Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)
Оценка 4.6

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
11.06.2017
Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)
Смотр знаний по теме "Соединение химических элементов" проводиться в занимательной форме. Ребята, путешествуя на "Корабле Знаний", побывают в мире веществ, царстве минералов, увидят "волшебный цветок" и станут участниками познавательных конкурсов, эстафет, химического аукциона.Участники продемонстрируют свои знания и умения применять их в разных ситуациях.
Смотр знаний химия 8 класс.doc
учитель химии МБОУ СОШ № 15 г. Сургут Тюменской области Пехтерева Галина Григорьевна,  Смотр знаний по теме «Соединения химических элементов». Цель:  обобщить и  систематизировать  знания  учащихся  по теме «Соединения  химических элементов», уметь применять их при выполнении заданий практического характера. Задачи: Образовательные:  организовать обобщение знаний и обеспечить понимание обучающимися основных понятий темы. Развивающие:  продолжить формирование учебно – познавательных компетенций: выделять главное, логически мыслить,  умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать навыки самостоятельной работы, проведения эксперимента, соблюдая правила ТБ. Воспитательные:  создавать   условия   для   увлеченного   учения,   формирования   способов эффективного   взаимодействия   обучающихся;   воспитывать   чувство   ответственности   и гордости за совместный результат познавательной деятельности. Тип урока: повторительно – обобщающий. Методы и методические приемы: фронтальный опрос, беседа, наглядные методы, рассказ с использованием   опорной   схемы,   ИКТ,   метод   сотрудничества,   демонстрация   средств наглядности, лабораторный эксперимент, самостоятельная работа. Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Межпредметные   связи:  физика,   история,   математика,   география,   биология,   а   также повседневная жизнь человека. Оборудование   и   реактивы:  рисунок   «Корабль   знаний»,   карточки   с   формулами   веществ разных классов, «Волшебный цветок», тренажеры; карточки «Этапы урока», растворы кислот, щелочей, индикаторов; презентация «В мире веществ»; коллекция минералов: гранит, горный хрусталь, апатит, магнитный железняк, мрамор. Участники: учащиеся 8­го класса и их родители. Жюри: учащиеся 9 ­ 10­х классов, родители, педагоги школы. «Просто знать – еще не все,  знания нужно уметь использовать». 1.Интеллектуальная разминка. Этапы смотра знаний: Гете. 1 2.Конкурс капитанов. 3.Эстафета формул. 4.Волшебный цветок. 5.Химический аукцион. 6.В царстве минералов  7.В мире веществ. 8.Рефлексия. Подведение итогов. 1.Организационный момент. Приветственное слово учителя, сообщение цели занятия.   Учитель  представляет команды, капитанов « Корабля Знаний», членов жюри. Результаты работы будут заноситься в «Оценочный лист работы учащихся». 1 этап смотра знаний – «Интеллектуальная разминка». Победительницей станет та команда, которая за 3 минуты ответит на большее количество  вопросов. Вопросы командам задаются поочередно. 1.Что изучает химия? 2.На какие группы можно разделить вещества по составу? (простые и сложные)  3.эта формула отражает сразу состав трех веществ: мела, мрамора, известняка. (CaCOз) 4.Этого вещества в организме человека более 70%, а у медузы – более 97%. (вода)  5.Эта кислота содержится в желудке человека и животных. (соляная кислота) 6.Как   называются   вещества,   изменяющие   окраску   под   действием   кислот   и   щелочей? (индикаторы)  7.Условный заряд атома называется ____ ? (степень окисления) 8.Как называются соединения, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород со степенью окисления “­2”? (оксиды) 9.Чему равно число Авогадро? (6*1023 частиц/моль) 10.Моль — это единица измерения физической величины, которая называется ... (количество вещества) 11.Какое вещество называют «сухой лед» и применяют для хранения мороженого? (твердый углекислый газ) 12.Эта соль используется для получения щелочи и хлора. Без нее мы не садимся за стол. (поваренная соль) 13. Оксид этого металла используют в металлургии для выплавки чугуна. (оксид железа (III)) 2 14.Эту кислоту называют хлебом химической промышленности. При растворении ее в воде выделяется много тепла, поэтому ее тонкой струйкой льют в воду. (серная кислота) 15.Как называется химическая связь между металлом и неметаллом? (ионная) 16.Вид связи в молекулах воды? (Ковалентная полярная) 17.Вид связи в молекуле кислорода? (Ковалентная неполярная) 18.Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль) Жюри оценивает ответы, команды получают жетоны. 2 этап смотра знаний «Конкурс капитанов». Пока капитаны выполняют задание, остальные участники Смотра знаний принимают участие в «Эстафете знаний». Капитаны получают карточки с индивидуальными заданиями. Карточка 1.Соблюдая правила ТБ, проведи химический эксперимент и определи, в какой из пробирок   находятся   растворы   соляной   кислоты,   гидроксида   натрия,   поваренной   соли. Объясни полученные результаты. Карточка 2. Сколько молекул содержится в чайной ложке воды? (масса воды 4,5г.) Карточка3.Ягоды  брусники могут длительное  время хранится в свежем виде  без сахара. Этому   способствует   наличие   в   них   прекрасного   консерванта   –   бензойной   кислоты. Установите формулу бензойной кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С­ 68,85%; Н – 4,92%; О – 26,23%; Мr = 122.                                      (Ответ: С7Н6О2) 3 этап смотра знаний «Эстафета формул». Задания   командам:   по   химическому   тренажеру   «Формулы   неорганических   соединений» каждый   учащийся   читает   одну   формулу,   называет   вещество   и   указывает   класс   данного вещества. Выполнив задание, переходят к следующему заданию. По   химическому   тренажеру   учащиеся   по   формуле   пишут   название   веществ, определяют класс; для одного из них находят относительную молекулярную массу. Результаты работы заносятся в «Оценочный лист работы учащихся» и сдаются жюри. (Приложение № 1,2) 4 этап смотра знаний «Волшебный цветок». На лепестках «Волшебного цветка» для каждой команды написаны названия солей. Учащиеся выходят к доске и пишут формулы солей. 1  команда:   хлорид   бария,  нитрат  алюминия,  карбонат  натрия,  сульфат   меди   (I),  фосфат кальция, нитрит магния, силикат натрия, сульфид железа (III). 2 команда: фосфат калия, нитрит железа (III), сульфат натрия, карбонат кальция, силикат меди (I), хлорид магния, сульфид лития, нитрат цинка. 3 3   команда:  нитрит   алюминия,   сульфат   натрия,   карбонат   магния,   силикат   калия,   фосфат кальция, хлорид железа (III), нитрат кальция, сульфид меди (I). 5 этап смотра знаний «Химический аукцион». Лот 1. Плитка шоколада “Российский” массой 100г. В этой плитке содержится 34,2г сахара (формула сахара С12Н22О11). Сколько молекул сахара находится в этой плитке шоколада?  Ученик, назвавший правильный ответ, становится владельцем плитки шоколада.  (6*1022 молекул). Лот 2.  Бутылка газированной воды “Святой источник” объёмом 1 литр. Какое количество воды содержится в этой бутылке?  Ученик, назвавший правильный ответ, становится владельцем этой бутылки  (ответ: 55, 56 моль). Лот 3.Один воздушный шарик вмещает 1 л (н.у.) кислорода. Может ли воздушный шарик содержать 0, 5 моль этого газа? Ученик, назвавший правильный ответ, получает красивый воздушный шарик. 6 этап смотра знаний «В царстве минералов». Жюри подводит итоги работы, подсчитывая баллы, а учащиеся, родители и болельщики знакомятся с презентацией «В царстве минералов». (на столах учащихся коллекции минералов) Гранит. Камень – великан, ставший подножием знаменитому на весь мир памятнику Петру Первому, каменотесы называли «Гром ­ камень», т. е. громадный, огромный. С этим камнем связана   целая   история.   Когда   создатель   памятника   решил   поставить   фигуру   всадника   на настоящую скалу, был дан приказ найти подходящий камень. И недалеко от берега Финского залива один финский дровосек нашел такой камень – великан. В лесу построили жилище для 400 мастеровых людей, и они много месяцев подряд вырубали этот камень из скалы. Чтобы его   привезти,   построили   огромный   плот,   который   привязали   к   двум   боевым   кораблям   – фрегатам. Они – то и привезли по воде камень к нужному месту на берегу реки Невы. Гранит – так называется этот могучий строительный камень. В названии камня слышится твердость и сила. А название свое он получил от слова «зерно». Если всмотреться в него, то можно   увидеть,   что   он   весь   словно   составлен   каменных   зерен,   разных   по   цвету.   Гранит состоит  из   трех  разных  камней  – сверкающего  кварца  (SiO2),   темной  слюды,   цветастого полевого шпата. Магнитный железняк, магнетит (Fe 3О4) – содержит более 72 % железа. Самое интересное в нем – природный магнетизм, свойство, по которому и был открыт этот минерал. 4 Магнетит был назван в честь греческого пастуха Магнеса. Магнес пас свое стадо возле холма над   рекой.   Вдруг   посох   с   железным   наконечником   и   его   подбитые   гвоздями   сандалии притянула к себе гора. Гора, сложенная сплошным серым камнем. Минерал магнетит дал название магниту, магнитному полю и всему загадочному явлению магнетизма, которое со времен Аристотеля изучается и по сей день. Мрамор – один из важнейших строительных материалов. Он достаточно тверд, но его можно пилить, шлифовать, полировать. Древние греки высекали из него статуи, строили храмы. В итальянском городе Милане есть собор. Он построен из чистейшего белого мрамора. Две тысячи   фигур,   высеченных   из   белого   мрамора.   А   внутри   множество   мраморных   колонн, тонкая резьба, выполненная по камню лучшими мастерами. Многие   станции   метро   облицованы   мрамором,   в   Сургуте   –   здание   вокзала,   стена транспортной развязки автомобильной дороги. На Урале есть железнодорожная станция – Мраморная. Неподалеку от нее долгие годы велась добыча мрамора. В состав мрамора входит карбонат кальция СаСО3. Горный хрусталь. «Хрусталь» – по  ­ гречески – лед. Камень действительно похож на лед. Даже в самый жаркий день горный хрусталь остается прохладным. Богатые римляне заказывали мастерам большие хрустальные шары, чтобы охлаждать о них руки. В минеральном музее в Москве хранятся камни весом в тонну. Их привезли с Полярного Урала. В Оружейной палате в Москве есть самовар, вырезанный из одного кристалла горного хрусталя.   В   наше   время   горный   хрусталь   применяется   для   изготовления   украшений, получения высокочувствительных приборов. Горный хрусталь – разновидность кварца, оксида кремния ­  SiO2. Апатит.  По ­   гречески «апатао» значит «обманывать». Оказывается среди камней есть и такие. Его  называют камень ­ обманщик потому, что он по внешнему виду очень похож на другие   камни.   То   вдруг   прикинется   лунным   камнем,   то   зеленым   бериллом,   то   кварцем. Найдут   геологи   такой   камень   и   обрадуются.   Берилл   ­   родственник   ценного   изумруда.   А проверят – оказывается вовсе не он. Вот и назвали камень обманщиком. Но напрасно геологи сердились   на   апатит.   Он   содержит  фосфат   кальция.   Недаром   его   называют   «камень плодородия». Фосфорные соли нужны растениям для питания. Без них невозможны высокие урожаи.  Попадая   в  организм  человека,   фосфор  помогает  работе   мозга,   улучшает   память. Благодаря ему мы быстрее можем решать задачи, сочинять стихи, запоминать выученное. Вот какую тайну хранил апатит. 7 этап смотра знаний «В мире веществ». 5 Участникам команд предлагаются загадки о веществах. 1.Мы часто ее за столом встречаем, Названье ее мы сейчас угадаем, Рассыпать ее говорят, к несчастью,  к обеду иметь, наверное, счастье! (СОЛЬ) 2.В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на Землю падает опять.  (ВОДА) 3. Он с морской капустой дружит, И лекарством людям служит, Знает млад и стар народ – Коль  ушиб, то нужен… (ИОД) 4.Хотя я соль, но под водой Вас удивлю своей средой. Посуду мыть, стирать белье Могу (и это не вранье). 5.Есть у меня сестра. Она Изжогу вылечить должна, Кто знает свойств моих природу, Ответит сразу, кто я ­ … (СОДА) 6.Вы со мной уже встречались –  Я космический скиталец, Элементов прародитель И отважный предводитель, Я любитель кислорода, Вместе с ним даю я воду. (ВОДОРОД) РЕФЛЕКСИЯ 1. 2. 3. 4. Мне понравилось… А я и не знал, что….? Я узнал… Я хотел бы… ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ЧЛЕНАМИ ЖЮРИ. (Приложение № 3) Учитель благодарит учащихся, родителей за совместную работу. Литература Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980 Габриелян О.С., ВоскобойниковаН.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. М.: 1. 2. Дрофа, 2003 3. 4. Дижур Б. От подножия до вершины. Северно – уральское книжное издательство, 1976. Здоровик Т.Б. Камень, рождающий металл. М.: Просвещение, 1984 6 Корабельникова Т.А. Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках Нестандартные уроки химии.  8­9 классы  . Сост. С.В. Бочарова. – Волгоград:  ИТД 5. химии. М.: Чистые пруды, 2009 6. «Корифей», 2006 7. Химия. Методическая газета. Издательский дом «Первое сентября», №№ 4, 10, 2011 7 Приложение №1 Химический тренажер   Гораздо легче найти ошибку, нежели истину.   В. Гете ФОРМУЛЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ     № п/п          1.          2.          3.          4.          5.          6.          7.          8.          9.          10.          1 вариант               CaO             Fe(OH)3            Zn(NO3)2              H2SO3               PbO            Ag3PO4             NaOH              CO2              HCl            K2SO4                2 вариант                   HNO3                   Na2O                  Cr(OH)3                     H2S                    LiOH                    P2O5                    ZnO                   BaCl2                  H2SiO3                   CuSO4           3 вариант                NaCl            Mg(OH)2               BaO             Fe(OH)2              H3PO4              KOH               HBr               SO2              CuO              AgBr 8 Химический тренажер Назови формулы веществ № п/п       1.       2.       3.       4.       5.       6.       7.       8.       9.      10.                 2 вариант            1 вариант Хлороводородная кислота Оксид  натрия Нитрат алюминия Бромид натрия Гидроксид алюминия Оксид  калия Азотная кислота Фосфат натрия Гидроксид  магния Фосфат кальция Оксид серы (IV) Угольная кислота Нитрат железа (II) Гидроксид меди (II) Сульфат железа (II) Ортофосфорная кислота Фосфат алюминия Гидроксид цинка Фосфат натрия Оксид железа (III) Приложение №2            3 вариант Гидроксид калия Поваренная соль Иодид натрия Оксид  магния Карбонат калия Сульфат железа (III) Сернистая кислота Нитрат натрия Оксид железа (II) Гидроксид кальция Приложение №3 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ №____ Состав  Интеллектуальная Эстафета Волшебны Химический  В мире  Итоговая  команды разминка формул й цветок аукцион веществ оценка Капитан:  Самый активный участник: ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧЕНИКА В ГРУППЕ. 1. 2. 3. Если ученик был активен, правильно отвечал – оценка «5» Если были некоторые недочеты в ответах – оценка «4» Если ученик был малоактивен при обсуждении или не уверен, оценка не ставится. Самые активные участники награждаются поощрительными призами.  9

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)

Смотр знаний по химии. Тема "Соединение химических элементов"(8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017