Сохранение здоровья детей на уроках информатики
Оценка 4.8

Сохранение здоровья детей на уроках информатики

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
10.09.2022
Сохранение здоровья детей на уроках информатики
Программа здоровьесбережения.docx

Программа "Сохранение здоровья детей на уроках информатики"

(здоровьесберегающая технология)

Составитель:
Учитель информатики 

Елкова Наталья Леонидовна

 

Цель и задачи программы


Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Нормативно-правовые основания для разработки программы

      Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)";

      постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;

      постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005)»;

      приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;

 

Срок реализации

2021-2023 год

Основные задачи учебной работы:

      Формирование у обучающихся современного уровня знаний, соответствующего условиям реализации ФГОС;

      Формирование навыков здорового образа жизни, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:

      поддержание  в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;

      физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;

      создание психологически комфортной среды в процессе обучения;

      оптимальное сочетание  "субъект-субъектных" отношений в образовательном процессе;

      использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих);

I. Обоснование программы

1.1. Описание проблемы.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, 
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компьютерного биоуправления.

II. Содержание

2.1. Содержание программы.

Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Таблица . Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.


№№

Компонент здоровья

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

 

6класс

 

1

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

 

Экологическое здоровье

Вводный урок

Техника безопасности поведения в кабинете

 

Практическая работа «Операционная система WINDOWS»

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

 

 

 

 

Системы счисления.

Влияние состояния информационных  ресурсов на организм человека

 

Алгоритмы. Исполнители

Использование подвижных игр, имитирующих задачи

 

Текстовый процессор

Составление практических заданий по тем « Здоровье и компьютер»

 

 

Информационное моделирование

Моделирование реальных объектов с помощью КП

 

Моделирование в графическом процессоре

Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему

 

 

 

 

Моделирование в программе POWER POINT

Составление  проектов социальнозначимых

7 класс

 

2

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Информационное взаимодействие

 

 

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

 

 

 

 

 

. Компьютерные технологии представления информации

Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека

 

Информационные технологии

Разработка тестов, анкет, их обработка
( тема может быть выбрана соответственно со здоровьесберегающими технологиями)

 

Информационные системы

Системное мышление , позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче

 

Реляционные базы данных

Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса

 

Проектирование баз данных.

Построение  моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников

 

Информационная технология работы с объектами текстового документа

Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей

 

Информационная технология работы с объектами в виде презентаций.

Создание учебного комплекса 
« Компьютер и здоровье школьников».

 

Информационная технология разработки проекта.

Социальные проекты « Жизнь без сигарет».

3

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Основы программирования.

Составление задач, связанных  с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные)

 

Основы социальной информатики

Нравственные аспекты применения информационных технологий

 

 

 

 

Сетевые технологии

Действие INTERNET на развитие  человека

Таблица 2. Гигиенические критерии рациональной организации урока

80% - оптимальный уровень;       до 65% - допустимый уровень.


Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

 

Рациональный
3 балла

Недостаточно рациональный
2 балла

Нерациональный
1 балл

 

1

Плотность урока

Не менее 60%
И не более 70%

85-90%

Более 90%

 

 

2

Количество видов учебной деятельности

4 - 7

2 - 3

1 - 2

 

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11 – 15 мин.

Более 15 мин.

 

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 мин.

Смена через 11 – 15 мин.

Смена через 15 – 20 мин.

 

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

 

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 – 15 мин.

Через 15 – 20 мин

Не чередуются

 

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2 - 3

1

нет

 

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.
Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем.

 

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности

Отсутствует

 

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции

 

12

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин.

III. Пояснения работе по данной программе 

При составлении тематического планирования я  предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим кружочком я помечаю уроки, на которых затрагивается материал по физическому здоровью детей, красным – по духовно-нравственному, зеленым – по экологическому здоровью (Таблица 1). На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Содержание уроков математики, информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

1.  Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. 
Например, ребятам можно предложить составить альбомы: “Математика и архитектура”, «Области применения ЭВМ» и т.д.. В эти альбомы ребята собирают и составляют сами задачи по данной тематике. Причем стараются не просто записать задачу, но и подобрать соответствующие иллюстрации. Эта работа также увлекает ребят. Они сами составляют очень интересные задачи, используя периодическую печать. Делают мини проекты ( на урок)

2.  Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.

3.  Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав.

4.  Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.

5.  При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников,  учащиеся раскрывают темы в виде презентаций.

6.  Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и  предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия. Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии  рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и проведении уроков (Таблица 2). 

 

 


 

Программа "Сохранение здоровья детей на уроках информатики" (здоровьесберегающая технология)

Программа "Сохранение здоровья детей на уроках информатики" (здоровьесберегающая технология)

Основные задачи учебной работы: 

Основные задачи учебной работы: 

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни

Содержание программы. Конечная цель:

Содержание программы. Конечная цель:

Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека

Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека

Количество видов учебной деятельности4 - 72 - 31 - 2

Количество видов учебной деятельности4 - 72 - 31 - 2

Момент наступления утомления учащихся

Момент наступления утомления учащихся

При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций

При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2022