«Снижение агрессии как способ формирования устойчивого нравственного поведения у подростков с умственной отсталостью»
Оценка 4.8

«Снижение агрессии как способ формирования устойчивого нравственного поведения у подростков с умственной отсталостью»

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
классное руководство
5 кл—9 кл
06.11.2022
«Снижение агрессии как способ формирования устойчивого нравственного поведения у подростков с умственной отсталостью»
Цель программы: Снижение уровня агрессивности у подростков с лёгкими нарушениями интеллекта.
публикация.docx

Татьяна Александровна Жуланова

Педагог – организатор МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» г.Оса

Направление: «Духовно  - нравственное воспитание школьников»

 

 «Снижение агрессии как способ формирования устойчивого нравственного поведения у подростков с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: “Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.

К сожалению, общество, страдающее  агрессией и нетерпимостью, заражает молодое поколение.  Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Примеры, подтверждающие вышеназванное высказывание:

1)    Дети детского сада средней группы избивали и пинали лежащую девочку в г. Ярославле.

2)    Два подростка 15 лет сбежали из семьи, которая имеет статус «социально – опасная»  и скрывались в течение 6 дней.

3)    Обучающиеся 3 класса пытались выбросить ребёнка из окон школы  в г.Перми

4)    Подросток 14 лет в Подмосковье покончил жизнь самоубийством, написав на руке ножом «Я урод».

И это только те события, которые произошли в октябре 2019 года. Безусловно, во всех случаях мы видим вопиющие случаи злости, отчаяния и агрессии современных детей.

Особую группу риска в развитии агрессивных форм поведения составляют дети, формирование самосознания и самоконтроля которых затруднены или нарушены по различным причинам. В такую группу риска входят дети с нарушениями в интеллектуальной сфере

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Таким образом, тема эффективности психологических методов воздействия на проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста на сегодняшний день актуальна и стала стимулом для разработки и реализации программы «Моё доброе сердце».

Цель программы:

Снижение уровня агрессивности у подростков с лёгкими нарушениями интеллекта.

Задачи программы:

1. Обучение агрессивных подростков способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных  жизненных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.

4. Формирование позитивных качеств личности детей подросткового возраста.

Категория участников: обучающиеся Муниципального общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа – интернат» г.Оса с лёгким нарушением интеллекта подросткового возраста.

Количество участников: 10 человек

«Добро не лежит на дороге,

 его случайно не подберешь.

Добру человек у человека учится»

Ч. Айтматов

Разделы

Целеполагание

Приёмы и методы

Установочный

 

- Формирование желания взаимодействовать

- Установление доверительных отношений;

- Расширение информации о личности подростка и проблеме агрессивного поведения.

Тема:

«Наша дружная компания!»

Упражнения:

«Моё прекрасное ИМЯ»;

- «Здравствуйте»;

- «Правила в нашем классе»;

- Мозговой штурм на тему «Агрессивное поведение это»;

- «Нарисуй свой гнев»;

- Аплодисменты.

Коррекционный

- Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;

- Развить навыки эффективного межличностного взаимодействия;

-  Развить чувство эмпатии;

- Научить конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;

- Сформировать самоконтроль.

- «Что делать с агрессией и гневом»;

- «Вспоминаем эмоции»;

- «Мир глазами агрессивного человека»;

- «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»;

- "Волшебные заросли";

- «Довольный – сердитый»;

 

Закрепляющ

 

- Закрепление у подростков положительной модели поведения

- «Дракон ловит свой хвост»

- «В чем мне повезло в этой жизни»

‑ «Чего я достиг»;

- «Чемодан»

И ДРУГИЕ

 

Контрольный

 

Проследить динамику агрессивного поведения у подростков

Диагностические:

- Опросник Басса-Дарки;

- «Тест руки» Э. Вагнера

-Проективная методика «Несуществующее животное»

- Наблюдение

 

Планируемые результаты

Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразится:

1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между подростками

4. В снижении уровня агрессивного поведения.

5. В повышении культуры общения.

Проведенная работа позволяет предполагать о том, что такие подростки будут более адаптивны и смогут более гибко приспособиться к жизни современного общества.

В настоящее время мы провели 5 занятий по этой программе. Дети учились «заполнять» своё сердце добром, мы организовали тренинг «Выброси злость», посетили перемены в начальной школе с целью организации подвижных игр. По итогам 1 четверти учебного года у всех детей отметка за поведение «5». Учителя класса заметили то, что дети стали более спокойными и уравновешенными.

Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию. И наша задача – научить детей добру, хорошим поступкам и умению избегать агрессивности в современном мире.

https://sun9-49.userapi.com/c853420/v853420297/d6358/s4YBmLonY1c.jpg

В наших сердце живёт ДОБРОТА!

https://sun9-66.userapi.com/c850620/v850620941/12ac77/vwbuojS3kWE.jpg

Результаты окончания четверти!

https://sun9-42.userapi.com/c847021/v847021541/1ceceb/pHk7yQ36oLs.jpg

Игра «В чем мне повезло в жизни?»


 

Татьяна Александровна Жуланова

Татьяна Александровна Жуланова

Два подростка 15 лет сбежали из семьи, которая имеет статус «социально – опасная» и скрывались в течение 6 дней

Два подростка 15 лет сбежали из семьи, которая имеет статус «социально – опасная» и скрывались в течение 6 дней

Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей

Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей

Контрольный Проследить динамику агрессивного поведения у подростков

Контрольный Проследить динамику агрессивного поведения у подростков

В наших сердце живёт ДОБРОТА!

В наших сердце живёт ДОБРОТА!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022