Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)
Оценка 4.8

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
химия
9 кл
18.02.2019
Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)
Данный содержательно-поисковый модуль проводится в системе учебного модуля по химии в 9 классе по теме «Углерод. Оксид углерода (ІІ). Оксид углерода (IV) и угольная кислота. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота». Обучающиеся уже знакомы с положением неметаллов в таблице, строением атома, изменением свойств атомов по периодам и группам, зависимостью свойств элементов от строения атома. Предлагаемая методическая разработка содержательного модуля по теме построена на применении методических приемов различных видов образовательных технологий. Тип модуля: содержательно-поисковый (3х30ꞌ). В содержательно-поисковом модуле используется базовая модель технологии критического мышления: «вызов – осмысление новой информации - рефлексия». На стадии вызова используются технические средства обучения.
урок подгруппа углерода(на конкурс)- печать.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ШКОЛА № 30 ГОРОДА ДОНЕЦКА» Автор:  Адасюк Наталья Анатольевна,         учитель химии МОУ «Школа №30 г. Донецка» Донецк – 2019 Пояснительная записка. Данный   содержательно­поисковый   модуль   проводится   в   системе учебного модуля   по химии в 9 классе по теме  «Углерод. Оксид углерода (ІІ). Оксид углерода (IV) и угольная кислота. Кремний. Оксид кремния (IV).   Кремниевая   кислота».  Обучающиеся   уже   знакомы   с   положением неметаллов   в   таблице,   строением   атома,   изменением   свойств   атомов   по периодам и группам, зависимостью свойств элементов от строения атома. Предлагаемая   методическая   разработка   содержательного   модуля     по теме   построена   на   применении   методических   приемов   различных   видов образовательных технологий.  Тип модуля: содержательно­поисковый (3х30 ).ꞌ В   содержательно­поисковом   модуле   используется   базовая   модель технологии критического мышления: «вызов – осмысление новой информации ­   рефлексия».   На   стадии   вызова   используются   технические   средства обучения.   Цель использования ­ вызвать интерес к изучаемой теме.   компьютерная   презентация.   Это   видеофрагменты, Изучение данной темы дает возможность для создания на модуле целого ряда   проблемных   ситуаций   и   вопросов.   В   содержание   включены   задания, направленные на формирование универсальных учебных действий.  Немаловажным   является   принцип   чередования   разных   видов деятельности учащихся с целью предупреждения утомления и поддержания интереса к изучаемому материалу. По ходу модуля  предполагается работа по составлению   конспекта,   работа   с   учебником,   взаимодействие   с   учителем, демонстрация и выполнение лабораторных опытов. Обучающиеся   получают возможность наблюдать, сравнивать, делать выводы, отстаивать своё мнение. А   это   благоприятное   условие   для   развития   мыслительных   операций: сравнения, анализа, синтеза. При   разработке   модуля   учитывались   межпредметные   связи:   физика, биология, литература. Требования   содержательно­поискового   модуля   направлены   на реализацию   деятельностного,   практико­ориентированного   и   личностно­ ориентированного   подходов;   освоение   обучающимися   интеллектуальной   и практической   деятельности;   овладение   знаниями   и   умениями, востребованными  в  повседневной  жизни, позволяющими   ориентироваться   в окружающем мире, значимыми и для сохранения собственного здоровья. Тема.  Углерод. Оксид углерода  (ІІ). Оксид углерода (IV) и угольная кислота. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Задачи урока: Образовательные:  сформироватьзнания   об   особенностях   строения атомов   химических   элементов   подгруппы   углерода,   ознакомить     с аллотропными   видоизменениями   углерода,   явлением   адсорбции;   изучить химические свойства простых и сложных веществ, образованных углеродом и кремнием. Развивающие:развивать   приёмы   логического   мышления:   умение сравнивать,   причинно­следственные связи;формировать умение   классифицировать, обобщать факты и понятия; умения работать с текстом учебника и дополнительной информацией.   анализировать,   устанавливать Воспитательные:  воспитывать   у   обучающихсяответственное отношение к учёбе,  информационную и интеллектуальную культуру, интерес к предмету, умение работать в группах, культуру общения и труда;  убедить учащихся   в   научной,   профессиональной значимости.   практической,   жизненной, Тип модуля: содержательно­поисковый   Реактивы и оборудование: модели кристаллических решеток алмаза и графита, опорные конспекты «Подгруппа углерода», модель тетраэдра,уголь активированный,   раствор   лакмуса,   презентация,   видеофрагменты,   схемы, проектор, компьютер. Планируемые результаты освоения темы содержательно­поискового модуля:  «Углерод. Оксид углерода (ІІ). Оксид углерода (IV) и угольная кислота. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота». В  результате  изучения  данного  модуля  у  обучающихся  должны  быть сформированы универсальные учебные действия: Личностные: ­ осознавать потребность и готовность к самообразованию; ­применять   полученные   знания   для   выбора   индивидуальной образовательной траектории; ­ оценивать жизненные ситуации с точки зрения сохранения здоровья; ­ оценивать экологический риск взаимоотношения человека и природы. Метапредметные: Регулятивные: ­ умение определять и формулировать цель деятельности; ­ умение соотносить результат своей деятельности с целью; ­ умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно; ­  умение   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе достижения результата; ­  умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности её решения. Познавательные умения: ­  анализировать,   сопоставлять,   сравнивать,   выделять   главное, устанавливать причинно­следственные связи; ­ отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Коммуникативные умения: ­ умение работать индивидуально и в группе; ­ умение организовывать учебное сотрудничество; ­ умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Познавательные умения: ­  анализировать,   сопоставлять,   сравнивать,   выделять   главное, устанавливать причинно­следственные связи; ­ отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Предметные: В   результате   данного   содержательно­поискового   учебного   модуля обучающиеся должны: Знать    : ­химическую   символику:  знаки   химических   элементов,   формулы химических веществ; ­ основные законы химии:периодический закон. Уметь: ­ использовать основные понятия по теме при выполнении заданий; ­ читать и понимать уравнения химических реакций; ­ оценивать значение соединений в жизни человека и природы; ­  извлекать   информацию   из   текста   учебника   и   давать   определение понятиям«аллотропия», «адсорбция»; ­ записывать химические процессы и решать расчетные задачи. Объяснять:  физический   смысл   Периодического   Закона,   атомного (порядкового)   номера   химического   элемента,   номера   группы   и   периода,   к которым элемент принадлежит в Периодической Системе Д.И. Менделеева; принцип   расположения   химических   элементов   в   короткопериодном   и длиннопериодном   варианте   Периодической   Системы   Д.И.   Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах  главных подгрупп; зависимость свойств элементов и их соединений от электронной структуры атомов; Характеризовать:  химические   элементы   на   основе   их   положения   в Периодической   Системе   Д.И.   Менделеева   и   особенностей   строения   их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ. Анализироватьинформацию, заложенную в Периодической Системе и использовать ее для характеристики химического элемента. Составлять  формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов Периодической Системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Распознавать опытным путем ионы в водных растворах. Вычислять молярную массу, количество вещества, массу вещества. Понятийно­терминологическое   поле:   алмаз,   графит,   аллотропия, активированный   уголь,   адсорбция,   круговорот   углерода   в   природе, углекислый газ, угарный газ, угольная кислота, карбонаты, гидрокарбонаты, жесткость   воды,  кремнезем,  кварц,  силикаты,  кремниевая   кислота,  стекло, цемент. 1 мини­модуль (30 мин) Структура мини­модуля: I. Организационный момент. (1 мин.) II. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.) Подготовка обучающихся к сознательному усвоению новых знаний.  Видеофрагмент об углероде. Вопрос:   «Какие   неметаллов  IY  группы   наиболее   распространены   в природе и имеют большое практическое значение? Ответ   обучающихся:   «Углерод   входит   в   состав   всех   живых организмов, кремний – важнейший элемент земной коры». Задание:   необходимо   изложить   вывод   в   виде   формулировки   темы мини­модуля. Ответ обучающихся: «Неметаллы  IV группы главной подгруппы» III. Изучение нового материала (23 мин.) Формирование   знаний   об   особенностях   строения   атомов   элементов подгруппы углерода, о строении и свойствах простых веществ, образованных атомами углерода.  Учитель:  Мир сложен.  Он полон событий, сомнений. И тайн бесконечных, и смелых догадок. Как чудо Природы является гений И в хаосе этом наводит порядок... Весь мир большой: жара и стужа, Планет круженье, свет зари –  Все то, что видим мы снаружи, Законом связано внутри. Найдется ль правило простое, Что целый мир объединит?  Ответ обучающихся:  «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»  Учитель: Таблицу Менделеев строит, Природы ищет алфавит! Вопрос: «Чем важна для человека Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева?» Периодическая   система   химических   элементов   существует   в   мире независимо от нас. Система химических элементов, существующая в условиях нашей   планеты,   возникла   одновременно   с   образованием   Земли.   Она   стала доступна для людей благодаря многолетним усилиям ученых многих стран ­ физиков   и   химиков.   Их   исследования   увенчались   открытием фундаментального   закона   природы,   которому   подчиняется   вся   система химических элементов. Это открытие произошло в 1869 г. и связано с именем нашего гениального соотечественника ­ Дмитрия Ивановича Менделеева. Ему удалось глубже всех проникнуть в смысл периодического изменения свойств химических   элементов   и   сформулировать   периодический   закон   на   уровне знаний своего века: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими   простых   и   сложных   тел   стоят   в   периодической   зависимости   (то   есть правильно повторяются) от их атомного веса». 2019 год провозглашен Международным годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150­летия открытия Периодического закона химических   элементов   великим   русским   ученым   Дмитрием   Ивановичем Менделеевым. Работа в группах.  Задание 1. Дать характеристику химическим элементам главной подгруппы  IY группы. 2. Исходя из строения атома, предположите, сколько химических связей способен образовать атом углерода?  Видеофрагмент   «Гибридизация   электронных   облаков   атомов углерода».  Вывод обучающихся: «В нормальном состоянии атом углерода 2­х валентен, при взаимодействии с атомами других элементов атомы углерода переходят   в   возбужденное   состояние   и   образуют   4   химические   связи;   в соединениях; sp3­гибридизация, sp2­гибридизация»  Учитель:   С   какими   аллотропными   видоизменениями   кислородамы познакомились в 7­м классе? (кислород и озон). Сегодня мы познакомимся с аллотропными видоизменениями углерода.Какие простые вещества образует элемент углерод?  Видеофрагмент «Аллотропные видоизменения углерода».   Вопросы: 1. Выскажите предположение об областях применения этих веществ. 2. Что такое сажа и уголь?   Ответ:   «Ихстроение   напоминает   строение   графита,   поэтому   они   – разновидности этой же аллотропной модификации углерода».  Сообщение учащегося (предварительное индивидуальное задание): Огромные запасы угля были найдены в нашем крае во второй половине 19 века. Тысячи людей приехали сюда жить и работать, и они основали новый город, который назвали Юзовка ­ в честь английского промышленника Джона Юза.Мы с вами сейчас живем в Донецкой Народной республике, которая до мая  2014 года называлась Донецкой областью.Она была образована 17 июля 1932 года (до 1961 – Сталинская область). Сейчас столица республики – город Донецк. Черный цвет флага ДНР символизирует уголь Донбасса.  Вывод: углероду свойственна аллотропия (алмаз, графит, карбин). Демонстрационный опыт «Адсорбционные свойства угля». Сообщение учащегося об адсорбционных свойствах угля (во время   рассказа демонстрация опыта учителем). Опыт       1.      Обесцвечивание   раствора   перманганата   калия. В   пробирке содержится розовый раствор перманганата калия. Учитель добавляют в нее растертый  в  порошок  активированный  уголь,  закрывает  пробкой и  хорошо встряхивает. Обучающиеся наблюдают за обесцвечиванием раствора и делают вывод. Учитель:   Явление, которое   вы   наблюдали, называется   адсорбция. Предлагаю   вам   сейчас   самостоятельно   дать   определение   этому   явлению   и предложить области применения адсорбционных свойств угля. Мы   познакомились   с   аллотропными   видоизменениями   углерода,   их строением   и   физическими   свойствами   и   переходим   к   рассмотрению химических   свойств   углерода.   Мы   выяснили,   что   у   атома   углерода   на внешнем уровне содержится 4 электрона. Спрогнозируйте, как будет вести себя атом углерода при взаимодействии с другими веществами. Запишите уравнения химических реакций, в которых он проявляет: а) восстановительные свойства;  б) окислительные свойства. Составьте   электронный   баланс   (восстановитель   –   взаимодействие   с кислородом,   оксидом   меди;   окислитель   –   взаимодействие   с   водородом, кальцием) – работа в парах.  Подведение итогов мини­модуля (учащиеся) (2 мин.): Мы изучили строение атома углерода, виды гибридизации электронных облаков,   познакомились   с   аллотропными   видоизменениями   углерода,   их строением, физическими и химическими углерода. Выяснили, что углерод в химических реакциях проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства. Оценивание лидеров групп учащихся. Структура мини­модуля: 2 мини­модуль (30 мин) 1. Организационный момент ( 1 мин.). 2. Актуализация опорных знаний (2 мин.). 3. Изучение нового материала (25 мин.).  Сегодня   мы   поговорим   с   двумя   соединениями:   один   ­   яд,   а   другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и поэтому является топливом, а другой­ сам образуется в результате горения, но при этом используется для тушения   пожаров;   один   постоянно   образуется   в   каждой   нашей   клетке,   а попадание другого в наш организм может закончиться смертью.   Пользуясь учебником, сравните (работа с учебником) (10 мин.): качественный и количественный состав этих оксидов. степень окисления; физические свойства; химические свойства; способы получения; применение. Демонстрационный опыт (3 мин.). Пропускаем СО2 через воду, подкрашенную  лакмусом. Как и почему меняется окраска лакмуса при пропускании углекислого газа? Уметь определять реакцию среды по изменению окраски лакмуса. Пропускаем   углекислый   газ   через   воду,   подкрашенную   лакмусом   в фиолетовый цвет.   Учитель: Что происходит с окраской и почему? (раствор приобретает красный цвет, так как образуется угольная кислота).  Учитель:  Нагреваем раствор. Почему он снова стал фиолетовый? (при нагревании   кислота   разлагается   и   поэтому   лакмус   приобретает первоначальный цвет). Обучающиеся записывают уравнение реакции: H2O  +  CO2   1 Угольная кислота образуется при взаимодействии СО2 и Н2О. 2 Угольная кислота не стабильная, легко разлагается, является слабой  H↔ 2CO3 кислотой. H2CO3 – двухосновная кислота, диссоциирует ступенчато. Н2СО3  =  Н+   +   НСО3ˉ  гидрокарбонат­ион  +     +  СО3 НСО3 Н2СО3 =  2Н+   +  СО3 2ˉ­     карбонат­ион 2ˉ ­     =  Н Угольная кислота образует два ряда солей  средние (нормальные)                                                             кислые               СО3              СaCO3                                                                                                                        NaHCO 3   Мрамор,  мел,  известняк                                 пищевая или питьевая сода 2ˉ                                                                               НСО3ˉ                    облицовка зданий  скульптура  строительство       пищевая промышленность в быту в медицине огнетушители              Na2CO3 кальцинированная сода  производство стекла, мыла, бумаги  моющее средства Свойства солей угольной кислоты 1. Взаимный переход карбонатов и гидрокарбонатов Демонстрационный опыт (5 мин.): Пропускаем СО2 через раствор гидроксида кальция Признак реакции? (образование осадка) ­ Продолжаем   пропускать   углекислый   газ,   что   наблюдаем? (растворение осадка) ­ Ca(OH)2   углекислый газ) Нагреваем полученный раствор (осадок образуется вновь)  +    CO2    =    CaCO3      +    H2O  (качественная   реакция   на CaCO3+  H2O +  CO2  =  Ca(HCO3)2 Ca(HCO3)2  =  CaCO3  +  H2O +  CO2протекают в природе Уравнения   реакций,   записанные   вами,   играют   огромную   роль   в формировании облика нашей планеты. СО2 в образе ваятеля и зодчего создает подземные   дворцы   в   толщах   карбонатных   пород.  Он   способен   под   землей перемещать сотни и тысячи тонн известняка. По трещинам в горных породах вода,   содержащая   растворенный   в   ней   углекислый   газ,   попадает   в   толщу известняка, образуя полости – карстовые пещеры. (карст – плато на берегу Адриатического   моря).     Гидрокарбонат   существует   только   в   растворе. Грунтовые   воды   перемещаются   в   земной   коре,   испаряя   в   подходящих условиях воду. Так образуются сталактиты и сталагмиты. Много пещер у нас в Крыму. 2. Взаимодействие с кислотами (качественная реакция на соли угольной кислоты – характерное «вскипание»). Выполнение лабораторного опыта (7 мин.). Лабораторный опыт: «Качественная реакция на карбонат – ион». Цель. Осуществить качественную реакцию на карбонат – ион. Оборудование   и   реактивы:   штатив   для   пробирок,   пробирки   2   шт., лучинка, спички, мел, раствор соляной кислоты; карбонат натрия. Выполняя опыт, соблюдайте правила техники безопасности. 1. Определите   ион,   который   является   реактивом   на   карбонат   –   ион, используя следующий план: 2. Укажите   анион,   который   входит   в   состав   угольной   кислоты _____________. 3. Укажите   катион,   который   образует   с   этим   анионом   нестойкое соединение, разлагающееся с образованием газа: __________ . 4. Сформулируйте вывод: реактивом на анион ________ является ион _______, который входит в состав __________________________ . 2. Опишите способы распознавания газа, образующегося при проведении качественной реакции на карбонат – ион. 1 – й способ:__________________________________________________. 2 –й способ: __________________________________________________. 3. Составьте уравнения реакций. 4. Впишите пропущенные слова. Соли   угольной   кислоты   можно   распознать,   используя   следующую качественную реакцию: при добавлении раствора раствора сильной кислоты к солям   угольной   кислоты   образуется   углекислый   газ,   который   можно распознать по «вскипанию» . Na2CO3  +  2HCl  =  2NaCl  +  H2O  +  CO2 NaHCO3  +HCl  =  NaCl  +  H2O  +  CO2 Константин   Паустовский   в   рассказе   «Чёрное   море»   описывает,   как белогвардейцы пытались уничтожить партизан, скрывавшихся в Керченских каменоломнях.«…Взамен воды инженер предложил пустить в катакомбы по желобам серную кислоту. От соединения с кислотой известняк каменоломен должен   был   выделить   громадное   количество   углекислого   газа.   Этот   газ инженер   предлагал   задувать   аэропланными   пропеллерами   на   самое   дно подземелий и травить нас, как мышей».  Заливая по трубам   шахты серную кислоту,   они   вызывали   выделение   углекислого   газа,   который   при концентрации   более   4%   вызывает   отравление,   нарушение   речевых   и двигательных функций, а при концентрации более 10% ­ смерть от паралича дыхательного центра. Геологи   в   полевых   условиях   именно   так   определяют   карбонатные минералы. Впрочем,   знание   азов   химии   необходимо   не   только   специалистам­ геологам, но и простым смертным. На одной из ж/д станций в 80­е годы произошла авария, при которой на рельсы   из   поврежденных   цистерн   вылилась   серная   кислота.   За  двое   суток руководство   станции   так   и   не   решило   проблемы   нейтрализации   кислоты, которая   за   это   время   «съела»   рельсы,   не   считая   экономического   ущерба, который был нанесен остановкой движения. Каково же решение проблемы, если   учесть,   что   рядом   со   станцией   работали   два   карьера   –   песчаный   и меловой? 3. Отношение к нагреванию 2NaHCO3  =  Na2CO3  +  CO2  +  H2O Это   свойство   дает   возможность   использовать   гидрокарбонаты   в пищевой   промышленности   в   качестве   разрыхлителей   теста,   для   тушения пожара. CaCO3  =CaO  +  CO2 Негашеная известь (жженая известь) Используется в строительстве (исключение: Na2CO3, К2CO3) Итог   мини­модуля   (2   мин.).   Изучили   соединения   углерода,   их химические   свойства,   качественную   реакцию   на   карбонат­ион,   применение солей угольной кислоты. Выборочное оценивание учащихся. 3 мини­модуль (30 мин) Структура мини­модуля: І. Организационный момент (1 мин.). ІІ. Мотивацияучебной деятельности (2 мин.). Вопросы ­ электрод, на котором происходят реакции восстановления; ­ какое еще название имеет гидроксид натрия; ­   наименьшая   частица   вещества,   обладающая   его   химическими свойствами; ­ химический элемент, газ, имеющий порядковый номер 10; ­  одноатомные   или   многоатомные   частицы,   несущие   электрический заряд; ­ твердое вещество серого цвета, галоген. Ответы Катод Растворимость Едкий  натр Молекула Неон Ион Йод                 (Кремний.) II. Изучение нового материала (14 мин.). Наиболее   подготовленным   учащимся   было   выдано   опережающее домашнее задание (презентация). Строение   атома   кремния   и   его   распространение   в   природе. Историческая   справка.   Нахождение   в   природе.   (Второй   представитель элементов   главной   подгруппы  IV  группы   Периодической   системы Д.И.Менделеева. В природе кремний – второй по распространенности после кислорода химический элемент. Земная кора более чем на четверть состоит из его соединений.  В   1825   году   шведский   химик   Йёнс   Якоб   Берцелиус   действием металлического   калия   на   фтористый   кремний   SiF4 получил   чистый элементарный кремний. Новому элементу было дано название «силиций» (от лат.   silex   —   кремень).   Русское   название   «кремний»   введено   в   1834   году российским химиком Германом Ивановичем Гессом. В переводе c др.­греч. κρη νός  — «утёс, гора». μ Содержание кремния в земной коре составляет по разным данным 27,6 –   29,5%   по   массе.   Таким   образом,   по   распространенности   в   земной   коре кремний занимает второе место после кислорода. Концентрация в морской воде – 3 мг/л. Чаще   всего   в   природе   кремний   встречается   в   виде   кремнезема   – соединений на основе диоксида кремния (IV) SiO2 (около 12% массы земной коры). Основные минералы и горные породы, образуемые диоксидом кремния – это песок (речной и кварцевый), кварц и кварциты, кремень, полевые шпаты. Вторую   по   распространенности   в   природе   группу   соединений   кремний составляют силикаты и алюмосиликаты. Были   отмечены   единичные   факты   нахождения   чистого   кремния   в самородном виде. Физические и химические свойства кремния. Кремний – полупроводник. Кремний существует в двух модификациях: аморфной и кристаллической. Аморфный кремний – порошок бурого цвета, плотностью 2,33 г/см3, растворяется в расплавах металлов. Кристаллический кремний   –   кристаллы   темно­серого   цвета,   обладающие   стальным   блеском, твердый и хрупкий, плотностью 2,4 г/см3. Кремний состоит из трех изотопов: Si (28), Si (29), Si (30). В отличие от металлов электропроводность кремния с повышением температуры увеличивается.    Кремний горит в кислороде, образуя оксид кремния (IV). Будучи неметаллом, при нагревании кремний соединяется с металлами с   образованием   силицидов.   Силициды   легко   разлагаются   водой   или кислотами,   при   этом   выделяется   газообразное   водородное   соединение кремния   –   силан.   В   отличие   от   углеводородов   силан   на   воздухе самовоспламеняется  и сгорает с образованием оксида кремния (IV) и воды. Кремний   взаимодействует   с   концентрированными   водными   растворами щелочей, образуя силикат и водород. Получение кремния. Свободный кремний можно получить прокаливанием с магнием мелкого белого песка, который представляет собой диоксид кремния:  2→ MgO + Si SiO2 + 2Mg  При этом образуется бурый порошок аморфного кремния. В   промышленности   кремний   технической   чистоты   получают, восстанавливая   расплав  SiO2  коксом   при   температуре   около  1800оС   в руднотермических печах шахтного типа. Чистота полученного таким образом кремния   может   достигать   99,9%   (основные   примеси   –   углерод,   металлы). Возможна дальнейшая очистка кремния от примесей. Соединения кремния.                                                               SiO2 кварцевый песок                 аметист, агат, опал, яшма,         горный хрусталь                                         халцедон, сердолик – поделочные,                                              полудрагоценные камни Оксид   кремния   (диоксид   кремния,   кремнезем)   является   кислотным оксидом.   Однако,   в   отличие   от   СО2  имеет   не   молекулярную,   а   атомную кристаллическую решетку. Поэтому SiO2твердое и тугоплавкое  вещество. Лабораторный опыт «Качественная реакция на силикат­ион». (3 мин.) Цель. Осуществить качественную реакцию на силикат – ион. Оборудование   и   реактивы:   штатив   для   пробирок,   пробирка   1   шт., раствор серной кислоты; силикат натрия. Выполняя опыт, соблюдайте правила техники безопасности. В пробирку  с  силикатом  натрия приливаем  раствор  серной кислоты. Выпадает студенистый осадок. Na2SiO3 +H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3↓ 2H+ + SiO3 Обучающиеся   делают   вывод.   Силикаты   распознаём   по   выпадению 2­ = H2SiO3↓ студенистого осадка кремниевой кислоты. Применение кремния. Такова моя природа: Известняк, песок и сода Много требуют огня,  Чтобы выплавить меня. Я прозрачно и светло  И зовут меня ... (стекло) В горах далеких Шао Линь Копали глину ­ каолин. Из этой глины с давних пор В Китае делали ... (фарфор) Пока мой дом ­ мешок Я – серый порошок. Когда напьюсь воды­ Я в миг ­ затвердеваю. Я ­ ...(цемент) Кремний применяют для получения полупроводниковых материалов, а также кислотоупорных сплавов. При сплавлении кварцевого песка с углем при   высоких   температурах   образуется   карбид   кремния  SiC,   который   по твердости уступает только алмазу. Поэтому его используют для затачивания резцов   металлорежущих   станков   и   шлифовки   драгоценных   камней.   Из расплавленного   кварца   изготавливают   различную   кварцевую   химическую посуду, которая может выдерживать высокую температуру и не трескается при   резком   охлаждении.   Соединения   кремния   служат   основой   для производства стекла и цемента. ІІІ.Закрепление полученных знаний (10 мин). IV. Итог мини модуля, оценивание учащихся ( 2 мин). V. Домашнее задание (1 мин.):  проработать параграфы 31­ 35, 37­38; разноуровневые задания:  «3» – подготовить сообщение о стекле, керамике; «4» ­ стр. 134 № 3 (составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, ОВР) «5» ­ стр. 129 № 6*. Домашнее задание выкладывается на  ООО «Дневник.ру» – российская IT­компания   в   сфере   образовательных   технологий,  разработчик   решений   и единой   электронной   образовательной   среды   для   учителей,   учеников   и   их родителей,   а   также представителей   органов   исполнительной   власти.   Партнер   государства   на рынке информатизации образовательного сектора России с 2009 года.   администраций   образовательных   организаций, Приложение 1  ЭО→ 2  →  СаЭО 3 является: Тесты. 9 класс. Тема «Подгруппа углерода» Вариант 1. А1. Схема электронного строения атома 2е 8е 4е. Его высший гидроксид:        1. Н2SiO3              2. Н2СO3             3. СO2             4. SiO2  А2. Элемент с наиболее ярко выраженными неметаллическими свойствами:        1. азот            2. фосфор           3. мышьяк          4. сурьма А3. В молекуле СH4  химическая связь:        1. ионная     2. ковалентная полярная     3. ковалентная неполярная  4. металлическая А4. Элементом «Э» в схеме превращений NaНЭO3           1. азот  2. кремний   3. фосфор   4. углерод А5. Углерод не взаимодействует с: 1. оксидом цинка    2. водой   3. раствором серной кислоты   4. алюминием А6.  Аллотропным видоизменением углерода не является:        1. карбин     2. алмаз   3. карбид      4. графит А7. В состав обычного стекла входят оксиды:         1.  натрия, свинца, кремния  2.  натрия, хрома, кремния           3.  калия, кальция, кремния    4.  натрия, кальция, кремния В1.  Установите соответствие между названием вещества и его формулой:      Название вещества                                    Формула 1) силан                                                      А) SiН4 2) силикат натрия                                      Б) Na2SiO3  3) карбонат магния                                    В) CН4  4) метан                                                      Г)  NaНCO3                                                                      Д)  MgCO3                                                                     Е)  C2Н4 Ответ оформите в виде таблицы: Название вещества Формула 4 1 2 3 В2. Какой объём оксида углерода(IV) (н. у.) должен выделиться при сжигании 800 г угля,    содержащего 15% негорючих примесей? Тест. 9 класс. Тема «Подгруппа углерода» Вариант 2. А1. Схема электронного строения атома 2е 4е. Его высший гидроксид:        1. Н2CO3              2. Н2SiO3             3. CO2             4.CO А2. Элемент с наиболее ярко выраженными неметаллическими свойствами:        1. кремний            2. углерод           3.олово          4. германий А3. В молекуле СО2химическая связь:        1. ионная     2. ковалентная полярная     3. ковалентная неполярная  4. металлическая А4. Элементом «Э» в схеме превращений Н2          1. азот  2. кремний   3. фосфор   4. углерод А5. Качественной реакцией на карбонат ­ ион (СО3        1. взаимодействие его с ионами водорода Н+        2. взаимодействие его с гидроксид­ионами ОН ­        3. взаимодействие его с ионами бария Ва2+   ЭН→ 4 является: 2­) является: 4. взаимодействие его с ионами хлора Сl­ А6. Уравнению реакции C+2S = CS2 соответствует схема превращения:  Р→ 0             4.C0        1. C0  А7. Только гидрокарбонаты расположены в ряду:  → C­4     3.C+2  → C+2    2.C0   → C+4 1. 2. 3. 4. NаНСО3, Са(НСО3)2, КНСО3 Nа2СО3, Са(НСО3)2 , КНСО3 Nа2СО3, СаСО3 , К2СО3 NаНСО3, СаСО3 , КНСО3 В1.  Установите соответствие между названием вещества и его формулой:      Название вещества                                  Формула 1) кремнезём                                               А) СаСO3 2) силицид кальция                                    Б)  СаSO4  3) известняк                                                В)  SiО2  4) силикат кальция                                     Г)  Са2Si                                                                      Д)  СаSiО3                                                                      Е)   Са(NО3)2 Ответ оформите в виде таблицы: Название вещества Формула 1 2 3 4 В2.  Какая масса силиката натрия образуется при сплавлении гидроксида натрия с 50 г оксида кремния (IV), содержащего 10% примесей?

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)

Содержательно-поисковый этап учебного модуля "Углерод. Кремний"(9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019