Смысловое чтение. Конспект урока литературы "Борис Пастернак "СНЕГ ИДЕТ".
Оценка 4.9

Смысловое чтение. Конспект урока литературы "Борис Пастернак "СНЕГ ИДЕТ".

Оценка 4.9
Документация +1
docx
русская литература
5 кл—11 кл +1
12.02.2021
Смысловое чтение. Конспект урока литературы "Борис Пастернак "СНЕГ ИДЕТ".
Поэтическая лаборатория. Труд поэта- это особенный труд, которому предшествует работа души, рождение особого отклика на окружающий мир, на события. Это непременная способность человека в малом видеть большое, смотреть на мир не глазами, а сердцем, душой, способность удивляться, радоваться, грустить, петь, слышать, чувствовать то, что другие не замечают. Этот урок приоткроет дверь в мир поэзии Б.Пастернака, это попытка понять, что он чувствовал, наблюдая за кружащимся в буране снегом. Как поэт выразил свои мысли и чувства? Пейзаж, описание красоты природы не главное для поэта. Природа связана с его переживаниями. С его отношением к жизни, мироощущением. Через изменение настроения лирического героя можно понять, как изменяется настроение автора.
Яхшигулова С.П Анализ художественного текста. Борис Пастернак СНЕГ ИДЕТ. .docx

Урок литературы

Борис Пастернак «Снег идет». ПОГРУЖЕНИЕ В МИР ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА.

Цель: продолжить знакомство с лирикой, совершенствовать навыки образного восприятия и анализа лирического произведения.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения, получит возможность научиться выбирать путь анализа произведения.

Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Формировать культуру устного ответа.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Ход урока

 

1.     Предварительная работа. Беседа.

1)    Как вы представляете себе труд поэта?

Подвести к ответу, что это особенный труд, которому предшествует работа души, рождение особого отклика на окружающий мир, на события. Это непременная способность человека в малом видеть большое, смотреть на мир не глазами, а сердцем, душой, способность удивляться, радоваться, грустить, петь, слышать, чувствовать то, что другие не замечают.

Учитель может процитировать и прокомментировать строчки из стихотворения Анны Ахматовой

Творчество

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки, —

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

 

2)    Что может стать предметом вдохновенья для поэта?

И снова –к Ахматовой:

Это — выжимки бессонниц,

Это — свеч кривых нагар,

Это — сотен белых звонниц

Первый утренний удар…

 

Это — теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это — пчелы, это — донник,

Это — пыль, и мрак, и зной.

ИЛИ/И

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

 

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

 

Делаем вывод: предметом поэтического отклика может быть что угодно: любая деталь окружающего мира, которая вызывает чувства, переживания. Так поэт находит путь к воплощению своих мыслей.

2.      Переход к основной части урока.

Давайте приоткроем дверь в мир поэта Б.Пастернака, постараемся понять, что он чувствовал, наблюдая за кружащимся в буране снегом. Как поэт выразил свои мысли и чувства? Помните, что пейзаж, описание красоты природы не главное для поэта. Природа связана с его переживаниями. С его отношением к жизни, мироощущением. Через изменение настроения лирического героя мы можем понять, как изменяется настроение автора.

3.     В мастерской поэта

1)    Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Снег идет»»

Перед первым прочтением стихотворения всегда предлагаю своим ученикам представить себе лирического героя: что он видит, слышит, чувствует. (Предпочитаю читать сама. На мой взгляд, живое чтение: голос, эмоции, мимика, жесты – очень помогают при первом восприятии стихотворения. Хотя мне интересно и восприятие детей после их первого самостоятельного прочтения, их мысли, понимание.)

2)    Работа с поэтическим текстом

1.       Каким было ваше первое впечатление после прослушивания?

2.       Все ли слова вам были понятны? При необходимости провести словарную работу.

3)    Самостоятельное вдумчивое, медленное чтение.

4)    Работа в парах- обмен предположениями по содержанию стихотворения.

5)    Фронтальная беседа по вопросам:

- Какие картины создаёт ваше воображение?
- Как вы определите тему стихотворения?
- На какие части вы бы разделили стихотворение?

- Выделите в них ключевые слова и образы.

- Назовите ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

- Как вы полагаете, присутствует ли в стихотворении тайна, предположите, в чем она заключается?

6)    Погружение в художественный мир стихотворения

Работа в группах: по обозначенным условно 4-м частям стихотворения (или построфно) выявление с точки зрения лирического героя

·         предметного мира через образы (Существительные)

·         эмоциональной окраски ( Прилагательные )

·         динамики мира (Глаголы  и слова категории состояния)

·         выразительных средств

Каждая группа представляет свои размышления, по ходу которых все учащиеся составляют общую таблицу, определяют ключевые слова:

Части (строфы)

Существительные (предметный мир)

Прилагательные (эмоциональная окраска)

Глаголы (динамика мира) и слова категории состояния

Выразительные средства

 

 

 

 

 

К выводам:

Лирический герой и мы смотрим из-за оконного переплета на буйство стихии, и видим «звездочки» снежинок, к которым «тянутся цветы герани». Пространство расширяется с узкой маленькой комнаты до «небосвода», «полет» к которому чувствует лирический герой. Здесь и «черная лестница», и «перекрестка поворот». А потом спускаемся: "чердак, сходит, в ногу, пе­шеход, растенья, снег идёт". После нисхождения у нас остают­ся воспоминания о небе, мы понимаем, что небо — это вечность, а человек живёт лишь в отрезке времени и путь его конечен.

Почти все глаголы связаны с движением — движением во времени, по жизни человека.

Рефреном повторяется: "снег идёт" — его ощущаешь практически реально. Это сим­вол, он как будто усыпляет, мягко укрывает, отгораживает, успокаивает или заглушает всё. Ждет ли за поворотом убеленного(возможно, это седина) пешехода тёп­лый дом?

7)    Так мы приходим к философскому осмыслению стихотворения.

·           Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

·           Смогли ли мы хотя бы частично разгадать его тайну?

 

4.     Выводы оформляем в концептуальную схему. Возможно, такую:

 

 

 

1.                     Домашнее задание на выбор:

1.       пользуясь ресурсами интернета, создать ассоциативный видеоряд, наложить музыку;

2.       пользуясь ресурсами интернета, создать плэйкаст или плэйлист

 

Пример плэйлиста по стихотворению Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» демонстрирую ребятам:

 

Анализ художественного текста. Борис Пастернак «Снег идет»

Борис Пастернак относился к поэтам Серебряного века, и часть его лучших стихотворений была написана именно в этот период. Но способность слышать природу, удивляться ее проявлениям сохранилась у него на всю жизнь.

 В 1957 году родилось чистое, свежее, снежное стихотворение «Снег идет», родилось, по словам поэта, «в минуту, которая казалась последнею в жизни», когда захотелось «больше, чем когда-либо до нее, говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его». «Господи, всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи. И я ликовал и плакал от счастья». Это было написано Пастернаком после тяжелой болезни, которая открыла поэту какое-то новое измерение, где времени нет. И все это можно увидеть, услышать в   стихотворении «Снег идет».

Лирический герой стихотворения «Снег идет» сквозь окно наблюдает за зимним городским пейзажем. Снег идёт, покрывая собой всё видимое: дома, перекрёсток, пешеходов. Снежинки очень похожи на звезды, и поэтому создается впечатление падающего неба. И вот стирается грань между реальностью и явью, происходящее на улице начинает напоминать фантастическую картину. «Все пускается в полет». Небо превращается в чудака и сходит на землю. Так сливаются два противоположных мира, преображая всё вокруг. И вот герань, стоящая на подоконнике, становится единственным слабым напоминанием о вещном, реальном мире (это единственное цветное пятно). И все становится белым, и веет холодом. И уходят, удаляются звуки, наполняющие комнату, и лирический герой тоже тянется, как цветок герани, за оконный переплет.  Одновременно с восторгом от чудесной, захватывающей картины снегопада герой испытывает смятение, как будто буран подхватывает его, кружит, уносит.  Наблюдения за непрерывно падающим снегом уводят его в размышления о быстротечности времени. Он сравнивает падающие хлопья с ускользающими мгновениями жизни. Подобно снежинкам, падающим на землю, проходят года. Герой осознаёт, насколько скоротечна жизнь (“Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки.”) и как неотвратимо её движение. Надо обязательно «оглядываться», делать остановки, запоминать, ценить лучшие мгновения жизни, не торопиться.

И вот уже кажется, будто он, осознавший скоротечность жизни, временность присутствия в земном мире, уже ступил на путь, ведущий к богу. Как короток этот путь-как будто с лестничной площадки -на чердак - и вот они-небеса: очень близко. И в этом снежном хороводе уже неразличимы предметы, детали вещного мира: оконный переплет, цветы герани, черной лестницы ступени. Остается лишь убеленный путник- пешеход (это он, лирический герой?) -один в целом мирозданье – и… перекресток… И что там, за поворотом?


 

Урок литературы Борис Пастернак «Снег идет»

Урок литературы Борис Пастернак «Снег идет»

И просто продиктованные строчки

И просто продиктованные строчки

Хотя мне интересно и восприятие детей после их первого самостоятельного прочтения, их мысли, понимание

Хотя мне интересно и восприятие детей после их первого самостоятельного прочтения, их мысли, понимание

Почти все глаголы связаны с движением — движением во времени, по жизни человека

Почти все глаголы связаны с движением — движением во времени, по жизни человека

Анализ художественного текста.

Анализ художественного текста.

Он сравнивает падающие хлопья с ускользающими мгновениями жизни

Он сравнивает падающие хлопья с ускользающими мгновениями жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2021