Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа
д. Согом»
Автор: Чулочникова Полина Анатольевна ученица 5 класса
Руководитель: Горбунова Вера Ивановна, учитель родного языка и литературы
2023г.
В Югре немало таёжных мест, где языческие верования
оборачиваются реальностью. Хантыйский посёлок Согом — как раз такое место. Здесь святилища существуют до сих пор и на каждом шагу встречаются предметы культуры древних времён, черепки керамической посуды, части примитивных орудий труда, монеты. Почти в каждой семье Согома найдётся хоть одна древняя находка. Ведь для того, чтобы найти что-то интересное, достаточно походить по местной вертолётной площадке и вокруг неё, а ещё лучше дождаться, когда начнут копать картошку на деревенских огородах — нет-нет, да и ковырнут лопатой черепок или монету.
Много красивых слов можно найти о Родине, о любимом крае, где ты
живешь, о патриотизме. Но, чтобы сказать хорошие, добрые слова о родном крае от души, чтобы они рождались легко ложились на лист, нужно его изучать.
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. Ведь,
как известно, что человек, связанный с родной землей, намного крепче. «Такого человека, - пишет Е. Д. Айпин, - не так просто сломать и покорежить, у него корень прочный, далеко в землю уходит. С человеком, у которого есть такие корни, ничего плохого не случится. Можно выучить его на геолога, на врача или инженера – везде он найдет правильную дорогу…»
Как только попадаешь в Согом, сразу начинаешь обращать внимание
на необычные явления. Так, например, рядом с деревней живёт речка Согомка, которая даже зимой не покрывается льдом. Да, именно живёт, живёт своей особенной жизнью: бурлит, радуется, журчит! У этой жизнерадостной речки есть свой особенный мирок, своя душа. В Согомке много разновидностей рыб: щука, окунь, язь и чебак. Настоящие рыбаки приезжают сюда, так как ценят природные богатства реки. Вода в речке очень холодная, но это не пугает любителей поплавать, и многие купаются в Согомке круглый год.
Когда зимой вы решите поехать на машине, возьмите с собой
монетки. На стоянке Янгулово вы бросите дань вотчиннику. А то не «пустит» вас хранитель земли согомской, не будет удачным дело в Согоме.
В лесу, в урмане ли, или в озере всегда есть хозяин. Мы его
вотчинником зовем. А старики раньше называли комполь-хумполэн. Он может и наказать и одарить. Наказать - это значит, что, сколько ни ходи на охоте и сколько ни старайся, а все равно ничего не добудешь. А одарить - это очень удачливая охота промысловика ожидает. Когда на охоту в урман приходишь, сначала Его угощаешь, а потом уж сам ешь. Угощаешь и просишь удачи. Можно словами, можно и думать. А если этого не сделать, с чем придешь - с тем и уйдешь.
На речке (на рыбалке) пурлахтэн делают, угощают хозяина воды (водяного), а в лесу, на охоте сразу же, как приходишь и себе пищу готовишь, так сначала, как все готово, поставишь в сторонку на пенек или еще на что и говори: «Сегодня я тебя угощаю, а завтра ты меня угости. Дай мне удачи, добычи». И проси всё, что тебе надо. Сам знаешь, зачем пришел. А потом сколько-то времени там постоит еда, берешь и сам ешь. Надо обязательно взять и самому кушать. А то хозяин может подумать, что эта пища несъедобная. И не то, чтобы помочь на охоте, а даже наказать. Поэтому после того, как хозяина угостишь, бери и кушай сам. И сейчас охотники в лесу, на охоте так делают. Местные - то все знают, а другие от них научились и тоже угощают хозяина леса и удачи просят. В лесу ли, в урмане, когда на охоту идешь, всегда так.
С деревней Согом связана не одна древняя легенда. Озера вокруг Согома священны, и леса, и местность такая, что, кажется, затягивает внутрь времени, и поневоле начинаешь соблюдать все древние обычаи. Значимые для жителей Согома являются святилище Стариков мыс, аномальная зона «Бабка», священные кедры. Самый главный кедр — «Старик» — стоял на берегу Домашнего озера много лет назад. От того, что дерево старое оно упало, но почитать его продолжают, и посей день. Это место на берегу Домашнего озера так и называется – Стариков мыс. Холм этот, возможно, был не только местом первого поселения, но и местом священным. На высохших ветвях и корнях упавшего дерева навязаны ленты, платки, лоскуты ткани, а на земле лежат различные старинные монеты. Все это дары Старику-кедру в надежде на счастье и удачу. Стариков мыс не только священное место, но и рядом с ним мы любим отдыхать, отмечать праздники.
Наш поселок стоит далеко в сибирской глубинке, зимой путь к нему
лежит по зимнику через таежные болота, летом можно добраться только на вертолете и то лишь раз в неделю. «Согом» в переводе с хантыйского означает «остановка, конец пути».
Согом не так велик - всего 6 улиц. Поселок очень старый. Когда-то
через Согом проходил оленный тракт, по которому купцы везли различный ходовой товар на Север. Даже сегодня можно полюбоваться деревенской реликвией - бывшим купеческим домом, украшенным чудесной деревянной резьбой и построенным в 1905г, в нем до сих пор живут. Сейчас поселок живет своими устоявшимися традициями и обычаями. С древних времен ханты живут тем, что ловят рыбу, собирают грибы, ягоды, охотятся на животных и птиц.
За рекой через дорогу стоит величавый лес. Когда наступает вечер, лес покрывается розовой краской. Возникает ощущение, что все это я уже гдето видела, чувствовала этот приятный душе запах, но вот только где, не помню. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не когда не забудем. Мы будем любить, и чтить ее до последних дней своей жизни.
На сегодняшний день мифы и легенды также популярны как много
лет назад. А зачем они нужны современному человеку? Да потому что, не зная своей истории, трудно жить настоящим и успевать думать о будущем.
Я очень люблю свой посёлок, потому что это моя родина и такой
природы, как в Согоме, нет больше нигде.
Кто-то из великих сказал: «Без прошлого нет будущего, без традиций нет народа». Я согласна: чтобы знать историю страны, края, нужно знать историю своей семьи, города или поселка, в котором родился и живёшь – это поможет сохранить традиции и обычаи, привяжет молодое поколение к своей малой родине, а главное мы должны сделать всё, чтобы она жила и процветала.
Приложение 1
Вайветкин Г. И. Купеческий дом
Священный кедр
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.