Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах.Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах. Школьное воспитание могущественно, им, как отмечал В.Г. Белинский, «решается участь человека». Каким он сформируется – трудолюбивым, гуманным, внутренне богатым или жестоким, духовным банкротом, зависит не только от обстоятельств, но и от школы. В последнее время часто говорится о необходимости постоянного внимания к проблемам эстетического воспитания.
Иконка файла материала конспект.docx
Сочинения по картинам                              как    средство  развития    речи                     учащихся на уроках русского языка в 5­6 классах    Методика работы с картинами ( подготовка, проведение и анализ  сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5 – 6 классах.                                                                      Надо помочь ребёнку через искусство                                                                      глубже осознать свои мысли и чувства,                                                                       яснее мыслить и глубже чувствовать.                                                                                                                            Н.К.Крупская             Школьное воспитание могущественно, им, как отмечал В.Г. Белинский,  «решается участь человека». Каким он сформируется – трудолюбивым,  гуманным, внутренне богатым или жестоким, духовным банкротом, зависит не  только от обстоятельств, но и от школы. В последнее время часто говорится о  необходимости постоянного внимания к проблемам эстетического воспитания.        Одно из главных мест в этом вопросе отводилось литературе и искусству.  Основная задача эстетического воспитания состоит в том, « чтобы  пробудить и  развить в человеке чувство прекрасного; чтобы научить его верно  ориентироваться во всей действительности; отличать истинно прекрасное от  мнимо красивого, отвращаться от безобразного; возвышать чувство  прекрасного до всеобщей связи с миром»1, ­ пишет И.Ф. Смольянинов.       К сожаленью, сейчас важность эстетического воспитания часто  недооценивается. В чём это выражается? Не в том, как это иногда понимается,  что ребята мало поют песен, что для них устраивается мало литературных  вечеров, что они редко ходят в  музеи и на художественные выставки. Речь идёт  не о количестве таких мероприятий. Конечно, число спетых песен,  прослушанных концертов, просмотренных спектаклей  важно и играет большую роль  в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Однако его  недооценка коренится в другом. Во – первых, следует помнить, что область эстетики не исчерпается  искусством, что мир прекрасного распространяется на все проявления человеческой жизни,  что эстетика тесно связана с этикой, с нравственностью человека. С миром  прекрасного человек соприкасается с самых ранних лет. Если первоклассник  поймёт и почувствует, что небрежность в тетради – это не только плохо, но и  некрасиво, в дальнейшем он всегда будет стремиться к красоте. Во – вторых, нередко искусство рассматривается как удел тех, кто избрал его  своей профессией. На самом деле оно существует для каждого человека, и речь  идёт об искусстве во всём многообразии его форм и жанров. Определённая трудность подлинного эстетического воспитания заключается в  1том, что в практике работы в школы его задачи решаются порой слишком  упрощённо. « Возможности художественного произведения необозримы, а  используется оно иногда без вдумчивой предварительной подготовки, без  серьёзных целей. Нельзя мимоходом, поверхностно и примитивно говорить со  школьниками о великих произведениях музыки, литературы или  изобразительного искусства. Иначе содержание художественного произведения  оказывается потерянным, а значит, и воздействие его на чувства и ум  школьника будет далеко не таким, каким могло бы быть при творческом и  глубоком подходе к построению работы с ним, его использованию в  воспитательном процессе»2. Результатом эстетического воспитания детей  должны быть интерес и любовь к искусству, развитие способностей в отдельных доступных его видах ( пение, рисование, выразительное чтение, танец), а также  потребности посильного участия во внесении красоты в повседневную жизнь, в  отношения между членами своего коллектива. Система эстетического воспитания на уроках русского языка включает  разнообразные формы и методы. Это выразительное чтение художественного  текста, умение правильно и точно передавать свои мысли, использование в речи эпитетов, синонимов и др. Я остановлюсь на описании картин, посвященных  природе, так как « красота природы из всего многообразия проявлений  эстетического наиболее близка и понятна человеку»3. Данный  вопрос очень  актуален  в связи с тревожной экологической ситуацией в современном мире,  угрожающим исчезновением  естественной красоты. Это должно заставить нас  более внимательно посмотреть вокруг, острее почувствовать  и понять значение  природы, поэтому для анализа  взяты картины художников, изображающих  красоту родной природы.               Важно воспитывать в детях чувство ценности природы, огромного её  значения в жизни человека, в сохранении всего живого   на земле . Одним из  источников эстетического воздействия служат произведения живописи.  Описание картины даёт возможность вырабатывать целенаправленные  суждения, развивает речь, приучает  к последовательности в изложении мыслей, создаёт благоприятные условия для словарно­ стилистической работы. В  процессе анализа картины учитель может предложить ученикам использовать  разнообразные средства языка для выражения одной и той же мысли или  подобрать наиболее точные слова для передачи содержания полотна. Сочинения, представляющее собой описание природы, наиболее  распространённый вид работы в школе. Л. А. Ходякова отмечает следующее:  «…на первый взгляд кажется, что описывать природу с « натуры» легче, чем по картине, но наблюдения показывают, что дети затрудняются в описании  природы с « натуры». Очевидно, эмоциональные впечатления от природы  2настолько разнообразны и богаты, что учащиеся не могут последовательно  изложить свои мысли. Привести их в систему, выделить главное. Художник же  изображает на полотне самое существенное, главное с его точки зрения. Образ,  созданный художником, концентрирует внимание детей и тем самым помогает  описать изображенное на картине более последовательно»4.       Цель  указаний – научить школьников « читать» картины, понимать их  содержание, художественные достоинства и недостатки, а также с помощью  картин, изображающих  пейзаж родной природы, осуществлять экологическое  воспитание детей. Для этого  в моей работе приводится конкретный материал  для подготовки к урокам русского языка, посвящённым работе с картинами, и  образцы сочинений по ним. Методика работы над сочинением по картине имеет особенности, связанные со  спецификой произведений живописи. Они заключаются в следующем: 1. Работа с картиной отвечает требованиям, с одной стороны, программы по  развитию связной речи, так как обеспечивает формирование коммуникативных  умений: раскрытие темы и основной мысли картины, написание сочинений  разных жанров; с другой – программы по изобразительному искусству, в  соответствии с которой учащиеся знакомятся со своеобразием произведений  живописи, с творчеством художников и историей создания отдельных полотен. 2. Картина, как произведение изобразительного искусства,  анализируется в  единстве формы и содержания. Дети, описывая увиденное на ней, учатся  раскрывать замысел художника, выделять главное в композиции, понимать  значение цвета, деталей. 3.Знания, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, не  должны дублироваться, их следует развивать, углублять и дополнять. 4. Принимая во внимание, что описать картину легче, чем составить рассказ по  ней ( по мнению методистов К.Д.Ушинского, В.А.Добромыслова, М.О.Львова и  др.), целесообразно учить вначале анализировать произведение живописи, а  затем составлять рассказ. 5.Написание сочинения по картине предполагает лексическую подготовку,  которая предусматривает обогащение словаря учащихся словами, связанными с темой картины. Таким образом, в работе с картиной рекомендуется такая последовательность:  Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи  ( комментарий учителя, помогающий  понять его идейное содержание и  художественные достоинства);  Краткий рассказ учителя о художнике и истории создания картины;  Беседа по картине ( рассматривание и анализ);  Словарно­стилистическая работа по теме картины; 3 Составление плана сочинения ( устного высказывания);  Написание сочинения ( устное высказывание). 4

Посмотрите также