"Сольфеджирование и чтение с листа на уроках сольфеджио"
Оценка 4.6

"Сольфеджирование и чтение с листа на уроках сольфеджио"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
16.11.2018
"Сольфеджирование и чтение  с  листа  на  уроках сольфеджио"
Работа посвящена сольфеджированию и чтению с листа на уроках музыкальной школы- одноголосных и двухголосных номеров. работе над интонацией, развитием музыкального слуха. Даны рекомендации учителю сольфеджио следить за посадкой во время пения и дыханием во время исполнения произведений. С каждым занятием стараться расширять диапазон.не перегружая голосовой аппарат. О необходимости применения таких форм. как чтение с листа, интонационных упражнений.
Дасаева и Рахимжанова.docx
«Сольфеджирование и пение  с  листа  на  уроках                   с  листа  на  уроках  сольфеджио»                                           Работа  преподавателей  теоретических  дисциплин :                                                         Дасаевой  Даны  Фазрахмановны и                                                        Рахимжановой  Гуль­Ануар  Тагрол­ Бековны                                                     Казахстан,   город  Караганда  ДМШ  № 3 Сольфеджио ­ это  предмет, закладывающий  основы  музыкально­теоретических знаний, нацеленный  на развитие  как музыкальных,  так и общих  способностей детей.   Н.А. Римский­ Корсаков   называл сольфеджио « гимнастикой   слуха». Это   универсальная   по   своей   сути   дисциплина, развивающая   музыкальный слух.   Развитие   музыкального слуха   происходит в   ходе   учебного   процесса путём   специальных  упражнений. На  уроках  сольфеджио  переплетаются  и сочетаются     различные     виды     занятий:   пение     по     нотам,   анализ     и   запись услышанной  музыки,  теоретические  сведения.  Одной  из  форм  работы  на уроках     сольфеджио   является     сольфеджирование.   При     сольфеджировании вырабатываются   правильные     певческие     навыки,     интонационная     точность, сознательное   отношение   к   музыкальному   тексту,   воспитывается   чувство лада. В процессе  пения  по  нотам  происходит  тесное  взаимодействие  между интонированием     и     музыкальным     слухом.     Привитие     учащимся     чистой интонации   во   время   пения ­ одна   из   важнейших   задач. Без   регулярной работы   над   интонацией станет   невозможным   успешное   освоение     таких разделов   как   чтение   с   листа,   сольфеджирование,       пение   двухголосия. Являясь  первоосновой певческой  интонации,  музыкальный  слух  сам  активно совершенствуется   под  воздействием  чистого  пения.  При  сольфеджировании следует  добиваться  чистого,  стройного  выразительного  пения  как  выученных на  слух  мелодий, так  и разучиваемых  по  нотам.  Слабость   внутренних   музыкально ­   слуховых   представлений, неспособность оперировать   ими, неподготовленность   голосового   аппарата ­   вот   основные причины  отставания  и  затруднений  учащихся  при  интонировании. Несмотря на   то,   что   основная   работа   по   воспитанию   вокально ­ хоровых   навыков проводится   на   хоровых   занятиях,   педагогу   по   сольфеджио   следует   с первых  уроков  обращать  внимание  на  посадку  учащихся  при  пении. Следует также  уделять  внимание  выработке  правильных  певческих  навыков: следить за   правильным   дыханием,   фразировкой,   звукообразованием, петь   распевно, добиваться   чистой     интонации.   Физиологические   особенности   детского организма  ограничивают  возможности  учащихся.   Диапазон  детей  младшего возраста  составляет   от ноты  до  первой  октавы  до  ноты  ми  второй  октавы. Необходимо     постепенно     расширять     диапазон,     не   перегружая     голосовой аппарат. В  соответствии  с  голосовым  диапазоном  учащимся  целесообразно переносить     неудобные     участки     мелодии     на     октаву     выше     или     ниже. Правильное   пение – это   залог   чистой   интонации,   оно   формирует   слух. Работа   над   развитием    навыков   точного   интонирования    необходима   на каждом   уроке.     Педагогу     следует     при   любых   формах   работы, будь   то чтение   с   листа, интонационные   упражнения,   неукоснительно     следить   за качеством  пения.   можно     поддержать     оборотах     интонационных   На  уроках  сольфеджио  должно  преобладать  пение  без  сопровождения.  Не рекомендуется     дублировать     исполняемую     мелодию     на     фортепиано.  При трудных     ученика гармоническим    сопровождением.   Вместе     с    тем,   наряду    с    пением   без сопровождения   необходимо   использовать ( особенно   на   начальном   этапе обучения),     пение     песен     с     текстом     и     фортепианным     сопровождением. Следует,     как     можно     раньше     вводить     пение     несложных     двухголосных примеров  для  развития  чувства  ансамбля  и  гармонического  слуха.  Работу над  двухголосным пением  следует  начинать  с  разучивания  несложных  песен подголосочного   склада   с   преобладанием   унисонов.     В дальнейшем   можно использовать  параллельное  движение  голосов. ( в терцию,  в  сексту).    Одним  из  важнейших   практических  навыков  является  пение  с  листа. Пение незнакомой     мелодии     без     предварительного     разучивания.   Для     этого необходимо изучать  теоретические  понятия  и  расширять  знания  по  теории музыки. Дети  младшего  школьного  возраста   лучше  усваивают  теоретические знания  в  наглядно ­ игровой  форме.  Педагог  может  использовать  различные игры. Например,   игра « Фотографирование   ритма», « Узнай   длительность», «Телефон».   Навык   пения   с   листа   вырабатывается   постепенно.   Ученикам предлагается  петь  ступени  лада,  которые  учитель  показывает  на  доске.  Для этого  можно  использовать   подготовленную  табличку  ступеней.  После  такой подготовки   можно   переходить   к   чтению   с   листа,   но   с   обязательным предварительным  анализом  текста,  что  обеспечит  более  высокий  результат. Анализ         не     должен     быть     сложным:   размер,   тональность,     ритмические особенности, темп. Навык  пения  с  листа  требует  значительного  слухового опыта, ощущения  метроритма,  знания  нот и нотной  записи, умения  петь  без сопровождения     инструмента.   Необходимо     хорошо     настроить   учащихся     в тональности: спеть   гамму,   отдельные   ступени,   трезвучие. Пение   с   листа необходимо     проводить     регулярно     и     систематически.     Следует     избегать мелодий  с высокой  тесситурой  и  широким  диапазоном,  требующих  большой гибкости  и  настоящих   вокальных  данных. Разученные  примеры  можно петь не  только  нотами, но и  на  слоги,  в  другой  тональности,  с  текстом. Особое внимание     при   пении   с   листа   необходимо   уделить   работе   над   ритмом мелодии.   Для     преодоления     различных     метро­   ритмических     трудностей следует     ввести   дирижирование.     Это   поможет     учащимся   не   только   петь музыкальные  примеры  ритмично,  а  также   как  можно  активнее  и точнее воспринимать  ритмическую  структуру  исполняемого  примера.  Особое  внимание  нужно  уделять  развитию  внутреннего  слуха, т.е.  научить детей  мысленно  представлять  себе  написанную  мелодию.  Важным  фактором при   этом   является   ориентация   в   ладу, способность   чувствовать   ладовые обороты,  удерживать  лад,  тональность. Пение  знакомой  мелодии  частично вслух,  частично  « про  себя»,  « по цепочке» ­ это  одна  из  форм  работы  над внутренним   слухом. В   процессе   развития   навыка   пения   с   листа   следует добиваться     осмысленного     и     выразительного     пения.     Учащиеся     должны усвоить     первый     вокальный     навык   ­   это     распевное,    кантиленное     пение. Хороший     результат     даёт     пение     на   «пиано»,     дети     слушают     себя     и выравнивают   строй. Следует   приучать   ученика   всё   время   смотреть   по нотному     тексту     вперёд,     петь     без     остановок,     не   теряя     ощущения тональности. При  чтении  с  листа  дети  выполняют  одновременно  несколько задач: интонируют   мелодию,   соблюдают   ритмический   рисунок, сохраняют темп.   Это     довольно     сложно   и  не   у   всех   ребят     получается,    поэтому     от простого   к  сложному  нужно  идти  постепенно. Успешных  результатов  по чтению  с  листа  можно  достичь  только  после  длительной  и  упорной  работы. Это     навык,     который     должен     совершенствоваться     на     протяжении     всех занятий     сольфеджио.   Полезным     и     важным     приёмом     работы     является транспонирование     выученных     мелодий     в     другие     тональности     для закрепления  полученных  навыков.  При   чтении   с   листа   на   уроке   сольфеджио   необходим   выбор   ярких, запоминающихся     музыкальных     примеров.   Это     способствует     лучшему усвоению   материала, вызовет   интерес   к   предмету. Как   сольфеджирование выученных  примеров,  так  и  пение  с  листа, на  начальном  этапе  обучения следует   проводить   коллективно,   группами и   лишь   затем   переходить   к индивидуальному   пению. Педагог   в   условиях   групповых   занятий   должен найти     индивидуальный     подход     к     каждому     ученику.     Постараться максимально  раскрыть  его  потенциал.      Систематически   применяя   такие   формы   работы   на   уроках   сольфеджио, можно  научить  учащихся  лучше  слышать  и  самостоятельно  корректировать точность  интонации  в  исполняемых  примерах.

"Сольфеджирование и чтение с листа на уроках сольфеджио"

"Сольфеджирование и чтение  с  листа  на  уроках сольфеджио"

"Сольфеджирование и чтение с листа на уроках сольфеджио"

"Сольфеджирование и чтение  с  листа  на  уроках сольфеджио"

"Сольфеджирование и чтение с листа на уроках сольфеджио"

"Сольфеджирование и чтение  с  листа  на  уроках сольфеджио"

"Сольфеджирование и чтение с листа на уроках сольфеджио"

"Сольфеджирование и чтение  с  листа  на  уроках сольфеджио"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018