События, люди, эхо революции 1905—1907 гг. в России

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: • создать общее представление обо всей революции в целом; • повысить эмоциональное отношение к событиям революции; • закрепить полученные на уроках знания; • повторить основные события революции, опираясь на исторические источники, публицистику и художественные произведения периода революции; • закрепить умения пользования картой; • развивать навыки устной речи; • познакомиться с биографиями людей, участников революции. Вопросы семинара. 1. Россия в начале XX века (характеристика экономического и политического положения). 2. Российские противоречия (основные и второстепенные). 3. Причины революции в России. Наличие революционной ситуации . 3 признака. 4. Задачи революции (общенациональные). 5. 3 политических лагеря. Политические партии. Программы. 6. Потоки революционного движения (конкретные требования рабочих, крестьян, национальных окраин) 7. Маневры самодержавия в ходе революции (“кнут” и “пряник”). 8. Начало российского парламентаризма (1 и 2 Государственные Думы). 9. Итоги революции (плюсы и минусы, характеристика). 10. Эхо российской революции в мире. 11 .Даты революции (по треугольнику на доске) 12. Понятия.
Иконка файла материала События, люди, эхо революции 1905—1907 гг. в России.doc
События, люди, эхо революции 1905—1907 гг. в России Цели и задачи:        создать общее представление обо всей революции в целом; повысить эмоциональное отношение к событиям революции; закрепить полученные на уроках знания; повторить основные события революции, опираясь на исторические источники, публицистику и  художественные произведения периода революции; закрепить умения пользования картой; развивать навыки устной речи; познакомиться с биографиями людей, участников революции. Вопросы семинара. 1. Россия в начале XX века (характеристика экономического и политического положения). 2. Российские противоречия (основные и второстепенные). 3. Причины революции в России. Наличие революционной ситуации . 3 признака. 4. Задачи революции (общенациональные). 5. 3 политических лагеря. Политические партии. Программы. 6. Потоки революционного движения (конкретные требования рабочих, крестьян, национальных окраин) 7. Маневры самодержавия в ходе революции (“кнут” и “пряник”). 8. Начало российского парламентаризма (1 и 2 Государственные Думы). 9. Итоги революции (плюсы и минусы, характеристика). 10. Эхо российской революции в мире. 11 .Даты революции (по треугольнику на доске) 12. Понятия. Оформление доски: в центре – тема урока, вопросы семинара; на левой половине – термины (без  объяснений), “треугольник” (без дат; можно указать начало, кульминацию, конец революции); на правой –  карта “Революция 1905­1907 гг. в России”. Термины урока: революция – глубокое, качественное изменение в развитии общества; партия – группа людей, объединенная общностью идей и интересов; ситуация – положение, состояние; манифест – обращение главы государства или высшего органа власти к населению; парламент – высший представительный, законодательный орган власти; парламентаризм – система государственной власти с четким разделением на законодательную и  исполнительную; конституция – основной закон государства, определяющий устройство государства, принцип образования  органов власти, права и обязанности граждан. Даты революции: 1. 9 января 1905 года – Кровавое воскресение; 2. 12 мая­22 июля – стачка в Иваново­Вознесенске; 3. 14­25 июня – восстание на броненосце “Потемкин”; 4. 7­17 октября – Всероссийская политическая стачка;5. 17 октября – опубликование “Манифеста”; 6. 11­16 ноября – восстание на крейсере “Очаков”; 7. 9­19 декабря – вооруженное восстание в Москве; 8. 27 апреля­8 июля 1906 года – 1­я Государственная Дума; 9. 19 августа – введение военно­полевых судов; 10. 1 января 1907 года – отмена выкупных платежей; 11. 20 февраля ­3 июня – 2­я Государственная Дума; 12. 3 июня – “третьеиюньская монархия”. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя. Тема урока. Основные вопросы. Условия работы на уроке. II. Основная часть. 1. Характеристика экономического и политического развития России в начале XX века: особенности  экономики (2­й эшелон, средний уровень, догоняющая модель, многоукладность, экстенсивный путь,  развитие вширь). 2. Назовите основные и второстепенные противоречия в развитии России. Сделайте вывод. 3. Причины революции в России. – Что является причиной всех революций? – Назовите причины революции в России. Что такое революция? – Какие условия необходимы для ее осуществления? – Что такое ситуация? – Назовите признаки революционной ситуации. – Докажите на фактах их наличие в России. 4. Задачи революции. – Какие задачи стояли: – перед страной; – перед рабочими; – перед крестьянами? – Какие из них являлись общегосударственными? – В чьих интересах было решение этих задач? 5. Три политических лагеря. Партии – На какие группы разбилось российское общество? – Когда и какие партии образовались? – Назовите их лидеров и программы. 6. Cообщение ученика о начале революции – Кровавом воскресении.  М.Горький  А.Коц – Вместе с дымом от оружейных залпов рассеялась вера в царя. Кровавая расправа потрясла страну, повсюду  вспыхнули стачки солидарности. В России началась революция. – Назовите движущие силы революции. – К 1­2 мая неповиновение отмечалось уже в 177 городах России. Количество участников было более 200  тысяч человек. 7. Сообщение ученика об Иваново­Вознесенской стачке. Образование Советов рабочих депутатов. Афанасьев  Фрунзе  Ноздрин “Забастовка” – Выступления рабочих центра были повсеместно поддержаны. 8. Назовите четыре потока революционного движения в России. Чьи выступления были наиболее опасны для  самодержавия и почему? 9. Сообщение ученика о восстании на броненосце “Князь Потемкин­Таврический”.  Пастернак “1905 год”  Матюшенко 10. Маневры самодержавия. С самого начала революции самодержавие пыталось ее погасить. – Какими методами действовали власти? Перечислите мероприятия репрессивного характера, уступки Но революция продолжалась. Самым мощным явлением стала Всероссийская октябрьская политическая  стачка. 11. Сообщение ученика о Всероссийской стачке. – Какие лозунги были выдвинуты? – Что прибавилось к общим требованиям? – Какие альтернативные пути выхода из ситуации предложил Витте? – Какой вариант выбрал император? 12. Сообщения ученика о Манифесте 17 октября 1905 года и об образовании новых партий и их лидерах. – Но революция не остановилась. 13. Сообщение ученика о восстании на крейсере “Очаков”.  Пастернак “Лейтенант Шмидт”  Паустовский “Казнь” – Борьба продолжалась и вернулась сначала опять в столицу, где образовался Петербургский Совет рабочих  депутатов во главе с Л.Д.Троцким, а затем в Москву. 14. Сообщение ученика о Декабрьском вооруженном восстании. “Пресня горит”   Ухтомский 15. Начало российского парламентаризма. – Что такое парламентаризм? – Когда работала и что из себя представляла 1­я Гос. Дума? – Почему она была распущена? – Когда действовала 2­я Гос. Дума ее отличие от первой? – Причины роспуска? – Какое название получило это событие? – В чем сущность “третьеиюньской монархии”? 16. Итоги революции. – Чего добились участники революции? – Что не удалось сделать?– Каковы общие итоги? – Каков характер этой революции? – Дайте прогноз на будущее. 17. Эхо революции. Сообщение ученика по карте мира. III. Закрепление. Проверочная работа. 1. Восстановите недостающие в треугольнике даты революции: 1 вариант – 1905 год; 2 вариант – 1906­1907 годы. 2. Дайте определение понятиям: 1 вариант – революция, партия, ситуация 2 вариант – манифест, парламентаризм, конституция Примечания: 1. Вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 15, 16 проверяются фронтально. 2. Проверочная работа может быть проведена устно или письменно. 3. В общеобразовательном классе обсуждение вопросов остается, но интеграции нет. 4. Дополнительный материал в книге “Первая российская”. М.1985 .