции: демократическая и антидемократическая. С одной стороны, в 1970-1980-х гг. интенсивно росла численность общественных объединений (профсоюзы, комсомол, народный контроль, организации творчества). С другой стороны, все массовые объединения находились под контролем партийных организаций. Деятельность общественных структур создавала иллюзию участия в управлении широких масс населения. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах. Взятки и хищения затронули почти все уровни партийно-государственного руководства. Происходило сращивание деятелей теневой экономики и представителей номенклатуры.

Широко отмечались разные праздники, юбилеи. Собиравшиеся один раз в 5 лет съезды партии проходили в торжественной обстановке по заранее расписанному сценарию, В 1980 г. Москва стала хозяйкой летних Олимпийских игр, превратив их в грандиозный спортивный праздник.

Общую благостную картину «застоя» нарушали отдельные недовольные, решавшиеся на открытые выступления. Больше всего их было среди деятелей культуры, страдавших от усиления цензурного гнета.

В интеллигентской среде возникло оппозиционное диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации. Призванным духовным лидером правозащитников стал академик А.Д. Сахаров. 

В качестве защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю.В. Андропова специально для борьбы с инакомыслящими (диссидентами) было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале проработки, «воспитательные беседы», аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на принудительное лечение в психиатрические больницы.

Историческая справка

В 1966 г. состоялся открытый политический процесс – суд над арестованными в 1965 г. писателями А.Д Синявским и Ю.М. Даниэлем, произведения которых под псевдонимами были опубликованы за рубежом. Они обвинялись в антисоветской деятельности и решением суда были осуждены на 7 и 5 лет лишения свободы. Данный процесс вызвал общественный протест представителей интеллигенции, что повлекло за собой усиление диссидентского движения в целом.

Диссидентское движение было малочисленным. Население испытывало к нему различные чувства – от сочувствия до неприязни, но не желало включаться в борьбу с режимом. Значение диссидентства в том, что в этой среде разрабатывались различные идеи и представления о судьбе России, которые были востребованы позже.

Работа с историческим источником

Из записки председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС.

«Совершенно секретно.

Среди научной, технической и части творческой интеллигенции рас­пространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме одной из таких теорий «демократического социализма», автором которой является академик Са­харов, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической си­стемы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговремен­но разработать её модель с тем, чтобы она являлась синтезом положитель­ного опыта в существующих ныне общественно-политических системах.

В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «огра­ничение или ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии даёт пра­во на существование оппозиционных воззрений, требуют предоставления легальных возможностей для выражения несогласия с официальным кур­сом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, пороча­щих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным.

На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литерату­ры происходит определённая консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции…

…Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось полити­ческое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителей, ак­тивистов и опирается на значительное число сочувствующих, не прини­мая чёткой формы организации, ставит себе определённые цели и избирает определённую тактику, добивается легальности».

Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию стра­ны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, со­противление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремиз­мом любого толка»».

Вопросы

l. Какое общее название получило движение, о котором говорит­ся в документе? В какое десятилетие оно возникло, и кто был руководителем СССР в этот период?

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх средств, которые использовались властью в борьбе с данным движением.

З. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх общих целей, которые ставили перед собой большинство пред­ставителей описанного в тексте движения.

 Преподаватель: 7 ноября 1982 г. едва живой Брежнев появился на трибуне Мавзолея во время военного парада и демонстрации, а через три дня он скончался. Вопрос о приемнике к тому времени уже был решен. Им стал 68-летний Юрий Владимирович Андропов, долгое время возглавлявший КГБ. Этого умного и энергичного руководителя поддерживали авторитетные министры иностранных дел и обороны А.А. Громыко и Д.Ф. Устинов, обеспокоенные ситуацией в стране. Андропов смог также скомпрометировать некоторых своих конкурентов, используя возможности КГБ: на них собиралась конфиденциальная информация, распространялись порочащие слухи.

Преподаватель: подводя итоги правления Брежнева, какие характерные черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг. вы можете назвать?

Ответ

1.Несменяемость руководящих кадров; старение руководства страны(геронтократия- власть старейших); (стабильность кадров»-лозунг Л.И.Брежнева): «законсервировали» политический режим

2.коллегиальное руководство страной;

3.Централизация управления;

4.Идеологизация общественной жизни;

5.Реабилитация И.В.Сталина –ресталинизация

6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;

7.Полное сращивание государственного и партийного аппарата;

8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);

9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;

10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;

11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.

Преподаватель: Андропов сразу приступил к решительным действиям. Во-первых, развернулась борьба против коррупции. Кого-то из номенклатурных работников отправили в отставку, кто-то застрелился. Всего за год с небольшим было сменено 18 министров и 37 первых секретарей в регионах. Во-вторых, началась борьба за укрепление трудовой дисциплины. Она приобрела карикатурные формы: милиционеры задерживали прогульщиков в очередях, парикмахерских, кинотеатрах, банях. Вместе с тем Андропов первым из руководителей СССР признал отставание нашей страны от Запада и плохое понимание того общества, в котором мы живем – и это прозвучало очень неожиданно.

Есть некоторые свидетельства того, что Андропов замышлял и отдельные преобразования в экономике. Но у него довольно быстро ухудшилось здоровье, а 9 февраля 1984 г. он умер (отказ почек вследствие многолетней подагры). Напуганные его действиями, геронтократы (пожилые люди у власти) вручили должность Генерального секретаря ЦК УПСС 73-летнему Константину Устиновичу Черненко – одному из ближайших соратников Брежнева, слабому руководителю и больному человеку.

Черненко ушел из жизни в марте 1985 г. Народ уже стал привыкать к пышным похоронам. Обеспокоенные ситуацией в государстве и падением авторитета власти, члены ЦК видели только одну кандидатуру на должность главы партии и государства – Михаила Сергеевича Горбачёва.

Из воспоминаний М.С. Горбачева:«Несколько групп первых секретарей обкомов посетили меня. Призывали взять твердую позицию и взять на себя обязанности генсека. Одна из таких групп заявила, что у них сложилось организационное ядро и они не намеренны больше позволять Политбюро решать подобного рода вопросы без учета их мнения».

Горбачёв был самым молодым и деятельным членом Политбюро. В его поддержку высказался авторитетнейший член Политбюро ЦК КПСС А.А. Громыко. И Горбачёв стал генсеком 11 марта 1985 г.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. казалось почти невозможным появление во главе Советского Союза молодого энергичного реформатора. Более того, вообще не верилось в возможность серьезных перемен в СССР. Однако, 54-летний Горбачев энергично приступил к преобразованиям.

Преподаватель: как вы думаете, почему государство вновь возглавил реформатор?

4. Закрепление материала.

Вопросы

Каковы главные критерии при назначении на должность? (личная лояльность чиновника);

Объясни «теневая экономика»? -(экономическая деятельность, находящаяся вне государственного контроля и скрываемая от общества);

Концепция политики Брежнева? (развитой социализм);

Когда был принята новая Конституция СССР? (7 ноября 1977 г)

Чем было вызвано появление в СССР диссидентского движения в СССР? (Усиление цензурного гнета)

Кто возглавил государство после смерти Брежнева? (Андропов и Черненко)

5. Рефлексия

Я узнал…

Я запомнил…

Я понял…

Мне было трудно…

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Смещение Хрущева. Политические процессы в

Смещение Хрущева. Политические процессы в

Основные вопросы изучения материала 1)

Основные вопросы изучения материала 1)

Содержательно-операционный

Содержательно-операционный

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Преподаватель: в ремя с середины 1960-х до середины 1980-х г

Преподаватель: в ремя с середины 1960-х до середины 1980-х г

Укажите год, когда состоялся названный в тексте пленум, а также фамилию руководителя

Укажите год, когда состоялся названный в тексте пленум, а также фамилию руководителя

Был узаконен контроль со стороны партийного аппарат над всеми сторонами жизни общества

Был узаконен контроль со стороны партийного аппарат над всеми сторонами жизни общества

Ответ: период «застоя» Преподаватель:

Ответ: период «застоя» Преподаватель:

Преподаватель: Какие же особенности

Преподаватель: Какие же особенности

Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговремен­но разработать её модель с тем, чтобы она являлась синтезом положитель­ного опыта в существующих ныне общественно-политических системах

Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговремен­но разработать её модель с тем, чтобы она являлась синтезом положитель­ного опыта в существующих ныне общественно-политических системах

Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти; 10

Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти; 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022