СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Оценка 5

СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Оценка 5
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл—4 кл
25.11.2020
СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Автор излагает свой опыт повышения педагогической компетентности, способствующей совершенствованию инклюзивного образования. Делится опытом создания условий в школе для интегрированного обучения учащихся с особыми образовательными особенностями. Содержанием работы является внедрение в учебный процесс как традиционных технологий, так и здоровьесберегающих технологий.
статья по инклюзиву.docx

Лоза И.С

учитель-логопед

ГУ «Средняя школа №16»

город Костанай

 

СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, принципы преемственности и непрерывности, индивидуальные возможности  и особенности, коррекционная работа.

 

Аннотация: Автор излагает свой опыт повышения педагогической

компетентности, способствующей совершенствованию инклюзивного

образования. Делится опытом создания условий в школе для

интегрированного обучения учащихся с особыми образовательными

особенностями. Содержанием работы является внедрение в учебный процесс

как традиционных технологий, так и здоровьесберегающих технологий.

 

История становления системы специального образования впервые рассматривается в широком контексте  развития европейской цивилизации. Такой подход выводит тему специального  образования за рамки чисто педагогической проблемы, но именно это  позволяет по-новому выделить значимые аспекты в сфере педагогики. Каждое современное демократическое общество должно исповедовать принцип равных возможностей для всех детей и молодежи в сфере начального, среднего и высшего образования независимо от наличия нарушений в их развитии. Школьники, имеющие ограниченные возможности, должны получать надлежащее эффективное образование, чтобы интегрироваться в окружающее их общество и жить полноценной жизнью [1].

Для достижения этой цели разработана и внедряется во многих странах

мира, в том числе и Казахстана, идея инклюзивного (включающего)

образования. Инклюзивное образование – это процесс всестороннего

обучения детей, имеющих особые потребности в связи с ограниченными

возможностями, в детских учреждениях и общеобразовательных школах [2].

Главная цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы все дети

имели возможность принимать активное участие в общественной жизни

страны вне зависимости от их способностей или наличия у них нарушений

здоровья или развития. Идеология инклюзивного образования основывается

на недопустимости дискриминации детей с особыми образовательными

потребностями. Школа обязана научиться удовлетворять индивидуальные

запросы таких детей, а не исключать их из общего образовательного процесса [3].

Немаловажное значение в инклюзивном образовании имеют принципы

преемственности и непрерывности, которые предполагают:

- связь между различными этапами или ступенями развития ребенка,

сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при

переходе к новому состоянию;

- систему связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач,

содержания, методов обучения и воспитания с целью создания единого

непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития

ребенка;

- принятие общих для всех ступеней основной идеи, - содержания

образования, методов, организационных форм обучения и воспитания,

методики определения результативности [4].

С целью реализации принципов инклюзивного образования в ГУ «Средней

школе №16 отдела образования акимата города Костаная» обучаются дети с

особыми образовательными потребностями:

- нарушениями речи, - нарушением слуха, - нарушением зрения, - задержкой психического развития, - ДЦП.

Для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные коррекционно-педагогические условия для детей с ограниченными

возможностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными

индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем актуального

развития, в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум.

В состав консилиума входят следующие специалисты: заместитель

директора по учебной работе, учитель-логопед, педагог-психолог,

медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель.

Консилиум реализует следующие задачи:

1) Своевременное выявление и ранняя диагностика детей, имеющих

отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии,

с целью организации их развития и обучения в соответствии с их

индивидуальными возможностями.

2) Разработка индивидуально-развивающих программ для обеспечения

дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и

воспитания.

3) Организация взаимодействия между педагогическим составом школы

и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума.

4) Создание условий для психофизического развития учащихся с

ограниченными возможностями.

5) Динамическая оценка состояния учащихся и коррекция ранее

намеченной программы.

По результатам проведения Консилиума коллегиально составляется

заключение и рекомендации Консилиума об образовательном и

воспитательном маршруте с учетом его индивидуальных возможностей и

особенностей.

Деятельность учителя-логопеда на разных этапах коррекционной работы

I Диагностический.

Выявление состояния психических процессов (мышления, памяти, внимания, волевых усилий). Анализ письменных работ. Анализ процесса чтения. Обследование состояния различных сторон речевой деятельности (звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико- грамматического строя, связной речи). Систематический учет и анализ наиболее характерных для ученика ошибок, затруднений, выявляемых в ходе письменных и устных работ.

II Коррекционный

Развитие внимания, памяти, мышления. Развитие общей и мелкой моторики рук. Уточнение и развитие пространственно-временных представлений.

Развитие связной речи. Проведение комплекса коррекционных занятий на устранение нарушений чтения и письма.

III Оценочный

Проведение  контрольных работ (диктантов,  изложений, тестовых  заданий) для оценки состояния  письменной речи  учащихся. Устный опрос,  позволяющий оценить состояние связной речи  и наличие в ней аграмматизмов.

Организация логопедической работы предусматривает соблюдение

следующих необходимых условий:

1. Взаимосвязь  осуществления коррекции речи с  развитием познавательных  процессов (восприятия, памяти,  мышления).

2. Проведение  логопедических занятий на любом этапе над  речевой  системой  в целом (фонетико–фонематической,  лексической, грамматической).

3. Максимальное  использование при коррекции дефектов  речи различных

анализаторов  (слухового, зрительного,  речедвигательного,  кинестетического)

4. Учёт  индивидуальных особенностей детей с ЗПР.

5. Осуществление  индивидуального подхода на коррекционных  занятиях. для  таких детей следует создавать  ситуации, которые побуждали  бы ребят  к высказываниям. Необходимо  формировать умения отвечать  на вопросы,  спрашивать, высказываться в присутствии других  учащихся группы,  слушать ответы  сверстников. Большое  влияние на качество ответов  детей с  ЗПР оказывает  похвала.

Создание ситуаций  успеха для всех обучаемых  учащихся  с дефектами речи – это сочетание  условий, обеспечивающих успех. Основная  задача заключается в  создании возможности пережить радость достижения  успеха,  осознать  свои возможности, поверить в  себя,  в свои речевые  способности.

Задачи коррекционно – логопедического обучения младших школьников с ЗПР.

1.  Развитие и совершенствование общей моторики.

2. Развитие и совершенствование ручной моторики.

3. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

4. Развитие слухового восприятия, памяти.

5. Развитие зрительного восприятия, памяти.

6. Формирование произносительных умений и навыков.

7. Совершенствование лексических и грамматических средств языка.

8. Развитие навыков связной речи.

9. Обогащение коммуникативного опыта.

Оценка на логопедическом занятии ставится за внимательность, активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок. Для логопеда значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ЗПР благоприятного психологического климата на занятиях.

Итак, основным преимуществом инклюзивного подхода в обучении

является создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей

каждого ребенка, соответствующей  индивидуальным интеллектуальным,

физическим и психическим потребностям.

Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это

искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, олучающие

инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и

терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение

качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-

уязвимым группам.

Литература.

1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся  мире.

Европа. – М.: Просвещение, 2009. – С.1-2.

2. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов /

Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.– М.РООИ «Перспектива»,

2007.

3. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я.,

Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132

4. Степанова О. А. Обеспечение доступности непрерывного

профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями

здоровья: многоуровневый подход // Научные исследования в образовании.

2013. № 1. С. 33-43.


 

Лоза И.С учитель-логопед ГУ «Средняя школа №16» город

Лоза И.С учитель-логопед ГУ «Средняя школа №16» город

Инклюзивное образование – это процесс всестороннего обучения детей, имеющих особые потребности в связи с ограниченными возможностями, в детских учреждениях и общеобразовательных школах [2]

Инклюзивное образование – это процесс всестороннего обучения детей, имеющих особые потребности в связи с ограниченными возможностями, в детских учреждениях и общеобразовательных школах [2]

В состав консилиума входят следующие специалисты: заместитель директора по учебной работе, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель

В состав консилиума входят следующие специалисты: заместитель директора по учебной работе, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель

Систематический учет и анализ наиболее характерных для ученика ошибок, затруднений, выявляемых в ходе письменных и устных работ

Систематический учет и анализ наиболее характерных для ученика ошибок, затруднений, выявляемых в ходе письменных и устных работ

Задачи коррекционно – логопедического обучения младших школьников с

Задачи коррекционно – логопедического обучения младших школьников с

Европа. – М.: Просвещение, 2009

Европа. – М.: Просвещение, 2009
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020