СОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 24.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками. А при необходимости - указание путей обращения в школьные заведения, работающие с одаренными детьми. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, в дошкольном возрасте его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, накопленный в мировой психологии и педагогике, оставляет открытый ряд вопросов, которые требуют логика ответов на них. Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которые выявляются у детей дошкольн
Иконка файла материала СОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.docx

СОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

2.МОДЕЛЬ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.

3.СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

4.ТИПИЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОДАРЕННОСТИ.

5.ВИДЫ ОДАРЕННСТИ.

6.СТРУКТУРА.

7.СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННИМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ.

8.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ.

9.РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

10.ПОМОЩЬ ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ.

 

             Государственная система работы с одаренными детьми  включает   

         несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и  

        школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне  

        детского сада необходимым условием является наличие навыков

       распознания одаренности своих воспитанников, создание для них

      оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками. А при

      необходимости - указание путей обращения в школьные заведения,

       работающие с одаренными детьми.

Следует помнить, что как  бы не был одарен ребенок, его нужно

      учить.  Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться,

     самостоятельно   принимать решения. Одаренный ребенок не терпит

     давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.

У такого ребенка трудно воспитать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, в дошкольном  возрасте его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.

Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними,

      накопленный в мировой психологии и педагогике, оставляет открытый  

      ряд вопросов, которые требуют логика ответов на них.

   Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности,  

    которые выявляются у детей  дошкольного возраста. Часто за  

    одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные  

    знания   и умения: умение рано читать и писать, быстро считать,  

    различать архитектурные  стили и музыкальные жанры. Эти умения

   впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной

   тренировки детей родителями.

В решении же новых задач, требующих самостоятельности,  

   нестандартности решения такие дети могут проявлять полную  

   беспомощность.

Проблема связи активности субъекта с развитием одаренности

     анализировалась многими авторами (Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский

     и др.)

Так в выполненном исследовании, И.А. Бурлакова проводила

     сравнительный анализ  вопросов, которые задают взрослым по

    картинкам умственно одаренные и обычные дети, посещающие детский

   сад. Оказалось, что все вопросы детские можно разделить на две большие

   группы.

  Вопросы первой группы направлены как бы на составление описания

      происходящего на  картинке («Где бегут лисички ? Что у обезьянки в  

     руке? и т. п.) Вопросы второй группы расширяют изображенную

    ситуацию, с их помощью дети пытаются раскрыть суть  происходящего,

   понять его причины. Если обычные дети задают к каждой картинке по 1-3

   вопроса первой группы, то дети, одаренные по 5-6 вопросов второй группы.

   Естественно, что подобные проявления познавательной активности

   умственно одаренного ребенка позволяют ему вступать в более длительное

   взаимодействие с взрослым по сравнению с обычными детьми.

                              Модель детской одаренности.

Мотивация

                к соответствию

виду

деятельности.

Операциональный

В дошкольном возрасте

Умственные

способности

определяются

прежде всего,

уровнем развития

наглядного

моделирования.

Реализация,

наличие возможности

воплотить

в реальность

свои достижения.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства

     детей, учителей и многих родителей. Забота об одаренных детях – это

    забота развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже

    существуют способы выявления таких детей, вырабатываются

   программы помощи им в реализации своих способностей.

Существует определенная возрастная последовательность

     проявления одаренности детей в разных областях. Особенно рано может

    проявиться одаренность к музыке, занятиям-к рисованию. Обще

    интеллектуальная одаренность может выражаться в необычно высоким

   уровнем интеллектуального развития  и качественным своеобразием

   умственной деятельности.

           Американский исследователь Дж. Рензулли считает, что одаренность

    есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных

    способностей (превышающих средний уровень); креативности;

    настойчивости ( мотивация, ориентированная на задачу).

Кого же считают одаренными.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых  

     обычно одаренными.

  1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность).
  2. Дети с высоким уровнем творческих способностей ( творческая одаренность).
  3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.  (юные музыкант, художники, математики, шахматисты). Эту категорию чаще называют талантливыми.
  4. Дети, хорошо обучающиеся в школе ( академическая одаренность)

Типичные показатели расхождения в развитии  различных аспектов личности ребенка.

 У одаренных детей, как правило, отмечена высокая

      любознательность и исследовательская активность.

«А как это устроено?

Почему это происходит?

Что будет ,если изменить условия?

Эти вопросы дети задают в дошкольном возрасте. Им необходимо

     активно исследовать окружающий мир

  1. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью,

     которая основана на раннем овладении речью и абстрактным

    мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и

    опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой

   словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими  

   конструкциями, а так же умение ставить вопросы. Многие одаренные

   дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают  

   слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия

   и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации

   умственных способностей.

  1. Одаренных детей так же отличают повышенная концентрация

   внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в той сфере,  

   которая им интересна.

  1. Одаренные дети легко справляются с познавательной

   неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключатся.

  Они с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и не

  любят готовых ответов.        

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

  1. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах.
  2. В познавательной деятельности (гуманитарные науки, интеллектуальные).
  3. В художественно-эстетической деятельности.
  4. В коммуникативной деятельности - лидерскую.
  5. Духовно-ценностная деятельность-одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Структура умственной одаренности у детей дошкольного возраста, может быть охарактеризована путем анализа специфики и уровня развития трех основных компонентов: познавательной активности, умственных способностей и специфических дошкольных видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), в которых ребенок может реализовать свои возможности как субъект.

     Одаренный дошкольник – это не тот ребенок, который быстрее переходит к обучению по школьным программам, а тот, который в наиболее полной  степени проживает свой возраст.

   Специальные исследования показали, что можно выделить две основные группы таких способностей.

  1. Первая группа – это способности к наглядному моделированию. На пример, в задачах на составление плана комнаты для игры в прятанье предметов, ребенок должен выявить существенные для решения задачи пространственные отношения между предметами, отвлекаясь от своих непосредственных впечатлений (яркая картинка или новый предмет в помещении групповой комнаты).
  2. Вторая группа- это способности к символизации, посредством которых ребенок проявляет и обобщает свое отношение к действительности. Здесь ребенок с помощью существующих в культуре средств ( цвет, форма, структура предметов, персонажи сказок и т. п.) выражает свою субъективную позицию по отношению к реальности. Например, в живописи с помощью цвета ребенок проявляет свое собственное осмысление ситуации в символической форме (  что для него является злым, добрым, грустным, веселым).


 

  Система выявления одаренных и талантливых

детей включает в себя:

  1. Наблюдение  за детьми ( прежде всего, в детских видах деятельности.
  2. Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей).
  3. Групповое обследование детей с помощью стандартизованных методик.
  4. Индивидуальное обследование с помощью апробированных методик.

Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей района.

Актуальность необходимость государственно – муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.

          Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее  содержание:

  1. Выявления одаренных и талантливых детей.
  2. Анализ особых успехов и достижений ребенка.
  3. Диагностика потенциальных возможностей детей.
  4. Преемственность между дошкольным и начальным образованием.

        Помощь одаренным детям:

  1. Создание для ребенка ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание.
  2. Формирование и развитие сети дополнительного образования.
  3. Организация исследовательской деятельности.
  4. Организация интеллектуальных игр, творческих конкурсов.

Работа с одаренными детьми.

Цель – изучать проявления одаренности у детей дошкольного возраста и рассматривать особенности учебно – воспитательного взаимодействия с ними.

Задачи:

  1. -Изучать литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности с древних времен по настоящие время.
  2. Раскрыть в полном объеме понятие одаренности.
  3. Показать особенность развития одаренных детей.
  4. Рассмотреть методы диагностики одаренности.
  5. Выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей.  

   

 

 

https://lh4.googleusercontent.com/M5d4ieLkzH-oDT5brTEAbv5pV1m-VIksuSeBBGGBa59yxYcH1guyFL-3rqrqBRXzhlu7p3txIZ5dDMUOXfWT2O1of9cW0AT3In1GjaZB3hraZvMHenA

https://lh4.googleusercontent.com/_is3FDWaj0Xtol__Bh5YMd1ZuhaXHBwS4L451vW_ikUvo5Ypjl1cBwwP26hSCDBJf_nYpivkjaNDFmzT8mFjAcIvYVsFQoNMkk4viZXFaXFgWPlTe_U

                                      Литература.

        1.Д.Б. Богоявленская,

   А.Б.Брушлинский

«Рабочая  концепция одаренности»

2.А.В. Запорожец «Избранные труды»

3.Е.С.Белова «Одаренность малыша: раскрыть,понять,поддержать»

4. А.Н. Леонтьев «О формировании способностей»

5. А.И. Савенков.» Одаренные дети в детском саду и школе».

6.В.Э.Чудновский»Воспитание способностей и формирование личности».


 

Скачано с www.znanio.ru