Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 65.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Развитие речи
Тема: Сочинениеподражание Ушинскому
(К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
1) Беседа с учащимися:
– Совпали ли ваши первоначальные предположения с содержанием текста?
– В чём причина этого несовпадения? (Заголовок текста «Жалобы зайки»
настраивает на чтение сказки, художественной прозы.)
– Что нужно было выполнить перед чтением? (К.Д. Ушинский писал учебные
книги, а значит, «Жалобы зайки» – текст из раздела «О природе», главная его
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1задача – рассказать о зайце.)
2) Рассказ о зайце в соответствии с содержанием рассказа К.Д. Ушинского.
План рассказа:
а) внешний вид зайцев;
б) где и как они живут;
в) чем питаются зайцы;
г) как спасаются от врагов;
д) враги зайцев в природе;
е) заячий характер.
– Чем не похож получившийся рассказ на авторский текст? На что похож?
Почему это произошло?
– Почему К.Д. Ушинский рассказал о зайце художественным, а не научным
языком?
– Вопросы из учебника (задание 2, с. 207).
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Подготовка к сочинениюподражанию.
– Понравилось ли вам узнавать новое, читая художественное произведение?
– О каком животном хотелось бы рассказать вам?
– Подумайте, как будет называться ваш рассказ, исходя из представлений людей
о характере и других особенностях этого животного.
(«Хвастовство лисицы», «Похвальба медведя», «Ворчанье ежа», «Трескотня
сороки», «Обиды крота», «Шипенье змеи» и т.д.)
– Вспомните, что знаете об этом животном, запишите план рассказа.
– Подумайте, каким языком будет говорить ваш герой.
– Подумайте о своём отношении к этому животному. Будете ли вы его выражать
в тексте? Как?
II. Развитие
умений.
© ООО «Баласс», 2014
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
2– Придумайте первое предложение сочинения. Посмотрите, как начал свой
рассказ К.Д. Ушинский. Обратите внимание на связь между словами автора и
героем рассказа.
– Вот, например, догадайтесь, о каком герое будет рассказываться:
Раскаркалась, разгорланилась серая , усевшись повыше на ветку дерева, клювом
щёлкает, кричитговорит… (о вороне).
А теперь:
Расчирикался, распушился молодой , увидев хлебную крошку, друзей на пир
зовёт и всё пищитприговаривает…
(о воробье).
(См. материалы в тетради, урок 65.)
2. Написание сочинения.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
3ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
По усмотрению учителя.
© ООО «Баласс», 2014
4