Программа "Сохранение здоровья детей на уроках информатики"
(здоровьесберегающая технология)
Составитель:
Учитель информатики
Елкова Наталья Леонидовна
Цель и задачи программы
Создание
педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе
выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)";
постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;
постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005)»;
приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;
Срок реализации
2021-2023 год
Основные задачи учебной работы:
Формирование у обучающихся современного уровня знаний, соответствующего условиям реализации ФГОС;
Формирование навыков здорового образа жизни, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:
поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;
физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
оптимальное сочетание "субъект-субъектных" отношений в образовательном процессе;
использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих);
I. Обоснование программы
1.1. Описание проблемы.
«Забота
о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компьютерного биоуправления.
II. Содержание
2.1. Содержание программы.
Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
Таблица . Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.
|
Компонент здоровья |
Темы |
Содержание материала по здоровьесбережению |
|
||||
6класс |
|
|||||||
1 |
Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье
Экологическое здоровье |
Вводный урок |
Техника безопасности поведения в кабинете |
|
||||
Практическая работа «Операционная система WINDOWS» |
Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ |
|
||||||
|
|
|
Системы счисления. |
Влияние состояния информационных ресурсов на организм человека |
||||
|
Алгоритмы. Исполнители |
Использование подвижных игр, имитирующих задачи |
||||||
|
Текстовый процессор |
Составление практических заданий по тем « Здоровье и компьютер» |
||||||
|
|
Информационное моделирование |
Моделирование реальных объектов с помощью КП |
|
||||
Моделирование в графическом процессоре |
Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему |
|
||||||
|
|
|
Моделирование в программе POWER POINT |
Составление проектов социальнозначимых |
||||
7 класс |
|
|||||||
2 |
Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье |
Информационное взаимодействие |
|
|
||||
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов |
|
|
||||||
|
|
|
. Компьютерные технологии представления информации |
Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека |
||||
|
Информационные технологии |
Разработка тестов,
анкет, их обработка |
||||||
|
Информационные системы |
Системное мышление , позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче |
||||||
|
Реляционные базы данных |
Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса |
||||||
|
Проектирование баз данных. |
Построение моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников |
||||||
|
Информационная технология работы с объектами текстового документа |
Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей |
||||||
|
Информационная технология работы с объектами в виде презентаций. |
Создание учебного
комплекса |
||||||
|
Информационная технология разработки проекта. |
Социальные проекты « Жизнь без сигарет». |
||||||
3 |
Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье |
Основы программирования. |
Составление задач, связанных с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные) |
|
||||
Основы социальной информатики |
Нравственные аспекты применения информационных технологий |
|
||||||
|
|
|
Сетевые технологии |
Действие INTERNET на развитие человека |
||||
Таблица 2. Гигиенические критерии рациональной организации урока
80% - оптимальный уровень; до 65% - допустимый уровень.
|
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональности урока |
|
|||||||
Рациональный |
Недостаточно
рациональный |
Нерациональный |
|
|||||||
1 |
Плотность урока |
Не
менее 60% |
85-90% |
Более 90% |
|
|||||
|
2 |
Количество видов учебной деятельности |
4 - 7 |
2 - 3 |
1 - 2 |
|||||
|
3 |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
Не более 10 мин. |
11 – 15 мин. |
Более 15 мин. |
|||||
|
4 |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена не позже чем через 7 – 10 мин. |
Смена через 11 – 15 мин. |
Смена через 15 – 20 мин. |
|||||
|
5 |
Количество видов преподавания |
Не менее 3-х |
2 |
1 |
|||||
|
6 |
Чередование видов преподавания |
Не позже чем через 10 – 15 мин. |
Через 15 – 20 мин |
Не чередуются |
|||||
|
7 |
Наличие эмоциональных разрядок (количество) |
2 - 3 |
1 |
нет |
|||||
|
8 |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с гигиеническими нормами |
С частичным соблюдением гигиенических норм |
В произвольной форме |
|||||
|
9 |
Чередование позы |
Поза
чередуется в соответствии с видом работы. |
Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем. |
|||||
|
10 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого |
1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности |
Отсутствует |
|||||
|
11 |
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Имеются случаи отрицательных эмоций |
Преобладают отрицательные эмоции |
|||||
|
12 |
Момент наступления утомления учащихся |
Не ранее 40 мин. |
Не ранее 35-37 мин |
До 30 мин. |
|||||
III. Пояснения работе по данной программе
При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим кружочком я помечаю уроки, на которых затрагивается материал по физическому здоровью детей, красным – по духовно-нравственному, зеленым – по экологическому здоровью (Таблица 1). На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.
Содержание уроков математики, информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
1. Задачи
о труде людей –
основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся
понять его красоту и созидательную силу.
Например, ребятам можно предложить составить альбомы: “Математика и
архитектура”, «Области применения ЭВМ» и т.д.. В эти альбомы ребята собирают и
составляют сами задачи по данной тематике. Причем стараются не просто записать
задачу, но и подобрать соответствующие иллюстрации. Эта работа также увлекает
ребят. Они сами составляют очень интересные задачи, используя периодическую
печать. Делают мини проекты ( на урок)
2. Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.
3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав.
4. Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.
5. При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций.
6. Воспитание
чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно,
используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить
в них общую, сильную идею, достойную удивления.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком
уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом
зависит от правильно составленного учебного занятия. Для мониторинга
здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии
рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и
проведении уроков (Таблица 2).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.