Содержание образования в школе для учащихся
с нарушениями слуха
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, соответствующих современному состоянию научных знаний и культуры, усвоение которых обеспечивает развитие личности, ее готовность к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Вследствие сохранности интеллекта, способности к компенсации дефекта слуха на основе сохранных анализаторов лица с недостатками слуха могут полноценно освоить содержание образования начальной, основной и полной средней школы при обучении в педагогически организованных условиях. Иными словами, если считать вслед за В. В. Сериковым, что «человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа» [89; с. 63], то учащийся, лишенный слуха, способен в полном объеме приобрести этот капитал. Школьное образование неслышащих в нашей стране является цензовым. По желанию неслышащие могут продолжить обучение после школы и полноценно освоить первоначальное профессиональное, среднее специальное, а также высшее образование. Мы знаем также и замечательные примеры поствузовского образования неслышащих, получивших ученые степени, это: кандидаты педагогических наук И. А. Цукерман – исследовательница проблем глухоты, В. З. Базоев – один из авторов книги «Человек из мира тишины», кандидат технических наук Д. Сметанин, гидрохимик на судне «Витязь»; доктор исторических наук М. Диманис.
Будучи цензовым, содержание специального образования для неслышащих формируется прежде всего на основе общедидактических принципов отбора содержания образования:
- принципа соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
- принципа единства содержательной и процессуальной стороны обучения, который предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;
- принципа структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования [68; с. 265].
Из последнего принципа методологически вытекает специфический принцип отбора содержания специального образования: принцип учета своеобразия развития аномального ребенка и его особых образовательных возможностей и потребностей. Согласно данному принципу специальное образование и его содержание рассматривается как средство развития личности глухого в особом психолого-педагогическом ключе: оно должно включать, кроме общеобразовательных предметов, особые компоненты и механизмы, ориентированные на:
- специальное формирование самостоятельной словесной речи;
- предупреждение вторичных психических отклонений, их коррекцию и компенсацию;
- компенсацию «социального вывиха» – ограниченности социального опыта и социальных обобщений, т.е. быть средством достаточным для подготовки неслышащего к самостоятельной жизнедеятельности и интеграции в общество.
Для коррекции недостатков психического развития, для языковой и социальной реабилитации неслышащего ребенка в содержание общего образования вносятся структурные изменения: в состав предметов наряду с общеобразовательными включаются специфические коррекционные учебные предметы, которых нет в содержании общего образования («Социально-бытовая ориентировка», «Музыкально-ритмические занятия», «Предметно-практическое обучение», «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи», «Фронтальные занятия в слуховом кабинете»).
Качественно меняются временные пропорции в структуре учебных предметов, определяемые в школах 1 и 2 вида задачами развития словесной речи. Так, если в базисном плане основной общеобразовательной школы образовательная область «Филология» имеет объем за все годы обучения 103 недельных часов, то в школе глухих аналогичная по сути образовательная область «Язык» – 141 час (и это не считая 36 часов на индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи).
За счет коррекционных предметов срок освоения содержания образования по сравнению с массовой школой удлиняется на один-два года.
Важным механизмом содержания образования, направленным на дифференцированный учет разнообразия, неодинаковости реальных образовательных возможностей учащихся, перспектив их развития, обучения и воспитания выступает вариативность учебных планов сурдошколы (напомним, что в массовой школе один учебный план). Различные модели учебных планов предполагают разный темп прохождения дисциплин, разный выбор учебных предметов, разные планки реально достижимого уровня образования (среднее полное, основное, цензовое, нецензовое).
Специальная школа 1 вида для глухих имеет 3 ступени образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.