Лоза И.С
учитель-логопед
ГУ «Средняя школа №16»
город Костанай
СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: инклюзивное образование, принципы преемственности и непрерывности, индивидуальные возможности и особенности, коррекционная работа.
Аннотация: Автор излагает свой опыт повышения педагогической
компетентности, способствующей совершенствованию инклюзивного
образования. Делится опытом создания условий в школе для
интегрированного обучения учащихся с особыми образовательными
особенностями. Содержанием работы является внедрение в учебный процесс
как традиционных технологий, так и здоровьесберегающих технологий.
История становления системы специального образования впервые рассматривается в широком контексте развития европейской цивилизации. Такой подход выводит тему специального образования за рамки чисто педагогической проблемы, но именно это позволяет по-новому выделить значимые аспекты в сфере педагогики. Каждое современное демократическое общество должно исповедовать принцип равных возможностей для всех детей и молодежи в сфере начального, среднего и высшего образования независимо от наличия нарушений в их развитии. Школьники, имеющие ограниченные возможности, должны получать надлежащее эффективное образование, чтобы интегрироваться в окружающее их общество и жить полноценной жизнью [1].
Для достижения этой цели разработана и внедряется во многих странах
мира, в том числе и Казахстана, идея инклюзивного (включающего)
образования. Инклюзивное образование – это процесс всестороннего
обучения детей, имеющих особые потребности в связи с ограниченными
возможностями, в детских учреждениях и общеобразовательных школах [2].
Главная цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы все дети
имели возможность принимать активное участие в общественной жизни
страны вне зависимости от их способностей или наличия у них нарушений
здоровья или развития. Идеология инклюзивного образования основывается
на недопустимости дискриминации детей с особыми образовательными
потребностями. Школа обязана научиться удовлетворять индивидуальные
запросы таких детей, а не исключать их из общего образовательного процесса [3].
Немаловажное значение в инклюзивном образовании имеют принципы
преемственности и непрерывности, которые предполагают:
- связь между различными этапами или ступенями развития ребенка,
сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при
переходе к новому состоянию;
- систему связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач,
содержания, методов обучения и воспитания с целью создания единого
непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития
ребенка;
- принятие общих для всех ступеней основной идеи, - содержания
образования, методов, организационных форм обучения и воспитания,
методики определения результативности [4].
С целью реализации принципов инклюзивного образования в ГУ «Средней
школе №16 отдела образования акимата города Костаная» обучаются дети с
особыми образовательными потребностями:
- нарушениями речи, - нарушением слуха, - нарушением зрения, - задержкой психического развития, - ДЦП.
Для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные коррекционно-педагогические условия для детей с ограниченными
возможностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными
индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем актуального
развития, в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум.
В состав консилиума входят следующие специалисты: заместитель
директора по учебной работе, учитель-логопед, педагог-психолог,
медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель.
Консилиум реализует следующие задачи:
1) Своевременное выявление и ранняя диагностика детей, имеющих
отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии,
с целью организации их развития и обучения в соответствии с их
индивидуальными возможностями.
2) Разработка индивидуально-развивающих программ для обеспечения
дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и
воспитания.
3) Организация взаимодействия между педагогическим составом школы
и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума.
4) Создание условий для психофизического развития учащихся с
ограниченными возможностями.
5) Динамическая оценка состояния учащихся и коррекция ранее
намеченной программы.
По результатам проведения Консилиума коллегиально составляется
заключение и рекомендации Консилиума об образовательном и
воспитательном маршруте с учетом его индивидуальных возможностей и
особенностей.
Деятельность учителя-логопеда на разных этапах коррекционной работы
I Диагностический.
Выявление состояния психических процессов (мышления, памяти, внимания, волевых усилий). Анализ письменных работ. Анализ процесса чтения. Обследование состояния различных сторон речевой деятельности (звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико- грамматического строя, связной речи). Систематический учет и анализ наиболее характерных для ученика ошибок, затруднений, выявляемых в ходе письменных и устных работ.
II Коррекционный
Развитие внимания, памяти, мышления. Развитие общей и мелкой моторики рук. Уточнение и развитие пространственно-временных представлений.
Развитие связной речи. Проведение комплекса коррекционных занятий на устранение нарушений чтения и письма.
III Оценочный
Проведение контрольных работ (диктантов, изложений, тестовых заданий) для оценки состояния письменной речи учащихся. Устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов.
Организация логопедической работы предусматривает соблюдение
следующих необходимых условий:
1. Взаимосвязь осуществления коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
2. Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико–фонематической, лексической, грамматической).
3. Максимальное использование при коррекции дефектов речи различных
анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического)
4. Учёт индивидуальных особенностей детей с ЗПР.
5. Осуществление индивидуального подхода на коррекционных занятиях. для таких детей следует создавать ситуации, которые побуждали бы ребят к высказываниям. Необходимо формировать умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других учащихся группы, слушать ответы сверстников. Большое влияние на качество ответов детей с ЗПР оказывает похвала.
Создание ситуаций успеха для всех обучаемых учащихся с дефектами речи – это сочетание условий, обеспечивающих успех. Основная задача заключается в создании возможности пережить радость достижения успеха, осознать свои возможности, поверить в себя, в свои речевые способности.
Задачи коррекционно – логопедического обучения младших школьников с ЗПР.
1. Развитие и совершенствование общей моторики.
2. Развитие и совершенствование ручной моторики.
3. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
4. Развитие слухового восприятия, памяти.
5. Развитие зрительного восприятия, памяти.
6. Формирование произносительных умений и навыков.
7. Совершенствование лексических и грамматических средств языка.
8. Развитие навыков связной речи.
9. Обогащение коммуникативного опыта.
Оценка на логопедическом занятии ставится за внимательность, активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок. Для логопеда значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ЗПР благоприятного психологического климата на занятиях.
Итак, основным преимуществом инклюзивного подхода в обучении
является создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей
каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным,
физическим и психическим потребностям.
Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это
искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, олучающие
инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и
терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение
качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-
уязвимым группам.
Литература.
1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире.
Европа. – М.: Просвещение, 2009. – С.1-2.
2. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов /
Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.– М.РООИ «Перспектива»,
2007.
3. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я.,
Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132
4. Степанова О. А. Обеспечение доступности непрерывного
профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями
здоровья: многоуровневый подход // Научные исследования в образовании.
2013. № 1. С. 33-43.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.