«Сохранение психологического здоровья дошкольников»
Оценка 4.7

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
13.02.2017
«Сохранение психологического здоровья дошкольников»
Дошкольное детство – это один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о других людях, самом себе и своем месте в мире. То есть данный период бесценен и является самым благодатным временем для всестороннего обогащения личности ребёнка. И в то же время, как пишет Александр Иванович Захаров, доктор психологических наук, который многие годы посветил психотерапии неврозов у детей: «Наибольшее число неврозов наблюдается именно в старшем дошкольном возрасте».
Выступление на педсовет педсовет 12.01.2017.docx
Выступление на педсовет «Сохранение психологического здоровья дошкольников»   Дошкольное детство – это один из самых интересных и замечательных    периодов в развитии ребенка, когда фактически складывается личность,  самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь  обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы  психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память  ребенка.          С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В  дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и  регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас  и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только  прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и  задуматься, и порассуждать о других людях, самом себе и своем месте в мире.  То есть данный период бесценен  и является самым благодатным временем для  всестороннего обогащения  личности ребёнка. И в то же время, как пишет  Александр Иванович Захаров, доктор психологических наук, который многие  годы посветил психотерапии неврозов у детей: «Наибольшее число неврозов  наблюдается именно в старшем дошкольном возрасте».  Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией  здравоохранения (ВОЗ). Термин  неоднозначен, он связывает собою две науки и  две области практики ­ медицинскую и психологическую. Психическое  здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных  психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям  действительности  регуляцию поведения и деятельности. В настоящее время введен  в научный психологический лексикон  термин­  “психологическое здоровье”. Если термин “психическое здоровье” имеет  отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то  термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом.  Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик,  являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации,  успешной саморегуляции. В психолого­педагогической литературе  выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности: хорошо развитая рефлексия;  принятие себя; принятие других людей; стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной  ситуации. Способы поведения в критических ситуациях формируются в детстве и  становятся устойчивыми личностными образованиями. Конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность  противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Закрепление неконструктивных способов поведения может выступить в качестве фактора,  вызывающего нарушения психологического здоровья. В психологической литературе выделены и достаточно глубоко  социально­культурный,   социально­экономический,  социально­ психологический  характер.  проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов, по данным  А.И. Захарова (1993) носят            Социально­культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное  влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа  современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для  снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого  являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление  множества личностных проблем. Подобная личностная дисгармония родителей  находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их  психику.         К социально­психологическим факторам, влияющим на  психологическое здоровье детей относится прежде всего такие, как  дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или  нарушения в сфере детско­родительских отношений.        «Основным условием нормального психосоциального развития (помимо  здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная  обстановка, в детском саду и семье, где внимательно относятся к  эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение».        Гарбузов В.А., Захаров В.И. и Исаев Д.Н.выделяют три типа  неправильного воспитания. 1.Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или  неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих  мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с  понятиями взрослых о«хороших детях».Другой полюс отвержения  характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием  контроля со стороны родителей. 2.Гиперсоциализирующее воспитание– тревожно­мнительное отношение  взрослых к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди  сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим. 3.Эгоцентрическое– чрезмерное внимание к ребенку, присвоение ему роли  «кумира семьи», «смысла жизни», «лидера во всем». Все эти типы воспитания вполне могут привести к невротизации ребенка.  И именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие  неврозами, поэтому весьма актуальной является проблема психопрофилактики  психологического состояния здоровых детей­дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются  хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего  мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на  место своих детей. Но и не нужно забывать о том, что большую часть времени  дошкольники находятся в детском саду, и состояние их психологического  здоровья зависит и от нашего отношения к ним, от того насколько мы  заинтересованы в конкретном ребенке, от нашего индивидуального подхода. Наиболее часто в последние годы встречаются такие нарушения нервно­ психического здоровья, как СДВГ, астенический синдром, фобии.  Гиперактивные дети.  Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из  вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно  контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания,  рассеянны и не знают покоя. Физиологически это объясняется особенностями  нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из­ за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям  сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что  не получается. Дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 4­5 лет  они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность,  чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности.        Только к 6­7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за  произвольность движений (способность контролировать свои действия) в  достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не  разговаривать во время занятия и соблюдать другие требования школьной  жизни.       Если ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при  обследовании невролог может диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).                 Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной  системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна  вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности  очень медленный. Им приходится все время подсказывать.          Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для  дошкольника с точки зрения того, что они есть почти у всех. С другой стороны,  страх — это признак неблагополучия в родительско­детских отношениях в той  или иной степени. Чем сильнее страх ­ тем менее удовлетворена потребность  ребенка в родительской любви. Когда ребенок счастлив, удовлетворен жизнью,  когда родители проявляют к нему любовь и заботу, ему не страшен даже сам  серый волк. Рисунки воспитанников. Анализ, обсуждение.         Таким образом, целью психологического сопровождения воспитанников в  детском учреждении является создание условий для формирования  стрессоустойчивости, радостного восприятия жизни, умения находить  разнообразные источники положительных эмоций.

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

«Сохранение психологического здоровья дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017