Смысловое чтение. Работа с текстом «Акула» Л. Н. Толстого

  • docx
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 93761.docx

Смысловое чтение. Работа с текстом

1 этап: работа с текстом до чтения

- Кто автор рассказа?

- Что вы можете рассказать о Л. Н. Толстом?

- Что интересного о его жизни вы запомнили?

- Какие произведения уже читали?

- Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?

2 этап: работа с текстом во время чтения

                                                                                      Первая часть до слов «Когда сын стал отставать отец начал кричать ему: «Не выдавай! Понатужься»».

- Где стоял корабль?

- Как Толстой описывает погоду в этот день?                  

- С чем автор сравнивает погоду?

- Где матросы устроили купальню? 

- Правильно ли матросы устроили купальню?

   Обоснуйте свой ответ.

- Кто же был с матросами на корабле?

- Почему дети решили сплавать в открытое море?

- Какими пловцами были дети, и какое слово

  об этом говорит?

- Что значит «Не выдавай! понатужься!»?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

 


- Что вдруг закричали матросы с палубы? (Зачитать)

                                                                                      Вторая часть до слов «Акула была уже не дальше двадцати шагов».- Что интересного вы знаете об этой рыбе?

-  Какими словами автор называет акулу?

- Куда плыла акула?

- Что кричал старый артиллерист, когда заметил акулу?

- Почему мальчики не слышали старого артиллериста?

- Бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

  О ком идет речь?

- Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

- Что делали матросы, когда заметили акулу?

- Далеко ли была акула?

- Какое название будет у этой части?

 


- Что сделали мальчики, когда заметили акулу?

- Предположите, какие эмоции, чувства

  испытывали мальчики в тот момент?

- Какие чувства испытывали матросы

                                                                                      Третья часть до слов «Замерли от страха и ждали, что будет».

  и старый артиллерист?

- Какие черты характера проявились здесь у матросов, 

которые плыли на лодке, чтобы спасти мальчиков?

- Каким изобразил автор старого артиллериста?

- Что означает фраза «пронзительный визг»?

- Визг этот как будто разбудил артиллериста.

  Что он сделал? (Зачитать)

- Предположите, что могло бы произойти после

действий артиллериста?

- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу.

 Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.

Что художник на ней изобразил?

 

 

 


                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                      Четвёртая часть 
до конца текста.

- Почему все замерли от страха?

- Что привело старого артиллериста в чувства? 

- Какое он испытывал чувство в тот момент?

- Что случилось с акулой?

- Озаглавьте последнюю часть рассказа.

- Какие характеристики героев получились?

 

3 этап: работа с текстом после чтения

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Знаете ли вы пословицы, которые выражают главную мысль этого рассказа?

- Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «Акула»?

- Почему мальчики попали в такую историю?

- Чему научил вас этот рассказ?

- С какой целью автор написал этот рассказ?