«Сохранение психологического здоровья дошкольников»

  • Педсоветы
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольное детство – это один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о других людях, самом себе и своем месте в мире. То есть данный период бесценен и является самым благодатным временем для всестороннего обогащения личности ребёнка. И в то же время, как пишет Александр Иванович Захаров, доктор психологических наук, который многие годы посветил психотерапии неврозов у детей: «Наибольшее число неврозов наблюдается именно в старшем дошкольном возрасте».
Иконка файла материала Выступление на педсовет педсовет 12.01.2017.docx
Выступление на педсовет «Сохранение психологического здоровья дошкольников»   Дошкольное детство – это один из самых интересных и замечательных    периодов в развитии ребенка, когда фактически складывается личность,  самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь  обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы  психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память  ребенка.          С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В  дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и  регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас  и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только  прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и  задуматься, и порассуждать о других людях, самом себе и своем месте в мире.  То есть данный период бесценен  и является самым благодатным временем для  всестороннего обогащения  личности ребёнка. И в то же время, как пишет  Александр Иванович Захаров, доктор психологических наук, который многие  годы посветил психотерапии неврозов у детей: «Наибольшее число неврозов  наблюдается именно в старшем дошкольном возрасте».  Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией  здравоохранения (ВОЗ). Термин  неоднозначен, он связывает собою две науки и  две области практики ­ медицинскую и психологическую. Психическое  здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных  психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям  действительности  регуляцию поведения и деятельности. В настоящее время введен  в научный психологический лексикон  термин­  “психологическое здоровье”. Если термин “психическое здоровье” имеет  отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то  термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом.  Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик,  являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации,  успешной саморегуляции. В психолого­педагогической литературе  выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности: хорошо развитая рефлексия;  принятие себя; принятие других людей; стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной  ситуации. Способы поведения в критических ситуациях формируются в детстве и  становятся устойчивыми личностными образованиями. Конструктивноеповедение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность  противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Закрепление неконструктивных способов поведения может выступить в качестве фактора,  вызывающего нарушения психологического здоровья. В психологической литературе выделены и достаточно глубоко  социально­культурный,   социально­экономический,  социально­ психологический  характер.  проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов, по данным  А.И. Захарова (1993) носят            Социально­культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное  влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа  современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для  снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого  являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление  множества личностных проблем. Подобная личностная дисгармония родителей  находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их  психику.         К социально­психологическим факторам, влияющим на  психологическое здоровье детей относится прежде всего такие, как  дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или  нарушения в сфере детско­родительских отношений.        «Основным условием нормального психосоциального развития (помимо  здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная  обстановка, в детском саду и семье, где внимательно относятся к  эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение».        Гарбузов В.А., Захаров В.И. и Исаев Д.Н.выделяют три типа  неправильного воспитания. 1.Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или  неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих  мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с  понятиями взрослых о«хороших детях».Другой полюс отвержения  характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием  контроля со стороны родителей. 2.Гиперсоциализирующее воспитание– тревожно­мнительное отношение  взрослых к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди  сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим. 3.Эгоцентрическое– чрезмерное внимание к ребенку, присвоение ему роли  «кумира семьи», «смысла жизни», «лидера во всем». Все эти типы воспитания вполне могут привести к невротизации ребенка.  И именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие  неврозами, поэтому весьма актуальной является проблема психопрофилактики  психологического состояния здоровых детей­дошкольников.Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются  хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего  мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на  место своих детей. Но и не нужно забывать о том, что большую часть времени  дошкольники находятся в детском саду, и состояние их психологического  здоровья зависит и от нашего отношения к ним, от того насколько мы  заинтересованы в конкретном ребенке, от нашего индивидуального подхода. Наиболее часто в последние годы встречаются такие нарушения нервно­ психического здоровья, как СДВГ, астенический синдром, фобии.  Гиперактивные дети.  Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из  вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно  контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания,  рассеянны и не знают покоя. Физиологически это объясняется особенностями  нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из­ за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям  сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что  не получается. Дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 4­5 лет  они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность,  чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности.        Только к 6­7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за  произвольность движений (способность контролировать свои действия) в  достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не  разговаривать во время занятия и соблюдать другие требования школьной  жизни.       Если ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при  обследовании невролог может диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).                 Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной  системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна  вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности  очень медленный. Им приходится все время подсказывать.          Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для  дошкольника с точки зрения того, что они есть почти у всех. С другой стороны,  страх — это признак неблагополучия в родительско­детских отношениях в той  или иной степени. Чем сильнее страх ­ тем менее удовлетворена потребность  ребенка в родительской любви. Когда ребенок счастлив, удовлетворен жизнью,  когда родители проявляют к нему любовь и заботу, ему не страшен даже сам  серый волк. Рисунки воспитанников. Анализ, обсуждение.         Таким образом, целью психологического сопровождения воспитанников в  детском учреждении является создание условий для формирования  стрессоустойчивости, радостного восприятия жизни, умения находить  разнообразные источники положительных эмоций.