Форма А
При соединении аккордов кварто-квинтового соотношения (II - V9: Ix - IVx и т. д.) следует стремиться к плавному голосоведению. Желательно общие звуки оставлять на месте, прочие - вести на минимальные интервалы.
Рассмотрим несколько форм соединения аранжированных аккордов. Форма А (в правой руке три звука):
В 1-ом примере изображены Ix - в расположении: септима - терция - квинта на басу F; IV9 - в расположении терция - септима - нона на басу В-бемоль.Следует обратить внимание на общий звук между двумя аккордами, который остается на месте. Септима Iх переходит в терцию IV9, терция Ix плавно идет в септиму IV9.
Соединение аранжированных аккордов
Форма А
При соединении аккордов квартоквинтового соотношения (II
V9: Ix IVx и т. д.) следует стремиться к плавному
голосоведению. Желательно общие звуки оставлять на месте,
прочие вести на минимальные интервалы.
Рассмотрим несколько форм соединения аранжированных
аккордов. Форма А (в правой руке три звука):
В 1ом примере изображены Ix в расположении: септима
терция квинта на басу F; IV9 в расположении терция
септима нона на басу Вбемоль.Следует обратить внимание
на общий звук между двумя аккордами, который остается на
месте. Септима Iх переходит в терцию IV9, терция Ix плавно
идет в септиму IV9.
Во 2ом примере изображены I9 в расположении: терция
септима нона на басу F; Ivx6 в расположении септима
терция секста на басу Bбемоль. Общий звук в данномслучаеg. Терция I9 переходит в септиму IVx6, септима I9
плавно идет в терцию IVx6.
Задание
1. Изучить и играть на фортепиано последовательность
аккордов 1хIVx в 12 тональностях, как было показано в
вышеприведенных примерах.
2.Играть гармоническую сетку блюза (см. раньше изученный
материал):
а) основной тон аккорда в левой руке, аранжированные
аккордыв правой;
б) аранжированные аккорды в левой руке без основного тона в
тональностях: С, F, Вбемоль, Ебемоль, Абемоль, D, G.
Форма В
В аккорде правой руки может быть четыре звука. Отсюда еще
две формы В и С, различающиеся расположением аккордов.
Форма В:
В примере изображены аккорды: IIm9 в расположении терция
квинта септима нона на басу D; V913 в расположении
септима нона терция секста (звук 13 может быть понят и
как секста) на басу G; IM96 в расположении терция квинта
секста нона на басу С.
Проследим движение голосов при переходе от IIm9 к V913 и к
IМ96 аккордам. Аккорды IIm9 и Vx имеют три общих звука f,а, е. У аккордов Vx и IM96 общие звуки не остаются на месте.
Септима IIm9 переходит в терцию V9, септима V913 в
терцию IM96, то есть септима, соответственно обычным
нормам голосоведения, разрешается вниз.
Задание
1. Играть на фортепиано гармонический оборот IIVI в 12
тональностях, как было показано в примере.
2. Играть аранжированные аккорды формы В левой рукой, без
основного тона в басу в 12 тональностях.
3. Играть гармоническую сетку блюза аранжированными
аккордами форм А и В:
а) с основным тоном в левой руке;
б) без основного тона.
Форма С
В примере изображены: IIm9 в расположении септима нона
терция квинта на басу D; V913 в расположении терция
секста септима нона на басу G; IМ96 в расположении секста
нона терция квинта на басу С. Септима перемещается вниз.
Форма С трансформация формы В, поэтому и здесь
соединение аккордов IIm9 и V913 гармоническое (три общих
звука е, f, а остаются на месте).Играя аккорды формы B, можно обнаружить, что при движении
последовательности IIVI по тональностям вверх от F до A
бемоль и в А, Вбемоль, В возникает неприятное для слуха
звучание (либо слишком высокая, либо слишком низкая
тесситура).
Аналогично в форме С: в тональностях от С до Е
бемоль аранжированные аккорды расположены слишком
высоко, а в тональностях Е и F слишком низко. Эту
закономерность необходимо учитывать при использовании
аккордов в формах В и С. Аккорды формы В (IIVI) можно
употреблять в тональностях от С до F, аккорды формы С (IIV
I) от Fдиез до В(пока Вы будете изучать этот материал, не
плохо играть во всех 12 тональностях в каждом случае).
Возможны и еще некоторые формы соединения
аранжированных аккордов.
Задание
1. Играть гармонический оборот IIVI аранжированными
аккордами формы С в 12 тональностях.
2. В тех же тональностях играть аранжированные аккорды
формы С без основного тона в басу.
3. Играть гармоническую сетку блюза аранжированными
аккордами формы A, В, С:
а) с основным тоном в левой руке;
б) без основного тона.