Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах.Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах. Школьное воспитание могущественно, им, как отмечал В.Г. Белинский, «решается участь человека». Каким он сформируется – трудолюбивым, гуманным, внутренне богатым или жестоким, духовным банкротом, зависит не только от обстоятельств, но и от школы. В последнее время часто говорится о необходимости постоянного внимания к проблемам эстетического воспитания.
Сочинения по картинам
как средство развития речи
учащихся на уроках русского языка в 56 классах
Методика работы с картинами ( подготовка, проведение и анализ
сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5 – 6 классах.
Надо помочь ребёнку через искусство
глубже осознать свои мысли и чувства,
яснее мыслить и глубже чувствовать.
Н.К.Крупская
Школьное воспитание могущественно, им, как отмечал В.Г. Белинский,
«решается участь человека». Каким он сформируется – трудолюбивым,
гуманным, внутренне богатым или жестоким, духовным банкротом, зависит не
только от обстоятельств, но и от школы. В последнее время часто говорится о
необходимости постоянного внимания к проблемам эстетического воспитания.
Одно из главных мест в этом вопросе отводилось литературе и искусству.
Основная задача эстетического воспитания состоит в том, « чтобы пробудить и
развить в человеке чувство прекрасного; чтобы научить его верно
ориентироваться во всей действительности; отличать истинно прекрасное от
мнимо красивого, отвращаться от безобразного; возвышать чувство
прекрасного до всеобщей связи с миром»1, пишет И.Ф. Смольянинов.
К сожаленью, сейчас важность эстетического воспитания часто
недооценивается. В чём это выражается? Не в том, как это иногда понимается,
что ребята мало поют песен, что для них устраивается мало литературных
вечеров, что они редко ходят в музеи и на художественные выставки. Речь идёт
не о количестве таких мероприятий. Конечно, число спетых песен,
прослушанных концертов, просмотренных спектаклей важно и играет большую
роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Однако его
недооценка коренится в другом.
Во – первых, следует помнить, что область эстетики не исчерпается искусством,
что мир прекрасного распространяется на все проявления человеческой жизни,
что эстетика тесно связана с этикой, с нравственностью человека. С миром
прекрасного человек соприкасается с самых ранних лет. Если первоклассник
поймёт и почувствует, что небрежность в тетради – это не только плохо, но и
некрасиво, в дальнейшем он всегда будет стремиться к красоте.
Во – вторых, нередко искусство рассматривается как удел тех, кто избрал его
своей профессией. На самом деле оно существует для каждого человека, и речь
идёт об искусстве во всём многообразии его форм и жанров.
Определённая трудность подлинного эстетического воспитания заключается в
1том, что в практике работы в школы его задачи решаются порой слишком
упрощённо. « Возможности художественного произведения необозримы, а
используется оно иногда без вдумчивой предварительной подготовки, без
серьёзных целей. Нельзя мимоходом, поверхностно и примитивно говорить со
школьниками о великих произведениях музыки, литературы или
изобразительного искусства. Иначе содержание художественного произведения
оказывается потерянным, а значит, и воздействие его на чувства и ум
школьника будет далеко не таким, каким могло бы быть при творческом и
глубоком подходе к построению работы с ним, его использованию в
воспитательном процессе»2. Результатом эстетического воспитания детей
должны быть интерес и любовь к искусству, развитие способностей в отдельных
доступных его видах ( пение, рисование, выразительное чтение, танец), а также
потребности посильного участия во внесении красоты в повседневную жизнь, в
отношения между членами своего коллектива.
Система эстетического воспитания на уроках русского языка включает
разнообразные формы и методы. Это выразительное чтение художественного
текста, умение правильно и точно передавать свои мысли, использование в речи
эпитетов, синонимов и др. Я остановлюсь на описании картин, посвященных
природе, так как « красота природы из всего многообразия проявлений
эстетического наиболее близка и понятна человеку»3. Данный вопрос очень
актуален в связи с тревожной экологической ситуацией в современном мире,
угрожающим исчезновением естественной красоты. Это должно заставить нас
более внимательно посмотреть вокруг, острее почувствовать и понять значение
природы, поэтому для анализа взяты картины художников, изображающих
красоту родной природы.
Важно воспитывать в детях чувство ценности природы, огромного её
значения в жизни человека, в сохранении всего живого на земле . Одним из
источников эстетического воздействия служат произведения живописи.
Описание картины даёт возможность вырабатывать целенаправленные
суждения, развивает речь, приучает к последовательности в изложении мыслей,
создаёт благоприятные условия для словарно стилистической работы. В
процессе анализа картины учитель может предложить ученикам использовать
разнообразные средства языка для выражения одной и той же мысли или
подобрать наиболее точные слова для передачи содержания полотна.
Сочинения, представляющее собой описание природы, наиболее
распространённый вид работы в школе. Л. А. Ходякова отмечает следующее:
«…на первый взгляд кажется, что описывать природу с « натуры» легче, чем по
картине, но наблюдения показывают, что дети затрудняются в описании
природы с « натуры». Очевидно, эмоциональные впечатления от природы
2настолько разнообразны и богаты, что учащиеся не могут последовательно
изложить свои мысли. Привести их в систему, выделить главное. Художник же
изображает на полотне самое существенное, главное с его точки зрения. Образ,
созданный художником, концентрирует внимание детей и тем самым помогает
описать изображенное на картине более последовательно»4.
Цель указаний – научить школьников « читать» картины, понимать их
содержание, художественные достоинства и недостатки, а также с помощью
картин, изображающих пейзаж родной природы, осуществлять экологическое
воспитание детей. Для этого в моей работе приводится конкретный материал
для подготовки к урокам русского языка, посвящённым работе с картинами, и
образцы сочинений по ним.
Методика работы над сочинением по картине имеет особенности, связанные со
спецификой произведений живописи. Они заключаются в следующем:
1. Работа с картиной отвечает требованиям, с одной стороны, программы по
развитию связной речи, так как обеспечивает формирование коммуникативных
умений: раскрытие темы и основной мысли картины, написание сочинений
разных жанров; с другой – программы по изобразительному искусству, в
соответствии с которой учащиеся знакомятся со своеобразием произведений
живописи, с творчеством художников и историей создания отдельных полотен.
2. Картина, как произведение изобразительного искусства, анализируется в
единстве формы и содержания. Дети, описывая увиденное на ней, учатся
раскрывать замысел художника, выделять главное в композиции, понимать
значение цвета, деталей.
3.Знания, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, не
должны дублироваться, их следует развивать, углублять и дополнять.
4. Принимая во внимание, что описать картину легче, чем составить рассказ по
ней ( по мнению методистов К.Д.Ушинского, В.А.Добромыслова, М.О.Львова и
др.), целесообразно учить вначале анализировать произведение живописи, а
затем составлять рассказ.
5.Написание сочинения по картине предполагает лексическую подготовку,
которая предусматривает обогащение словаря учащихся словами, связанными с
темой картины.
Таким образом, в работе с картиной рекомендуется такая последовательность:
Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи
( комментарий учителя, помогающий понять его идейное содержание и
художественные достоинства);
Краткий рассказ учителя о художнике и истории создания картины;
Беседа по картине ( рассматривание и анализ);
Словарностилистическая работа по теме картины;
3 Составление плана сочинения ( устного высказывания);
Написание сочинения ( устное высказывание).
4