На уроках учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Уроки в СМГ должны содействовать:
– укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;На уроках учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Уроки в СМГ должны содействовать:
– укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА В СМГ
На уроках учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в
программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а
также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния
здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния
здоровья и уровня физической подготовленности.
Уроки в СМГ должны содействовать:
– укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к
выполнению физических нагрузок;
– правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– развитию физических качеств;
– повышению физической и умственной работоспособности;
– освоению основных двигательных умений и навыков;
– ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием,
постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок;
– формированию умений самостоятельно заниматься физическими
упражнениями;
– формированию правильной осанки.
Учебный материал программы рекомендуется разделять по годам обучения
(первый и второй год обучения – строго с учетом особенностей каждой
возрастной группы).
Занятия в СМГ условно делятся на два периода: подготовительный и
основной.
Подготовительный период обычно занимает первую четверть. Его задачи:
постепенная подготовка сердечнососудистой и дыхательной систем и всего
организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в
систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого
навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.
В подготовительный период рекомендуется:
выполнять ОРУ,
способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии,
элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и
кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе
от 1 до 2 км.Длительность
основного периода
обучения в СМГ зависит от
приспособляемости организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их
здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап
предшествует переводу школьника в подготовительную и далее – в основную
группу.
З а д а ч и: освоение основных двигательных умений и навыков программы по
физической культуре для школьников СМГ; повышение общей тренированности
и функциональной способности организма переносить физическую нагрузку.
В содержание уроков этого периода постепенно включаются все упражнения,
входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся
в СМГ.
Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию
здоровья к СМГ, необходимо строить по обычной схеме: подготовительная,
основная и заключительная части.
1. Подготовительная часть урока.
З а д а ч и подготовительной части:
– организовать учащихся; определить ЧСС;
– составить представление о самочувствии занимающихся; ознакомить с
содержанием занятия;
– создать благоприятное эмоциональное настроение;
– способствовать постепенной функциональной подготовке организма к
повышенным нагрузкам.
На уроке учащиеся должны быть в спортивной форме. Подсчет ЧСС
производится самими учащимися. Значительные отклонения в здоровье у
большинства занимающихся требуют создания благоприятных условия для
занятий. Для этого рекомендуется применять наиболее простые упражнения.
Вводная часть урока служит эмоциональной настройкой, поэтому не следует,
особенно на первых уроках, злоупотреблять строевыми упражнениями.
В подготовительной части нужно применять различные упражнения с
изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренную
ходьбу, бег (от 15 с до 2 мин). Особенно нужно обращать внимание на
правильное сочетание дыхания с различными упражнениями. Также очень
важное значение имеет правильная осанка.Продолжительность подготовительной части урока колеблется от 3–6 до 10–
15 мин, в зависимости от этапа обучения. В подготовительном этапе она
длиннее, в основном – короче.
2. Основная часть урока.
З а д а ч и основной части урока:
– гармоническое общее и специальное развитие сердечнососудистой и
дыхательной систем, всего организма в целом;
– воспитание двигательных качеств;
– совершенствование двигательных умений и навыков;
– воспитание моральноволевых качеств.
В начале основной части целесообразно использовать упражнения в
равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т. п. Даже
малоподвижная игра вызывает у школьников повышение артериального давления
и резкое учащение ЧСС; как правило, показатели ЧСС и артериального давления
достаточно медленно возвращаются в норму. Поэтому игры на уроке нужно
проводить за 15–20 мин до окончания урока. После них обязательно проводятся
медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя не менее 1 мин.
После игры и отдыха рекомендуется включать в урок общеразвивающие
упражнения в спокойном, несколько замедленном темпе, с паузами для отдыха
10–12 с.
Продолжительность основной части урока колеблется от 20 до 25 мин.
3. Заключительная часть урока.
З а д а ч и заключительной части:
– содействие более быстрому протеканию восстановительных процессов;
– снижение нагрузки;
– снятие утомления.
В заключительной части следует применять простые упражнения для рук,
различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц, дыхательные
упражнения и обязательно – отдых сидя.
Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать
удовлетворение прошедшим уроком. Продолжительность заключительной части
урока – 5–7 мин.Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход,
дозирование нагрузки на уроке с учетом индивидуальных особенностей
учащихся. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
– построение на уроке не по росту, а по степени физической
подготовленности; на правом фланге – более подготовленные дети (группа А), на
левом – менее (группа Б); это позволит дифференцировать нагрузку с учетом
индивидуальных особенностей учащихся;
– перед каждым уроком у школьников определяется ЧСС; дети, у которых
ЧСС выше 80 уд./мин, ставятся на левый фланг;
– при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале
колонны, начинают и заканчивают эстафеты;
– при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются через
каждые 2 мин.
В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с
различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном
состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами
упражнений:
Заболевания
Противопоказания
и ограничения
2
Упражнения, выполнение
которых связано с
задержкой дыхания,
напряжением мышц
брюшного пресса и
ускорением темпа движений
1
Патология
сердечно
сосудистой
системы
(неактивная фаза
ревматизма,
функциональные
изменения и др.)
Заболевания
органов дыхания
(хронический
бронхит,
воспаление легких,
бронхиальная
астма и др.)
Заболевания почек Упражнения с высокой
Упражнения, вызывающие
задержку дыхания и
чрезмерное напряжение
мышц брюшного пресса
Рекомендации
3
Общеразвивающие упражнения,
охватывающие все мышечные
группы, в исходном положении
лежа, сидя, стоя; ходьба,
дозированный бег в медленном
темпе
Дыхательные упражнения,
тренировка полного дыхания и
особенно удлиненного выдоха
При проведении общеразвивающих(нефрит,
пиелонефрит,
нефроз)
частотой движений,
высокой интенсивностью
нагрузки и скоростно
силовой направленностью;
недопустимо
переохлаждение тела
упражнений особое внимание
уделяется укреплению мышц
передней стенки живота. При
занятиях плаванием (по
специальному разрешению врача)
ограничивается время пребывания в
воде (5–10 мин – первый год
обучения, 10–15 мин – второй и
последующие годы обучения)1
2
3
Окончание табл.
Упражнения, вызывающие
нервное перенапряжение
(упражнения в равновесии
на повышенной опоре),
ограничивается время игр
и т. д.
Исключаются прыжки с
разбега, кувырки,
упражнения со статическим
напряжением мышц, стойки
на руках и голове
Уменьшается нагрузка на
мышцы брюшного пресса,
ограничиваются прыжки
Нарушения
нервной системы
Заболевания
органов зрения
Хронические
заболевания
желудочно
кишечного тракта,
желчного пузыря,
печени
Дыхательные упражнения, водные
процедуры, аэробные упражнения
Упражнения на пространственную
ориентацию, точность движений,
динамическое равновесие,
гимнастика для глаз
Как видно из таблицы, для учащихся с сердечнососудистой патологией
противопоказаны упражнения, которые связаны с задержкой дыхания и
натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.
Школьникам с заболеваниями органов дыхания противопоказаны упражнения,
вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо уделять внимание
дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке
полного дыхания, особенно удлиненному вдоху.
В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек, значительно
снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается
переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое
внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.
При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки,
упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.
При хронических заболеваниях ЖКТ уменьшается нагрузка на мышцы
брюшного пресса.
Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в
программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют
строгой дозировки. При проведении игры необходимо помнить, что на занятиях
со школьниками спецмедгруппы она должна быть закончена за 7–10 мин до
окончания урока. Повышенное эмоциональное состояние при проведенииподвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление
учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его
признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение
переутомления.
Одним из критериев правильности дозировки и проведения игры может
служить восстановительный период ЧСС, который должен быть не более 5–7
мин.
Одним из важных моментов в работе учителей со школьниками
спецмедгруппы является планирование учебной работы. Учителю необходимо
иметь календарный рабочий план для каждой группы, поурочные планы
конспекты и журнал учета занятий.
На каждом уроке надо определять ЧСС не реже трех раз – до урока, в
основной части и в конце урока, при этом нужно учитывать и внешние признаки
утомления. На первом году обучения не следует допускать появления внешних
признаков утомления.
Критерием правильности дозирования нагрузок служит изменение ЧСС – как
на одном уроке, так и в серии занятий. ЧСС у основной массы школьников на 5–
10й минуте после окончания занятий должна вернуться к исходным данным, а
после 1–1,5 месяцев систематических занятий должна отмечаться тенденция к
урежению ЧСС.
Проводя занятия, учитель должен в первую очередь определить
переносимость физических нагрузок и физическую подготовленность
школьников по тестам. В качестве тестов допустимо использовать только те
упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не
противопоказаны обучающимся.
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в
течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него
темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием.
Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале
образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние,
пройденное обучающимся (табл. 3).
Оценку скоростносиловых качеств, силы мышц обучающегося можно
проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой
поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед
и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом
является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток
(табл. 2).
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и
разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняяупражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки
ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается
количество выполненных упражнений (табл. 4).
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метр от стенки
в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о степени
координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции.
Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах также помогают судить о степени
координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции,
скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков
с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют
оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных
упражнений до момента отказа тестируемого.
Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в
составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет
обучения – в сентябре, декабре и апреле.
УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ,
ТАБЛИЦЫ ОЦЕНИВАНИЯ
ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
В СПЕЦИАЛЬНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ГРУППУ
Бросок набивного мяча, 1 кг (см)
Таблица 1
Воз
раст
Кла
сс
7
8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6
7
8
низки
й
150
160
195
205
235
260
305
345
Мальчики
Девочки
средний
высокий
155–195
160–200
200–245
210–260
240–285
265–310
308–345
350–400
195–260
201–290
246–350
265–370
290–395
315–430
345–510
405–530
низки
й
125
130
170
175
210
235
290
330
средний
высокий
130–165
135–170
175–225
180–235
215–265
240–280
295–325
340–380
170–245
175–260
230–310
240–360
270–385
285–405
330–485
385–49515
16
17
9
10
11
360
450
457
370–440
455–480
460–505
445–590
485–640
510–680
360
410
405
365–405
415–460
410–445
410–515
465–540
450–550Прыжки в длину с места (см)
Таблица 2
Воз
раст
Кла
сс
Мальчики
Девочки
низки
средний
высокий
низки
средний
высокий
й
3
91
95
109
119
121
130
135
153
174
185
190
4
95–100
100–110
110–120
125–130
125–135
135–145
140–155
155–170
178–188
190–200
195–205
5
105–125
115–135
125–150
135–160
140–170
145–178
158–185
175–200
190–210
203–225
210–235
й
6
80
95
110
110
115
120
125
125
127
133
130
7
85–95
98–105
115–125
115–125
120–130
125–135
130–145
130–145
133–148
135–150
130–145
8
100–125
110–130
127–140
130–155
135–160
140–165
150–170
150–175
150–175
150–180
150–178
6минутный бег (м)
Мальчики
Девочки
Таблица 3
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
600
650
700
750
800
850
900
950
1000
650–730
680–750
730–850
780–900
830–950
880–980
930–1000
980–1050
1040–1100
800
850
900
950
1000
1050
1050
1100
1150
450
500
550
600
650
700
750
800
830
500–650
550–700
580–750
640–800
680–850
730–900
780–920
820–930
840–950
700
750
800
900
920
950
970
1000
1000
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Воз
раст
Кла
сс
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2
3
4
5
6
7
8
916
17
10
11
1050
1050
1100–1200
1100–1200
1250
1250
850
870
870–980
900–1000
1150
1150
Отжимание (раз)
Мальчики
Девочки
Таблица 4
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
7
8
9
10
11
12
13
15
16
17
19
10
11
13
14
15
18
19
20
21
22
24
13
15
17
18
19
22
23
24
25
28
30
3
3
4
4
5
5
6
6
6
5
5
6
6
7
7
8
8
9
9
9
8
8
8
9
10
11
12
13
14
15
15
16
16
Воз
раст
Кла
сс
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11