SOFT SKILLS НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Малышкина Татьяна Юрьевна,
учитель информатики и физики,
КГУ «Гимназия №6 г.Семей»,
г.Семей, Восточно-Казахстанская область
В современном мире мало иметь знания: они слишком часто устаревают, и их всегда можно приобрести. Важны навыки. Они могут быть либо профессиональные, практические, либо такие, которые можно применить в разных сферах. Собственно, soft skills, можно называть гибкими навыками, — это кроссфункциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете. Гибкие навыки — это не что-то принципиально новое. Они были важной частью программ классической школы и классического ВУЗа, построенных на взаимодействии дисциплин. Но экономическая ситуация конца XIX — начала XX века с конвейером и автоматизацией труда привели к идее, что самое эффективное образование должно быть построено на узкой специализации. Профессионал должен быть хорош в чём-то одном и вполне может пренебречь смежными дисциплинами. Десять лет назад полностью подготовиться к сегодняшней работе было просто невозможно, и скорость изменений будет только возрастать. Soft skills направлены на то, что будет оставаться стабильным и более востребованным в постоянно меняющейся ситуации. К гибким навыкам в современном обществе относят когнитивную гибкость, способность принимать сложное устройство мира, находить взаимосвязи между разными отраслями и адаптироваться к меняющимся условиям. Социальная работа и педагогика становятся более востребованными: живое общение и качественное образование становятся всё более важными ценностями.
Навыки – это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически, без осознания деталей. Ходьба, использование столовых приборов, чистка зубов – это все навыки. Мы уже не помним, как родители в детстве объясняли, что сначала надо взять зубную щетку в руку, потом выдавить на нее зубную пасту, затем почистить зубы, двигая щеткой в определенном порядке, потом помыть ее и пополоскать рот… Как много действий в обычной утренней процедуре, которую мы привычно исполняем много лет! Конечно, в навыках, необходимых для успешной работы, алгоритмы намного сложнее. Им не обучают в школе и университете, но значит ли это, что soft skills нельзя освоить нигде? Конечно, можно! Существует немало полезной литературы по этому вопросу. Но навык неразрывно связан с практикой, поэтому чтение пособий – это лишь подготовительный этап. К нам уже «прокралась» западная традиция ведения тренингов и коучингов, в том числе и касающихся освоения soft skills. На этих занятиях участников обучают новым навыкам и переучивают в случае, когда навык уже сформирован неправильно. Имея способность к объективному самоанализу, можно улучшить некоторые из них самостоятельно. Для этого понадобится выявить полезные и мешающие продуктивной работе действия, затем составить план таким образом, чтобы в нем оставались только самые важные детали алгоритма. После этого последует осознанная работа по внедрению правильного механизма навыка в свою жизнь – для этого придется каждый день повторять выработанную методику, пока она не закрепится до автоматизма.
Soft skills только начинают проникать в школьные программы, так что пока приходится говорить об обучении этим навыкам взрослых. Эффективное обучение взрослых представляет собой, так называемый цикл Колба: ты что-то делаешь, у тебя получается, пусть и не идеально, ты продолжаешь, пока навык не улучшается. Получается постоянный эксперимент, в котором задействованы попытки и рефлексия, участник узнаёт что-то новое, применяет это и делает выводы. В школе нас учат работать индивидуально, оценки ставят за личные академические успехи. Но именно в команде люди учатся брать на себя ответственность, распределять между собой роли, договариваться об общих целях и результатах. И часто получается, что этому приходится учить уже во взрослом возрасте на работе. Сейчас в школах практикуется проектное обучение и совместное выполнение заданий. Это должно помочь научиться командной работе с детства.
Современные педагогические технологии для развития soft skills.
Метод проектов.
Сегодня очень важно вовлекать молодежь в общественно значимую социальную деятельность с целью формирования активной гражданской позиции и получения опыта конструктивного решения социальных проблем. Участие обучающихся в реализации проектов является одной из эффективных форм воспитания. При помощи проектирования можно интересно организовать свободное время, содействовать приобретению навыков и умений, развитию творческих способностей, лидерских качеств и многое другое. Одной из главных задач стоит не просто обеспечить активное участие детей в проектах, а научить их самих проектированию: ставить цели, разрабатывать план действий, добиваться результатов.
Информационно - коммуникационные технологии.
· Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео - и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
· Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы.
· Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, школьные газеты, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины и т.д.
· Компьютер как средство коммуникации – сайт, социальные сети, форумы, электронная почта и т.п.
При этом нужно не забывать об универсальных навыках необходимых выпускникам школ. Универсальные навыки связаны с личной эффективностью и с взаимодействием с другими людьми. С личной эффективностью связаны - умение управлять собой, своим временем, рабочими процессами, ориентация на результат, критическое мышление, а также умение учиться. Другая группа универсальных навыков связана с общением с другими людьми. Мы уже не живем во времена конвейерного производства. Что бы вы ни делали, скорее всего придется договариваться и обсуждать это с другими людьми. Процесс коммуникации в таком случае, становится очень важен. Ценность таких умений заключается именно в том, что они не автоматизированы и вряд ли буду автоматизированы в ближайшем будущем.
Существуют правила развития Soft-Skills. Берите пример с ваших родителей: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения: учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы. Секции и кружки для детей развивают все виды компетенций. Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе. Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Логическое мышление развивается во время игры в шахматы. Проектная работа в школе позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект имитирует реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции). Детские лагеря - место, где дети постоянно общаются между собой. Особенно актуален лагерь в подростковом возрасте, на который приходится пик развития социальных компетенций. Еще больше практической пользы приносят развивающие лагеря - языковой, спортивный или профориентационный лагерь. Тренинги развития - наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым. Во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно.
Сравнив УУД и soft skills, можно прийти к выводу, что эти понятия имеют много общего. Главная цель педагогов сегодня – обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития soft skills особенно актуальна и необходима.
Список используемой литературы
1.https://sch2045zg.mskobr.ru/conditions/proforientacionnaya_rabota/chto_takoe_soft_skills_i_hard_skills/
2. Абашкина, О. Soft skills: ключ к карьере.
3. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году.
4. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 2004.
5. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.