Цель:
- подготовить учащихся к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень»;
- научить детей описывать изображённый «поэтический» предмет;
- закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного искусства;
- введение новых слов в активный словарь школьников.
П.П.Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс…человеку Кончаловский», - писал Вс.Иванов.
Сочинениеописание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс.
Цель:
подготовить учащихся к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень»;
научить детей описывать изображённый «поэтический» предмет;
закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного
искусства;
введение новых слов в активный словарь школьников.
Предварительная словарностилистическая работа:
1. Заранее на одном из уроков
русского языка производится запись слов и
словосочетаний на тему «Сирень»: подбор прилагательных, обозначающих цвет,
форму, величину, запах сирени.
2. Индивидуальное задание: узнать лексическое значение и этимологию слова натюрморт.
Ход урока:
1. Оргмомент. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по
картине П.П.Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет посвящён
наш урок и что изображено на картине художника.
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень
И в ней окажется …
(сирень)
Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине»
П.П.Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному
произведению живописи.
2. Рассказ о художнике.
Родина сирени Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16
веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее
выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала
весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был
неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники
любили изображать сирень. Одним из таких художников является П.П.Кончаловский.
П.П.Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы,
создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы,
сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар
жизни принёс…человеку Кончаловский», писал Вс.Иванов. Художник писал цветы так,
что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат.
П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в
более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете
полевых цветов, надо разбираться как в какойнибудь лесной чаще. Кончаловский был
замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей
посвящено несколько работ, например: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке
на полу». Посмотрите на эти работы художника (приложение 1)
3. Проверка индивидуального задания.
1 4. Беседа по картине «Сирень».
Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень».
Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых
солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда
за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).
Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он
показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её
только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы
или дождя.)
Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень
разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светлолиловая, тёмнокрасная).
Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета
высокая ветка тёмнокрасной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой
сирени.)
Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмнокрасная, розовая с сиреневым
оттенком, бледнорозовая)
Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные,
свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмнокрасные, бледносиреневые, белые
гроздья.)
Тщательно ли выписаны художником лепестки, листочки, веточки сирени? (Не
совсем, но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточкизвёздочки сирени)
Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому он не
выписывает тщательно все лепесточки сирени. Ему важен целостный образ букета.
Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и
цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие
гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень
много.)
Все ли листья сирени освещены одинаково? (Все листья освещены поразному:
вверху слева листья светлозелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу –
тёмнозелёные)
Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими эпитетамисинонимами
можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).
Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить своё отношение к
букету сирени. Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная… (дивная,
замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная)
В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из
веток ивы. Верхнюю часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени.)
На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у
стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются
яркие цвета сирени.)
Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои
чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного
букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне,
солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти
изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами.
Послушайте прекрасные строки, посвящённые этим цветам.
2 Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый сиреневый день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздьяцветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.
С.Я. Маршак
Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темнолиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
3 И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
Всеволод Рождественский
4 Какие словосочетания употребляют поэты для описания сирени?
Вывод: И художник, и поэты изображают один о тот же предмет – сирень. Каждый из
них использует различные художественные средства: художник – краски, рисунок, а
поэт – слово. Сирень художника мы видим, а сирень поэта – слышим и представляем
кисти сирени и её благоухание.
Такое прекрасное произведения живописи мог создать только внимательный,
любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой.
5. Составление плана сочинения.
I.
II.
Вступление. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.
Основная часть.
1.
Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.
2.
Корзина. Фон натюрморта.
III.
Заключение. Впечатление от натюрморта.
6. Составление черновиков сочинения.
7. Д/з. Написать сочинение, используя материалы урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.