Соли аммония.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Соли аммония..doc

Класс 9 А                                                                                                                Дата 19.12.20г.

Тема урока «Соли аммония»

Цель урока: расширение базы химических понятий, за счет включения в нее новых элементов: названия солей аммония, качественные реакции на ион аммония.

Образовательная: рассмотреть способы получения, физические и химические свойства солей аммония. Познакомить учащихся с качественной реакцией на ион аммония. Дать представление о применении солей аммония. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций

Развивающая: развивать творческий интерес к предмету, навыки самостоятельной работы с учебником. Совершенствовать навыки химического эксперимента, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательная: выработать у учащихся аккуратность при работе с химическими реактивами. Воспитывать умение работать в коллективе, бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые результаты:

1.      Предметный результат

  • формирование систематизированных представлений о веществах, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  • осознание объективной значимости основ химической науки;
  • приобретение опыта использования различных методов изучения веществ.

2.      Метапредметный результат

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы;
  • работать индивидуально и в группе;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3.      Личностный результат

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

Оборудование и реактивы: мультимедиа, штатив с пробирками, химические стаканы, стеклянная палочка; соляная кислота, водный раствор аммиака, раствор гидроксида натрия, хлорид аммония, сульфат аммония, серная кислота, нитрат серебра, хлорид бария.

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация.

Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю взять известные высказывания О.М. Нефедова и И.В. Гете:

«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов)

«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» (И.В. Гете)

 

3. Актуализация темы урока. 

На прошлом занятии мы рассматривали соединения азота со степенью окисления (-3) на примере аммиака. На данном уроке мы продолжим рассматривать соединения азота с этой степенью. Но прежде повторим пройденный материал.

Фронтальный опрос:

  • строение молекулы и получение аммиака
  • физические свойства аммиака
  • химические свойства аммиака
  • применение аммиака в быту и промышленности

ИГРА “Третий лишний”.

BaCL2

HCL.

CuCL2

H2SO4.

NaNO3

NaOH

NH4CL

H2CO3,

(NH4)2S

Какое необычное вещество вам встретилось?

В молекуле этой соли вместо ионов металлов находится:

1) Сложный катион (NH4)+.

2) Как называется этот катион ? (Аммоний.)

3) Как могут называться эти соли? (Соли аммония.)

4) Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Соли аммония)

Давайте сформулируем определение солей, солей аммония. ( работа с учеб, §26 )

4.      Изучение нового материала.

Соли аммония - это соединения, состоящие из катиона аммония и анионов кислотных остатков.

1. Строение солей аммония. Рассказ по слайд. (Слайд) Чтобы рассмотреть свойства солей аммония вспомним, как образуется ион аммония. 

Вывод (дети): при образовании донорно-акцепторной связи– образуется ион аммония, обладающий такими же свойствами как ионы К +, Na+ при взаимодействии с ионами Cl- , SO4 2– образуются соли аммония.

2. Получение солей аммония.

Я беру две стеклянные палочки и получаю белый дым. (Опыт дым без огня.)

“Дым без огня”.

Смочить одну стеклянную палочку раствором аммиака, а другую – концентрированной соляной кислотой и приложить друг к другу – появляется густой белый дым.

Мы с вами опровергли пословицу, что дыма без огня не бывает. Но это не просто дым, это частицы твёрдого вещества в воздухе. Произошла химическая реакция.

Запись уравнения реакции. 

NH3 + НCL = NH4Cl

Какими еще способами можно получить соли аммония? Из кислот и гидроксида аммония.

NH4OH + H2SO4 = (NH4)2SO4 + 2H2O

3. Физические и химические свойства солей аммония

Физические свойства: твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. (работа с учеб, §26 )

Будут ли соли аммония проявлять характерные свойства класса солей?

Ответы учащихся. 

Для того чтобы убедиться, в этом выполним лабораторные опыты. [2] Вспомним правила техники безопасности.

а) Диссоциация: NH4Cl = NH4+ + Cl-

б) Взаимодействие с кислотами:

в) Взаимодействие с солями:

В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.

Добавьте к нему 1 мл раствора нитрата серебра.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакции.

г) Качественная реакция на ион аммония.

Оборудование и реактивы: пробирка, раствор хлорида аммония, раствор гидроксида натрия, лакмусовая бумажка.

1. В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.

2. Добавьте к нему 1 мл раствора гидроксида натрия.

Внесите красную лакмусовую бумагу в выделяющиеся пары.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакции

Вывод: реактивом на ион аммония (NH4+) является щелочь. Выделяется аммиак, обнаруживается по запаху (это качественная реакция на ион аммония).

д) Особые свойства солей аммония. (Слайд)

Демонстрация опыта “Вулкан”. (Слайд )

В фарфоровой ступке тщательно растирают 50 г оранжево-красных кристаллов бихромата аммония. Порошок (NH4)2Cr2Oвысыпают на большую металлическую пластинку или лист асбестового картона, придавая ему форму горки. На вершине “вулкана” гвоздем или палочкой делают лунку и вливают в нее 1–2 мл этилового спирта. Спирт поджигают спичкой, и свет в комнате гасят.

От тепла горения спирта начинает бурно разлагаться бихромат аммония. При этом из “кратера” выбрасывается сноп ярких искр и “вулканический пепел” – грязно-зеленый оксид хрома (III), объем которого во много раз превышает объем взятого бихромата аммония.

Кристаллический карбонат аммония разлагается даже без нагревания, поэтому неплотно закрытая банка с ним через несколько дней опустеет:

У солей аммония есть и свои, специфические свойства – они разлагаются при нагревании.

4. Применение солей аммония. Соли аммония – отличные азотные удобрения: это сульфат, фосфат и особенно нитрат аммония, или аммиачная селитра.)

5. Закрепление изученного.

На слайде.

2) “Да” или “нет”. (Слайд )

Утверждения.

1) Ион аммония имеет заряд -1 -

2) Соли аммония белые кристаллические вещества +

3) Все соли аммония хорошо растворимы в воде +

4) Дыма без огня не бывает -

5) Соли аммония обладают всеми свойствами солей +

6) Ион аммония имеет форму пирамиды +

7) Степень окисления азота в ионе аммония -4 -

8) Соли аммония можно определить действием щёлочи +

9) Аммиак не имеет характерного запаха _

10) Соли аммония – минеральные удобрения +

11) Нашатырный спирт – это раствор аммиака в воде +

6. Домашнее задание:

§26, задание №4, №5 и тесты на с.91

7. Рефлексия.

Удалось ли достичь поставленных целей.

Оцените Вашу работу на уроке.

Что получилось?

Что не получилось? В чём были затруднения?

Почему они возникли?

Над чем надо ещё поработать?

Где можно применить то, что узнали на уроке.