Цели и задачи:
• создать общее представление обо всей революции в целом;
• повысить эмоциональное отношение к событиям революции;
• закрепить полученные на уроках знания;
• повторить основные события революции, опираясь на исторические источники, публицистику и художественные произведения периода революции;
• закрепить умения пользования картой;
• развивать навыки устной речи;
• познакомиться с биографиями людей, участников революции.
Вопросы семинара.
1. Россия в начале XX века (характеристика экономического и политического положения).
2. Российские противоречия (основные и второстепенные).
3. Причины революции в России. Наличие революционной ситуации . 3 признака.
4. Задачи революции (общенациональные).
5. 3 политических лагеря. Политические партии. Программы.
6. Потоки революционного движения (конкретные требования рабочих, крестьян, национальных окраин)
7. Маневры самодержавия в ходе революции (“кнут” и “пряник”).
8. Начало российского парламентаризма (1 и 2 Государственные Думы).
9. Итоги революции (плюсы и минусы, характеристика).
10. Эхо российской революции в мире.
11 .Даты революции (по треугольнику на доске)
12. Понятия.
События, люди, эхо революции 1905—1907 гг. в России
Цели и задачи:
создать общее представление обо всей революции в целом;
повысить эмоциональное отношение к событиям революции;
закрепить полученные на уроках знания;
повторить основные события революции, опираясь на исторические источники, публицистику и
художественные произведения периода революции;
закрепить умения пользования картой;
развивать навыки устной речи;
познакомиться с биографиями людей, участников революции.
Вопросы семинара.
1. Россия в начале XX века (характеристика экономического и политического положения).
2. Российские противоречия (основные и второстепенные).
3. Причины революции в России. Наличие революционной ситуации . 3 признака.
4. Задачи революции (общенациональные).
5. 3 политических лагеря. Политические партии. Программы.
6. Потоки революционного движения (конкретные требования рабочих, крестьян, национальных окраин)
7. Маневры самодержавия в ходе революции (“кнут” и “пряник”).
8. Начало российского парламентаризма (1 и 2 Государственные Думы).
9. Итоги революции (плюсы и минусы, характеристика).
10. Эхо российской революции в мире.
11 .Даты революции (по треугольнику на доске)
12. Понятия.
Оформление доски: в центре – тема урока, вопросы семинара; на левой половине – термины (без
объяснений), “треугольник” (без дат; можно указать начало, кульминацию, конец революции); на правой –
карта “Революция 19051907 гг. в России”.
Термины урока:
революция – глубокое, качественное изменение в развитии общества;
партия – группа людей, объединенная общностью идей и интересов;
ситуация – положение, состояние;
манифест – обращение главы государства или высшего органа власти к населению;
парламент – высший представительный, законодательный орган власти;
парламентаризм – система государственной власти с четким разделением на законодательную и
исполнительную;
конституция – основной закон государства, определяющий устройство государства, принцип образования
органов власти, права и обязанности граждан.
Даты революции:
1. 9 января 1905 года – Кровавое воскресение;
2. 12 мая22 июля – стачка в ИвановоВознесенске;
3. 1425 июня – восстание на броненосце “Потемкин”;
4. 717 октября – Всероссийская политическая стачка;5. 17 октября – опубликование “Манифеста”;
6. 1116 ноября – восстание на крейсере “Очаков”;
7. 919 декабря – вооруженное восстание в Москве;
8. 27 апреля8 июля 1906 года – 1я Государственная Дума;
9. 19 августа – введение военнополевых судов;
10. 1 января 1907 года – отмена выкупных платежей;
11. 20 февраля 3 июня – 2я Государственная Дума;
12. 3 июня – “третьеиюньская монархия”.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Тема урока. Основные вопросы. Условия работы на уроке.
II. Основная часть.
1. Характеристика экономического и политического развития России в начале XX века: особенности
экономики (2й эшелон, средний уровень, догоняющая модель, многоукладность, экстенсивный путь,
развитие вширь).
2. Назовите основные и второстепенные противоречия в развитии России. Сделайте вывод.
3. Причины революции в России.
– Что является причиной всех революций?
– Назовите причины революции в России. Что такое революция?
– Какие условия необходимы для ее осуществления?
– Что такое ситуация?
– Назовите признаки революционной ситуации.
– Докажите на фактах их наличие в России.
4. Задачи революции.
– Какие задачи стояли:
– перед страной;
– перед рабочими;
– перед крестьянами?
– Какие из них являлись общегосударственными?
– В чьих интересах было решение этих задач?
5. Три политических лагеря. Партии
– На какие группы разбилось российское общество?
– Когда и какие партии образовались?
– Назовите их лидеров и программы.
6. Cообщение ученика о начале революции – Кровавом воскресении.
М.Горький
А.Коц
– Вместе с дымом от оружейных залпов рассеялась вера в царя. Кровавая расправа потрясла страну, повсюду
вспыхнули стачки солидарности. В России началась революция.
– Назовите движущие силы революции.
– К 12 мая неповиновение отмечалось уже в 177 городах России. Количество участников было более 200
тысяч человек.
7. Сообщение ученика об ИвановоВознесенской стачке. Образование Советов рабочих депутатов. Афанасьев
Фрунзе
Ноздрин “Забастовка”
– Выступления рабочих центра были повсеместно поддержаны.
8. Назовите четыре потока революционного движения в России. Чьи выступления были наиболее опасны для
самодержавия и почему?
9. Сообщение ученика о восстании на броненосце “Князь ПотемкинТаврический”.
Пастернак “1905 год”
Матюшенко
10. Маневры самодержавия. С самого начала революции самодержавие пыталось ее погасить.
– Какими методами действовали власти? Перечислите мероприятия репрессивного характера, уступки
Но революция продолжалась. Самым мощным явлением стала Всероссийская октябрьская политическая
стачка.
11. Сообщение ученика о Всероссийской стачке.
– Какие лозунги были выдвинуты?
– Что прибавилось к общим требованиям?
– Какие альтернативные пути выхода из ситуации предложил Витте?
– Какой вариант выбрал император?
12. Сообщения ученика о Манифесте 17 октября 1905 года и об образовании новых партий и их лидерах.
– Но революция не остановилась.
13. Сообщение ученика о восстании на крейсере “Очаков”.
Пастернак “Лейтенант Шмидт”
Паустовский “Казнь”
– Борьба продолжалась и вернулась сначала опять в столицу, где образовался Петербургский Совет рабочих
депутатов во главе с Л.Д.Троцким, а затем в Москву.
14. Сообщение ученика о Декабрьском вооруженном восстании.
“Пресня горит”
Ухтомский
15. Начало российского парламентаризма.
– Что такое парламентаризм?
– Когда работала и что из себя представляла 1я Гос. Дума?
– Почему она была распущена?
– Когда действовала 2я Гос. Дума ее отличие от первой?
– Причины роспуска?
– Какое название получило это событие?
– В чем сущность “третьеиюньской монархии”?
16. Итоги революции.
– Чего добились участники революции?
– Что не удалось сделать?– Каковы общие итоги?
– Каков характер этой революции?
– Дайте прогноз на будущее.
17. Эхо революции. Сообщение ученика по карте мира.
III. Закрепление.
Проверочная работа.
1. Восстановите недостающие в треугольнике даты революции:
1 вариант – 1905 год;
2 вариант – 19061907 годы.
2. Дайте определение понятиям:
1 вариант – революция, партия, ситуация
2 вариант – манифест, парламентаризм, конституция
Примечания:
1. Вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 15, 16 проверяются фронтально.
2. Проверочная работа может быть проведена устно или письменно.
3. В общеобразовательном классе обсуждение вопросов остается, но интеграции нет.
4. Дополнительный материал в книге “Первая российская”. М.1985 .