СМИ – четвертая власть
Оценка 4.8

СМИ – четвертая власть

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл—11 кл
25.03.2018
СМИ – четвертая власть
«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад» (Исократ) Тип занятия: проблемный урок с элементами игрового моделирования. Форма занятия: Урок: «Открытых мыслей», «Встреча с интересными людьми». Продолжительность: 2 урока по 40 минут. Цели и задачи: 1. Познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество; 2. Научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию; 3. Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума; 4. В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, власть, СМИ – четвертая власть. 5. Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с интересными людьми приглашенные на урок и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в группах); усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.
СМИ – четвертая власть.doc
СМИ – четвертая власть «Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно  известное всем выразить по­иному, а дела недавнего времени представить на старый лад» (Исократ) Тип занятия: проблемный урок с элементами игрового моделирования. Форма занятия: Урок: «Открытых мыслей», «Встреча с интересными людьми». Продолжительность: 2 урока по 40 минут. Цели и задачи: 1. Познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество; 2. Научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически  осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою  позицию; 3. Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума; 4. В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, власть, СМИ – четвертая власть. 5. Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение  потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с интересными людьми приглашенные на урок и  одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в группах); усилить внимание к предмету,  который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности. Ход урока I. Учебная мотивация Предлагается провести игру «Испорченный телефон». Сидящим на первых партах дается информация, которую  они должны запомнить и быстро передать другому ученику. Информация: «Свободная пресса – это существенная часть демократического общества. А общество – это мы.  Информация предоставляемая СМИ должна быть понятна сапожнику, булочнику, домохозяйке. Тогда  правительство вынуждено будет прислушаться к общественному мнению» Попросите проанализировать игру. Что произошло с информацией?  С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?   Почему так получилось?  Кто несет ответственность? Учитель обращает внимание на то, что именно информации, ее влиянию на человека и будет посвящен  урок. Учащиеся должны понять, что результаты игры полностью зависят от конкретных действий участников,  которые не корректно передали информацию, спешили, не все запомнили. Обсуждение результатов игры  позволяет перейти к следующему этапу урока – постановке проблемы. Постановка проблемы Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть,  вообще не забивать свою голову информацией? Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?  Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать? Должна ли эта информация  иметь какие­ либо ограничения или нет? Что такое факт и мнение? Как человеку сделать свой выбор?  Попробуем ответить на эти вопросы. На урок приглашен Член Союза журналистов России, обозреватель районной газеты «Маяк дельта» –  Атрашкевич Евгений Константинович. План урока:    Что такое СМИ? Какова роль СМИ в жизни людей? Как относиться к информации, которую предлагают СМИ? II. Работа с понятиями Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение понятий: СМИ, информация, СМИ –  четвертая власть, власть, общественность. СМИ – это систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино,  звукозапись, видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данного общества. Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, сообщения, осведомляющие  о положении дел и состоянии чего­либо. «СМИ – четвертая власть» – это выражение означает, что СМИ в демократическом обществе должно  находиться в конструктивной оппозиции к трем ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной. Власть – это право, сила и воля над чем­то, свобода действий и распоряжений. Право и возможность  распоряжаться кем­, чем­нибудь, подчинять своей воле. Общественность – это передовая часть общества, выражающая его мнение. Задание 1. Учащимся предлагается в данное им определение вставить пропущенные слова и объяснить, почему  они вставили именно эти слова и как они связаны с содержанием определения. Информация – это сведения об … мире и протекающих в нем … сообщения, осведомляющие о положении … и  состоянии чего­либо. (Пропущенные слова: окружающем, процессах, дел). Задание 2. Учащимся предлагается определение, в которое необходимо вставить пропущенные слова и  объяснить, почему именно эти слова здесь необходимы. Выражение «СМИ – четвертая власть» означает, что СМИ в …. обществе должны находиться в конструктивной  … к трем… власти: …, …, и … (Пропущенные слова: законодательной, оппозиции, ветвям, исполнительной,  демократическом, судебной). Задание 3. (внимание на слайд) Один из отцов американской демократии, президент США Томас Джефферсон,  почти 200 лет назад писал: « Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты  без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее». Что имел виду Томас Джефферсон,  говоря о том влиянии, которое могут оказывать СМИ на общество? Предварительные результаты. Во время обсуждения результатов работы над понятиями, заданиями, каждая группа представляет свои  результаты, свою формулировку понятиям. Другие группы могут задавать вопросы. III. Какую роль играет СМИ в жизни людей? Ученики заполняют «Шкалу мнений»   «Шкала мнений» СМИ приносят пользу человеку и обществу: 1. 2. 3. 4. 5. СМИ наносят вред человеку и обществу: 1. 2. 3. 4. 5. После заполнения предлагается схема «Роль СМИ в жизни человека» (Какие функции выполняет СМИ )   «РОЛЬ СМИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Задание 4. Учащимся предлагается составить рассказ о том, что произойдет с конкретным человеком (учителем, врачом, студентом, политиком и.д.), если СМИ в течение целого дня не будет давать никакой информации  (объявят забастовку). Предварительно проанализировать схему 2 СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ Вопросы обсуждения: 1. Доверять или не доверять СМИ? 2. Какое должно быть отношение к информации предоставляемой СМИ? У журналистов есть хорошее высказывание: «Если собака укусит человека, то это не новость, новость –  когда человек укусит собаку». Ученики отвечают на вопросы:   Как вы понимаете это высказывание? Какая информация, предоставляемая СМИ, является шокирующей?  IV. Социологический опрос СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ  Как относится к информации, которую предлагает СМИ? Задание 5. На урок приглашен журналист, который поможет профессионально ответить на вопросы и найти  аргументы в защиту право СМИ на распространение объективной информации. Ролевая игра «Письмо правительству» (разбор ситуации, где ученики высказывают свою точку зрения по  данной проблеме) Представьте себе следующую ситуацию. По телевидению показали документальный фильм о нечеловеческом  содержании и пытках людей, похищенных с целью выкупа. В фильме были подробно показаны издевательства и пытки, которым подвергались пленники. Эти кадры специально снимали бандиты, чтобы шантажировать  родственников жертв. Показ фильма потряс всю страну и вызвал неоднозначную оценку у населения. Одни  считали, что фильм очень полезен, так как способствует формированию негативного отношения людей к  насилию, действиям бандитов, похищению людей. Другие резко осуждали показ этого фильма, так как трансляция по телевидению изощренных сцен насилия, страшных мучений людей, изуверских пыток является  пропагандой насилия. К тому же у части телезрителей были случаи сердечных приступов, нервных срывов и  расстройств, особенно у пожилых людей и детей (дети не спали по ночам, кричали, плакали и т.п.).  Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Мнение людей разделились. Правительство  стало получать множество писем. В одних письмах высказывались требования запретить показ подобных  фильмов, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фильмы как предостережение для  общества. Правительство должно решить, что рекомендовать телекомпаниям. Задания группам: 1. 2. 3. 4. гр. – общественность пишет письмо в поддержку СМИ. гр. – общественность пишет письмо против показа подобных передач и публикации материалов в газете  и журнале. гр. – журналисты защищает право СМИ на распространение объективной информации. гр. – правительство (эксперты) выносят решение. (Сначала слово общественности (1­2 гр.) для обоснования своей позиции. Затем журналисты защищают право  СМИ на распространение объективной информации. Эксперты выносят решение, насколько убедительными  были аргументы сторон.) Вопросы обсуждения: 1. Транслировать или не транслировать, публиковать или не публиковать информацию, содержащую  насилие и жестокость? 2. Должны ли в свободном обществе существовать ограничения для СМИ? 3. Нужно ли ограничивать СМИ в трансляции и публикации информации? 4. Существует ли предел доверия СМИ? 5. Каково ваше личное отношение к скандальной информации? Многие из класса хотели бы связать свою дальнейшую судьбу с профессией журналист и подготовили вопросы: 1. В период предвыборной кампании СМИ стремится дать как можно больше информации о кандидатах.  Избирателей интересует все, в том числе и личная жизнь кандидатов. Как должны действовать СМИ,  чтобы удовлетворить запросы избирателей и не нарушить при этом право на личную неприкосновенность частной жизни? 2. Какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения СМИ и правительства в современном обществе? 3. Трудна ли профессия журналиста? V. Выводы: 1. СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред.  Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую  информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что  нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный  выбор человека. 2. В свободном обществе должны существовать свободные СМИ, но это не значит, что не должно  быть никаких ограничений. Законодательство Р.Ф. запрещает распространять информацию,  разжигающую социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. СМИ не должно  нарушать права человека и нравственные нормы общества. VI. Рефлексия «Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1­до 5 баллов. Оценивается работа  группы). Спасибо за урок. Удачи всем! VII. Домашнее задание «ПРОБА ПРЕРА»: написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в местной газете «Маяк дельта».  Задание было предложено обозревателем районной газеты Атрашкевичем Е.К. VIII. Оценки за урок Структура занятия  Этапы урока Формы и методы Врем я Ожидаемые результаты I. Мотивация. Игра «Испорченный  телефон». Постановка проблемы II. Работа с понятиями. III. Изучение основной  проблемы: «Роль СМИ в  жизни человека». Отношение к  информации,  предоставляемой СМИ. Составление «Шкалы  мнений». IV. Социологический  опрос. Ролевая игра «Письмо  правительству» Игра. Объяснениеучителя 5 мин. У учащихся должна появиться  Работа в  группах;исследовательский  метод; поисковыйметод; работа со словарем Работа в группах. Метод моделирования,  исследовательский метод;  аналитический метод. Дискуссияролевая игра  (элемент дебатов) потребность, желание обсуждать  проблемы, выносимые за урок. 10 мин. Учащиеся усвоят понятия:СМИ,  информация, власть, «СМИ –  четвертая власть». 20 ми н. 10 мин. 10 мин. 8 мин. 10 мин. Учащиеся покажут умения  моделирования различных  ситуаций, прогнозировать  последствия того или иного  решения, анализировать схемы,  таблицы, аргументировать и  формулировать выводы, выполнять заданную роль. Учащиеся покажут умение  аргументировать свою точку  зрения, принимать аргументы  других, делать выбор и отстаивать  его. V. Итоговая дискуссия. Беседа, обсуждение 2 мин. Учащиеся должны суметь  VI. Рефлексия. VII. Домашнее задание. сформулировать выводы, показать  понимание того, что они приобрели  2 мин. 2 мин. VIII. Оценки за урок. 1 мин. новые умения делать выбор; умение оценить себя и своих

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть

СМИ – четвертая власть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018