Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна
ЗЯБКИНА О.А. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ МИТРОФАНОВСКОЙ СОШ
Тема: Соединения щелочных металлов
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : соединения щелочных металлов.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием соединений щелочных
металлов; характеризовать связь между составом, строением и свойствами
веществ.
Ц е л ь : актуализировать знания о химических свойствах основных оксидов,
щелочей, солей; познакомить учащихся с применением соединений щелочных
металлов в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов.
О б о р у д о в а н и е : образцы поваренной соли, сильвинита, глауберовой соли,
соды питьевой и кальцинированной, поташа; растворы щелочей КОН и NaOH,
солей FeCl2 и CuSО4, кислоты НСl; индикаторов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с у д о с к и : химические свойства металлов.
У с т н ы й о п р о с : положение щелочных металлов в периодической системе,
особенности строения их атомов, физических свойств; закономерности
изменения физических и химических свойств щелочных металлов с увеличением
порядкового номера элемента; проверка упр. 1(а); обсуждение упр. 3.
II. Объяснение нового материала.
Оксиды и пероксиды щелочных металлов, как мы наблюдали на прошлом
уроке, с водой образуют щёлочи:
Значит, они имеют основный характер и могут реагировать с кислотами и
кислотными оксидами:Пероксид натрия используют для регенерации кислорода воздуха в замкнутых
помещениях.
Оксид натрия можно получить восстановлением пероксида натрия:
Гидроксиды щелочных металлов – щёлочи, растворимые основания.
(Вспомните, с какими веществами они взаимодействуют.)
Посмотрите опыты и запишите соответствующие уравнения реакций
(демонстрация опытов):
Запишите уравнения реакций NaOH с СО2:
(питьевая сода);
(кальцинированная сода).
Соли натрия и калия имеют большое значение в химическом производстве: из
хлорида натрия электролизом раствора получают водород, хлор и гидроксид
натрия; электролизом расплава – хлор и натрий:
Калий
получают из хлорида методом натрийтермии:
III. Закрепление.
З а д а н и е . Прочитайте в учебнике (с. 46–48) о применении поваренной соли,
карбонатов натрия, глауберовой соли, поташа.
Учитель демонстрирует образцы веществ, ученики перечисляют их
значение.
Распознавание ионов К+ и Na+ проводится по окраске пламени, которую
придают ему соединения, внесённые в пламя на нихромовой проволоке: Na+ –
жёлтое пламя; К+ – фиолетовое пламя.
Домашнее задание: § 11, упр. 1(б), 5.