СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА В СМГ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроках учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Уроки в СМГ должны содействовать: – укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;На уроках учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Уроки в СМГ должны содействовать: – укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;
Иконка файла материала soderzhanie_i_organizacionno-metodicheskie_osobennosti_postroeniya_urokov_smg.doc
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА В СМГ На уроках учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Уроки в СМГ должны содействовать: –   укреплению   здоровья,   повышению   функциональной   готовности   к выполнению физических нагрузок; – правильному физическому развитию и закаливанию организма; – развитию физических качеств; – повышению физической и умственной работоспособности; – освоению основных двигательных умений и навыков; – ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок; –   формированию   умений   самостоятельно   заниматься   физическими упражнениями; – формированию правильной осанки. Учебный материал программы рекомендуется разделять по годам обучения (первый   и   второй   год   обучения –   строго   с   учетом   особенностей   каждой возрастной группы). Занятия   в   СМГ   условно   делятся   на   два   периода:   подготовительный   и основной. Подготовительный период  обычно занимает первую четверть. Его задачи: постепенная   подготовка   сердечно­сосудистой   и   дыхательной   систем   и   всего организма   к   выполнению   физической   нагрузки;   воспитание   потребности   в систематических   занятиях   физическими   упражнениями;   освоение   быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля. В   подготовительный   период   рекомендуется:   выполнять   ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 2 км.Длительность  основного   периода  обучения   в   СМГ   зависит   от приспособляемости организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья,   пластичности   и   подвижности   нервной   системы.   Этот   этап предшествует переводу школьника в подготовительную и далее – в основную группу. З а д а ч и: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для школьников СМГ; повышение общей тренированности и функциональной способности организма переносить физическую нагрузку. В содержание уроков этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ. Уроки   физической   культуры   с   учащимися,   отнесенными   по   состоянию здоровья   к   СМГ,   необходимо   строить   по   обычной   схеме:   подготовительная, основная и заключительная части. 1. Подготовительная часть урока. З а д а ч и подготовительной части: – организовать учащихся; определить ЧСС; –   составить   представление   о   самочувствии   занимающихся;   ознакомить   с содержанием занятия; – создать благоприятное эмоциональное настроение; –   способствовать   постепенной   функциональной   подготовке   организма   к повышенным нагрузкам. На   уроке   учащиеся   должны   быть   в   спортивной   форме.   Подсчет   ЧСС производится   самими   учащимися.   Значительные   отклонения   в   здоровье   у большинства   занимающихся   требуют   создания   благоприятных   условия   для занятий.   Для   этого   рекомендуется   применять   наиболее   простые   упражнения. Вводная часть урока служит эмоциональной настройкой, поэтому не следует, особенно на первых уроках, злоупотреблять строевыми упражнениями. В   подготовительной   части   нужно   применять   различные   упражнения   с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренную ходьбу,   бег   (от   15   с   до   2   мин).   Особенно   нужно   обращать   внимание   на правильное   сочетание   дыхания   с   различными   упражнениями.   Также   очень важное значение имеет правильная осанка.Продолжительность подготовительной части урока колеблется от 3–6 до 10– 15   мин,   в   зависимости   от   этапа   обучения.   В   подготовительном   этапе   она длиннее, в основном – короче. 2. Основная часть урока. З а д а ч и основной части урока: –   гармоническое   общее   и   специальное   развитие   сердечно­сосудистой   и дыхательной систем, всего организма в целом; – воспитание двигательных качеств; – совершенствование двигательных умений и навыков; – воспитание морально­волевых качеств. В   начале   основной   части   целесообразно   использовать   упражнения   в равновесии,   на   снарядах,   отдельные   элементы   легкой   атлетики   и   т. п.   Даже малоподвижная игра вызывает у школьников повышение артериального давления и резкое учащение ЧСС; как правило, показатели ЧСС и артериального давления достаточно   медленно   возвращаются   в   норму.   Поэтому   игры   на   уроке   нужно проводить за 15–20 мин до окончания урока. После них обязательно проводятся медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя не менее 1 мин. После   игры   и   отдыха   рекомендуется   включать   в   урок   общеразвивающие упражнения в спокойном, несколько замедленном темпе, с паузами для отдыха 10–12 с. Продолжительность основной части урока колеблется от 20 до 25 мин. 3. Заключительная часть урока. З а д а ч и  заключительной части: – содействие более быстрому протеканию восстановительных процессов; – снижение нагрузки; – снятие утомления. В  заключительной   части   следует   применять   простые   упражнения   для   рук, различные   виды   ходьбы,   упражнения   на   расслабление   мышц,   дыхательные упражнения и обязательно – отдых сидя. Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком. Продолжительность заключительной части урока – 5–7 мин.Ведущим   принципом   в   работе   является   дифференцированный   подход, дозирование   нагрузки   на   уроке   с   учетом   индивидуальных   особенностей учащихся. При этом необходимо соблюдать следующие условия: –   построение   на   уроке   не   по   росту,   а   по   степени   физической подготовленности; на правом фланге – более подготовленные дети (группа А), на левом – менее (группа Б); это позволит дифференцировать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей учащихся; – перед каждым уроком у школьников определяется ЧСС; дети, у которых ЧСС выше 80 уд./мин, ставятся на левый фланг; – при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты; –   при   проведении   игр   слабо   подготовленные   ученики   заменяются   через каждые 2 мин. В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений: Заболевания Противопоказания  и ограничения 2 Упражнения, выполнение  которых связано с  задержкой дыхания,  напряжением мышц  брюшного пресса и  ускорением темпа движений 1 Патология  сердечно­ сосудистой  системы  (неактивная фаза  ревматизма,  функциональные  изменения и др.) Заболевания  органов дыхания  (хронический  бронхит,  воспаление легких, бронхиальная  астма и др.) Заболевания почек Упражнения с высокой  Упражнения, вызывающие  задержку дыхания и  чрезмерное напряжение  мышц брюшного пресса Рекомендации 3 Общеразвивающие упражнения,  охватывающие все мышечные  группы, в исходном положении  лежа, сидя, стоя; ходьба,  дозированный бег в медленном  темпе Дыхательные упражнения,  тренировка полного дыхания и  особенно удлиненного выдоха При проведении общеразвивающих(нефрит,  пиелонефрит,  нефроз) частотой движений,  высокой интенсивностью  нагрузки и скоростно­ силовой направленностью;  недопустимо  переохлаждение тела упражнений особое внимание  уделяется укреплению мышц  передней стенки живота. При  занятиях плаванием (по  специальному разрешению врача)  ограничивается время пребывания в  воде (5–10 мин – первый год  обучения, 10–15 мин – второй и  последующие годы обучения)1 2 3 Окончание табл. Упражнения, вызывающие  нервное перенапряжение (упражнения в равновесии  на повышенной опоре),  ограничивается время игр  и т. д. Исключаются прыжки с  разбега, кувырки,  упражнения со статическим  напряжением мышц, стойки  на руках и голове Уменьшается нагрузка на  мышцы брюшного пресса,  ограничиваются прыжки Нарушения  нервной системы Заболевания  органов зрения Хронические  заболевания  желудочно­ кишечного тракта,  желчного пузыря,  печени Дыхательные упражнения, водные  процедуры, аэробные упражнения Упражнения на пространственную  ориентацию, точность движений,  динамическое равновесие,  гимнастика для глаз Как   видно   из   таблицы,   для   учащихся   с   сердечно­сосудистой   патологией противопоказаны   упражнения,   которые   связаны   с   задержкой   дыхания   и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Школьникам с заболеваниями органов дыхания противопоказаны упражнения, вызывающие   задержку   дыхания,   натуживание.   Необходимо   уделять   внимание дыхательным   упражнениям,   которые   должны   способствовать   тренировке полного дыхания, особенно удлиненному вдоху. В   занятиях   с   учащимися,   имеющими   заболевания   почек,   значительно снижается   физическая   нагрузка,   исключаются   прыжки,   не   допускается переохлаждение   тела.   При   проведении   общеразвивающих   упражнений   особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При   заболеваниях   органов   зрения   исключаются   прыжки,   кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове. При   хронических   заболеваниях   ЖКТ   уменьшается   нагрузка   на   мышцы брюшного пресса. Особого   внимания   требует   методика   проведения   игр.   Включенные   в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. При проведении игры необходимо помнить, что на занятиях со   школьниками   спецмедгруппы   она   должна   быть   закончена   за   7–10   мин   до окончания   урока.   Повышенное   эмоциональное   состояние   при   проведенииподвижных  и  особенно  спортивных  игр  может  вызвать  незаметное  утомление учащихся,   поэтому   учителю   следует   пристально   следить   за   первыми   его признаками,   своевременно   заканчивать   игру,   предупреждая   возникновение переутомления. Одним   из   критериев   правильности   дозировки   и   проведения   игры   может служить восстановительный период ЧСС, который должен быть не более 5–7 мин. Одним   из   важных   моментов   в   работе   учителей   со   школьниками спецмедгруппы  является  планирование учебной работы. Учителю  необходимо иметь   календарный   рабочий   план   для   каждой   группы,   поурочные   планы­ конспекты и журнал учета занятий. На   каждом   уроке   надо   определять   ЧСС   не   реже   трех   раз   –   до   урока,   в основной части и в конце урока, при этом нужно учитывать и внешние признаки утомления. На первом году обучения не следует допускать появления внешних признаков утомления. Критерием правильности дозирования нагрузок служит изменение ЧСС – как на одном уроке, так и в серии занятий. ЧСС у основной массы школьников на 5– 10­й минуте после окончания занятий должна вернуться к исходным данным, а после 1–1,5 месяцев систематических занятий должна отмечаться тенденция к урежению ЧСС. Проводя   занятия,   учитель   должен   в   первую   очередь   определить переносимость   физических   нагрузок   и   физическую   подготовленность школьников по тестам. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения,   которые  с   учетом   формы   и   тяжести   заболевания  не противопоказаны обучающимся. Общую   выносливость   обучающегося  можно   оценить   при   беге   (ходьбе)   в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест   выполняется   на   беговой   дорожке   стадиона   или   в   спортивном   зале образовательного   учреждения.   Результатом   теста   является   расстояние, пройденное обучающимся (табл. 3). Оценку   скоростно­силовых   качеств,   силы   мышц   обучающегося   можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и,   толкнувшись   обеими   ногами,   прыгает   как   можно   дальше.   Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток (табл. 2). Силу мышц рук и плечевого пояса  можно оценить с помощью сгибания и разгибания   рук   в   упоре   лежа   (при   выпрямленном   туловище).   Выполняяупражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног   (во   время   сгибания   рук   живот   не   должен   касаться   пола).  Засчитывается количество выполненных упражнений (табл. 4). Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метр от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о степени координации   движений,   ловкости,   быстроте   двигательной   реакции. Засчитывается количество пойманных мячей. Прыжки через скакалку  на двух ногах также помогают судить о  степени координации   движений,   ловкости,   быстроте   двигательной   реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого. Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить  силовую   выносливость.   Засчитывается   количество   выполненных упражнений до момента отказа тестируемого. Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле. УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ,  ТАБЛИЦЫ ОЦЕНИВАНИЯ  ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ  В СПЕЦИАЛЬНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ГРУППУ Бросок набивного мяча, 1 кг (см) Таблица 1 Воз раст Кла сс 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 низки й 150 160 195 205 235 260 305 345 Мальчики Девочки средний высокий 155–195 160–200 200–245 210–260 240–285 265–310 308–345 350–400 195–260 201–290 246–350 265–370 290–395 315–430 345–510 405–530 низки й 125 130 170 175 210 235 290 330 средний высокий 130–165 135–170 175–225 180–235 215–265 240–280 295–325 340–380 170–245 175–260 230–310 240–360 270–385 285–405 330–485 385–49515 16 17 9 10 11 360 450 457 370–440 455–480 460–505 445–590 485–640 510–680 360 410 405 365–405 415–460 410–445 410–515 465–540 450–550Прыжки в длину с места (см) Таблица 2 Воз раст Кла сс Мальчики Девочки низки средний высокий низки средний высокий й 3 91 95 109 119 121 130 135 153 174 185 190 4 95–100 100–110 110–120 125–130 125–135 135–145 140–155 155–170 178–188 190–200 195–205 5 105–125 115–135 125–150 135–160 140–170 145–178 158–185 175–200 190–210 203–225 210–235 й 6 80 95 110 110 115 120 125 125 127 133 130 7 85–95 98–105 115–125 115–125 120–130 125–135 130–145 130–145 133–148 135–150 130–145 8 100–125 110–130 127–140 130–155 135–160 140–165 150–170 150–175 150–175 150–180 150–178 6­минутный бег (м) Мальчики Девочки Таблица 3 низкий средний высокий низкий средний высокий 600 650 700 750 800 850 900 950 1000 650–730 680–750 730–850 780–900 830–950 880–980 930–1000 980–1050 1040–1100 800 850 900 950 1000 1050 1050 1100 1150 450 500 550 600 650 700 750 800 830 500–650 550–700 580–750 640–800 680–850 730–900 780–920 820–930 840–950 700 750 800 900 920 950 970 1000 1000 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Воз раст Кла сс 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 916 17 10 11 1050 1050 1100–1200 1100–1200 1250 1250 850 870 870–980 900–1000 1150 1150 Отжимание (раз)  Мальчики Девочки Таблица 4 низкий средний высокий низкий средний высокий 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 19 10 11 13 14 15 18 19 20 21 22 24 13 15 17 18 19 22 23 24 25 28 30 3 3 4 4 5 5 6 6 6 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 9 8 8 8 9 10 11 12 13 14 15 15 16 16 Воз раст Кла сс 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11