СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Оценка 4.7

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—7 кл
14.02.2023
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
КОНСПЕКТ УРОКА 6 КЛАСС СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.docx

ТЕМА. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, ИХ СКЛОНЕНИЕ

Цели урока:

предметные:

формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении, употреблении в речи;

формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

метапредметные:

познавательные УУД:умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; развитие умения переводить информацию из одной формы в другую, упорядочивать её, строить алгоритм рассуждения.

коммуникативные УУД:развитие умения слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли; совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

регулятивные УУД: формирование положительной мотивации, развитие умения анализировать собственную работу, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; оценивать результаты деятельности.

Личностные УУД: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы:исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

 

Ход урока

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята и  уважаемые гости.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? – Тогда – за работу?

Удачи желаю всем вам!

II. Актуализация изученного материала.

Слово учителя.

Мы привыкли, что новый день у нас начинается с зарядки и новостей.

Физкульт пауза будет позже, а сейчас перейдём к школьным новостям.

Перед вами небольшая информация о событиях в нашей школе. Предлагаю вам побыть в роли телеведущих.

Задача будет такой: нужно выразительно прочитать текст, правильно употребить в речи изученные числительные.

Текст 1. 10 февраля 2023 года ученики нашей школы приняли активное участие в Республиканской просветительской акции «Пушкинский диктант», приуроченной к 195-летию поэмы «Полтава» А.С. Пушкина

Среди них и мои одноклассники. 7 из них получили сертификаты с результатом в 100 баллов.Это 1/4 от всех учеников нашей школы.

Текст 2. В период с 10 по 13 февраля мы принимали участие в сборе продуктовых подарков для солдат, защищающих Республику. Наш класс собрал более 6 килограммов сладких подарков.  Четверо ребят  принесли яркие поздравительные открытки.

Спасибо всем.

2.2 Ребята, ответьте на вопрос , а числительное четверо к какому разряду относится?

(предполагаемый ответ: количественный)

Это мы можем проверить в учебнике на с. 52 (прочитать, вспомнить разряды количественных числительных.)

 

III. Работа над новой темой

Слово учителя.

-Сегодня мы завершаем знакомство с этой темой и начнем наш урок со стихотворения (Учитель читает строчки Омара Хайама, персидский философ, математик, поэт)

 

В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое...
В одно окно смотрели двое.

Беседа с учащимися

-Ребята, найдите  в этом тексте числительные, которые обозначены в теме урока(предполагаемый ответ одно окно)

-Как вы думаете,  сколькособирательных числительных в русском языке?

Поможет нам ответить на вопрос сказка "Как появились в предложении собирательные числительные"(прочитайте внимательно сказку и ответьте на вопрос)

 

Жила-была семья числительных. Все её члены много работали: всегда помогали при счете. Только собирательные числительные не могли найти себе занятия. А они так хотели попасть в предложение!Однажды числительное Три уехало в отпуск, и ученик не смог сосчитать медвежат на картинке. Тут ему на помощь поспешило собирательное числительное Трое. Мальчик сосчитал: “На картинке трое медвежат”. Возвратилось числительное Три домой и говорит:- Спасибо тебе, Трое, что ты меня заменило.
– А можно я буду работать в предложениях вместе с тобой? – спросило Трое.
– Конечно. Ты и твои братья могут заменять числительные, стоящие рядом с существительными , которые употребляются только во множественном числе, – ответило Три.- И всё?! – расстроилось Трое.- Нет, ещё вы можете употребляться рядом с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных,- ободрило его Три.- Вот здорово! – воскликнуло Трое. – Мы так рады, что и нам нашлась работа! Будем рады помогать людям!

Сколько собирательных числительных в русском языке?

Предполагаемый ответ К этой группе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, вóсьмеро, дéвятеро, дéсятеро, оба/обе.

- Пришло время более детально с ними познакомиться.

-Наше знакомство начнем после физкульт паузы

Для мозгового кровообращения.

Сидя, отвести медленно голову назад, затем наклонить вперед. 4 раза.

 Для снятия утомления.

Стоя. Кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 локти назад, прогнуться. 6 раз повторить.

-Разобраться с собирательными числительными помогут нам картинки на с. 58 учебника.

-Рассмотрим внимательно их и ответим на вопрос Почему под картинками, на которых изображены девочки, имеются прочерки?

Предполагаемые ответы(собирательные числительные могут сочетаться с существительными, которые обозначают лиц мужского пола, детей и детёнышей животных.)

Творческое задание. Запишите цифры словами.Употребите собирательные числительные в нужном падеже.

У 9 _______ лисят, о 2 ______ щенятах, к 8 ______ ученикам, от 5 _____ велосипедистов, о 10 ______ победителях, с 3_______ мальчиками.

-Прежде,  чем выполнить эту работу, нужно узнать, как склоняются собирательные числительные. Узнать такую информацию можно на с.58(предполагаемый ответ собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе)

-Обратимся к перечню собирательных числительных. Как вы думаете, почему числительное оба/обе стоят отдельно?

-Подтвердить наши выводы поможет учебник, с. 59

При склонении числительных оба/обе очень часто допускают ошибки. Прослушайте внимательно небольшой эпизод со школьной жизни

Одному мальчику уже давно нравилась девочка из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему идёт она. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: “Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-

неразлучников?” Мальчик не ожидал, что девочка с ним заговорит,

смутился, но довольно браво ответил: “Ты тоже одна, а вас всегда пятеро

подруг”. Но что такое? Она вдруг нахмурилась и чётко произнесла:

“Грамотей!” После чего она резко повернулась и ушла. А он с растерянным

видом остался стоять один.

 

- Как вы считаете, что произошло? Почему девочка, назвав мальчика

грамотеем, ушла?

 

Дать ответ на вопрос поможет учебник на с.57

Закрепление материала. 

1. В каких фразеологизмах собирательные числительные

А) седьмая вода на киселе

Б) семеро по лавкам

В) в двух шагах

2. В каких пословицах и поговорках использованы собирательные числительные?

А) Семь раз отмерь, один отрежь.

Б) Семь пятниц на неделе.

В) Семеро одного не ждут.

3.Выполнить устно упр.469 учебника(заменить цифры словами, употребляя, где это возможно собирательные числительные)

 

Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. (устно)

1. По______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2. Малышка крепко держала куклу______ руками.

3. ______ братьев приняли в спортивную школу.

4. Склоны______оврагов размыты дождями.

5. В_______случаях ответ был неверным.

 

– Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисята, очки, подруга, малыш). 

(Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц;

Трое учеников, трое саней.
Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.)

 

Итоги урока.

- Что мы сегодня узнали на уроке?

-Где эти знания вы будете применять в жизни?

- Какие трудности встретились?

 

Д.З.  Изучить §77 учебника. Объяснить письменно смысл пословицы

 Двое пашут, а семеро руками машут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕМА. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ,

ТЕМА. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ,

Мы привыкли, что новый день у нас начинается с зарядки и новостей

Мы привыкли, что новый день у нас начинается с зарядки и новостей

Однажды числительное Три уехало в отпуск, и ученик не смог сосчитать медвежат на картинке

Однажды числительное Три уехало в отпуск, и ученик не смог сосчитать медвежат на картинке

У 9 _______ лисят, о 2 ______ щенятах, к 8 ______ ученикам, от 5 _____ велосипедистов, о 10 ______ победителях, с 3_______ мальчиками

У 9 _______ лисят, о 2 ______ щенятах, к 8 ______ ученикам, от 5 _____ велосипедистов, о 10 ______ победителях, с 3_______ мальчиками

Выполнить устно упр.469 учебника(заменить цифры словами, употребляя, где это возможно собирательные числительные)

Выполнить устно упр.469 учебника(заменить цифры словами, употребляя, где это возможно собирательные числительные)

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023