Урок литературы
Борис Пастернак «Снег идет». ПОГРУЖЕНИЕ В МИР ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА.
Цель: продолжить знакомство с лирикой, совершенствовать навыки образного восприятия и анализа лирического произведения.
Ожидаемые результаты:
Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения, получит возможность научиться выбирать путь анализа произведения.
Метапредметные:
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Формировать культуру устного ответа.
Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Ход урока
1. Предварительная работа. Беседа.
1) Как вы представляете себе труд поэта?
Подвести к ответу, что это особенный труд, которому предшествует работа души, рождение особого отклика на окружающий мир, на события. Это непременная способность человека в малом видеть большое, смотреть на мир не глазами, а сердцем, душой, способность удивляться, радоваться, грустить, петь, слышать, чувствовать то, что другие не замечают.
Учитель может процитировать и прокомментировать строчки из стихотворения Анны Ахматовой
Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
2) Что может стать предметом вдохновенья для поэта?
И снова –к Ахматовой:
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.
ИЛИ/И
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Делаем вывод: предметом поэтического отклика может быть что угодно: любая деталь окружающего мира, которая вызывает чувства, переживания. Так поэт находит путь к воплощению своих мыслей.
2. Переход к основной части урока.
Давайте приоткроем дверь в мир поэта Б.Пастернака, постараемся понять, что он чувствовал, наблюдая за кружащимся в буране снегом. Как поэт выразил свои мысли и чувства? Помните, что пейзаж, описание красоты природы не главное для поэта. Природа связана с его переживаниями. С его отношением к жизни, мироощущением. Через изменение настроения лирического героя мы можем понять, как изменяется настроение автора.
3. В мастерской поэта
1) Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Снег идет»»
Перед первым прочтением стихотворения всегда предлагаю своим ученикам представить себе лирического героя: что он видит, слышит, чувствует. (Предпочитаю читать сама. На мой взгляд, живое чтение: голос, эмоции, мимика, жесты – очень помогают при первом восприятии стихотворения. Хотя мне интересно и восприятие детей после их первого самостоятельного прочтения, их мысли, понимание.)
2) Работа с поэтическим текстом
1. Каким было ваше первое впечатление после прослушивания?
2. Все ли слова вам были понятны? При необходимости провести словарную работу.
3) Самостоятельное вдумчивое, медленное чтение.
4) Работа в парах- обмен предположениями по содержанию стихотворения.
5) Фронтальная беседа по вопросам:
- Какие картины создаёт ваше воображение?
- Как вы определите тему стихотворения?
- На какие части вы бы разделили стихотворение?
- Выделите в них ключевые слова и образы.
- Назовите ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
- Как вы полагаете, присутствует ли в
стихотворении тайна, предположите, в чем она заключается?
6) Погружение в художественный мир стихотворения
Работа в группах: по обозначенным условно 4-м частям стихотворения (или построфно) выявление с точки зрения лирического героя
· предметного мира через образы (Существительные)
· эмоциональной окраски ( Прилагательные )
· динамики мира (Глаголы и слова категории состояния)
· выразительных средств
Каждая группа представляет свои размышления, по ходу которых все учащиеся составляют общую таблицу, определяют ключевые слова:
Части (строфы) |
Существительные (предметный мир) |
Прилагательные (эмоциональная окраска) |
Глаголы (динамика мира) и слова категории состояния |
Выразительные средства |
|
|
|
|
|
К выводам:
Лирический герой и мы смотрим из-за оконного переплета на буйство стихии, и видим «звездочки» снежинок, к которым «тянутся цветы герани». Пространство расширяется с узкой маленькой комнаты до «небосвода», «полет» к которому чувствует лирический герой. Здесь и «черная лестница», и «перекрестка поворот». А потом спускаемся: "чердак, сходит, в ногу, пешеход, растенья, снег идёт". После нисхождения у нас остаются воспоминания о небе, мы понимаем, что небо — это вечность, а человек живёт лишь в отрезке времени и путь его конечен.
Почти все глаголы связаны с движением — движением во времени, по жизни человека.
Рефреном повторяется: "снег идёт" — его ощущаешь практически реально. Это символ, он как будто усыпляет, мягко укрывает, отгораживает, успокаивает или заглушает всё. Ждет ли за поворотом убеленного(возможно, это седина) пешехода тёплый дом?
7) Так мы приходим к философскому осмыслению стихотворения.
· Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
· Смогли ли мы хотя бы частично разгадать его тайну?
4. Выводы оформляем в концептуальную схему. Возможно, такую:
1. Домашнее задание на выбор:
1. пользуясь ресурсами интернета, создать ассоциативный видеоряд, наложить музыку;
2. пользуясь ресурсами интернета, создать плэйкаст или плэйлист
Пример плэйлиста по стихотворению Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» демонстрирую ребятам:
Анализ художественного текста. Борис Пастернак «Снег идет»
Борис Пастернак относился к поэтам Серебряного века, и часть его лучших стихотворений была написана именно в этот период. Но способность слышать природу, удивляться ее проявлениям сохранилась у него на всю жизнь.
В 1957 году родилось чистое, свежее, снежное стихотворение «Снег идет», родилось, по словам поэта, «в минуту, которая казалась последнею в жизни», когда захотелось «больше, чем когда-либо до нее, говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его». «Господи, всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи. И я ликовал и плакал от счастья». Это было написано Пастернаком после тяжелой болезни, которая открыла поэту какое-то новое измерение, где времени нет. И все это можно увидеть, услышать в стихотворении «Снег идет».
Лирический герой стихотворения «Снег идет» сквозь окно наблюдает за зимним городским пейзажем. Снег идёт, покрывая собой всё видимое: дома, перекрёсток, пешеходов. Снежинки очень похожи на звезды, и поэтому создается впечатление падающего неба. И вот стирается грань между реальностью и явью, происходящее на улице начинает напоминать фантастическую картину. «Все пускается в полет». Небо превращается в чудака и сходит на землю. Так сливаются два противоположных мира, преображая всё вокруг. И вот герань, стоящая на подоконнике, становится единственным слабым напоминанием о вещном, реальном мире (это единственное цветное пятно). И все становится белым, и веет холодом. И уходят, удаляются звуки, наполняющие комнату, и лирический герой тоже тянется, как цветок герани, за оконный переплет. Одновременно с восторгом от чудесной, захватывающей картины снегопада герой испытывает смятение, как будто буран подхватывает его, кружит, уносит. Наблюдения за непрерывно падающим снегом уводят его в размышления о быстротечности времени. Он сравнивает падающие хлопья с ускользающими мгновениями жизни. Подобно снежинкам, падающим на землю, проходят года. Герой осознаёт, насколько скоротечна жизнь (“Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки.”) и как неотвратимо её движение. Надо обязательно «оглядываться», делать остановки, запоминать, ценить лучшие мгновения жизни, не торопиться.
И вот уже кажется, будто он, осознавший скоротечность жизни, временность присутствия в земном мире, уже ступил на путь, ведущий к богу. Как короток этот путь-как будто с лестничной площадки -на чердак - и вот они-небеса: очень близко. И в этом снежном хороводе уже неразличимы предметы, детали вещного мира: оконный переплет, цветы герани, черной лестницы ступени. Остается лишь убеленный путник- пешеход (это он, лирический герой?) -один в целом мирозданье – и… перекресток… И что там, за поворотом?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.