Сообщение.
Оценка 4.6

Сообщение.

Оценка 4.6
Лекции
docx
родительство
1 кл—6 кл
15.11.2022
Сообщение.
Теоретические основы формирования родительства. Основные факторы влияния родителей на формирование личности ребенка. Влияние родителей на детей , через подражание.
Теоретические основы родительства.docx

 

По теме : Теоретические основы формирования родительства.

Основные факторы влияния родителей на формирование личности ребенка.

Влияние родителей на детей , через подражание.

Слушатель: Болмашновой Л.Н.

 

  Актуальность темы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.

           Ребенок – это часть семьи.

 Цель : Раскрыть влияние семьи на становление личности ребенка в подростковом возрасте.

      Задачи .  Собрать информацию о механизмах влияния семьи на ребёнка.

 Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями.

Семья является исторически конкретной систе­мой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а так­же малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной мо­ральной ответственностью. С этой точки зрения можно включить родительство, как подсистему в систему семьи, в качестве относитель­но самостоятельного образования.

Системный подход предполагает признание семьи как единого це­лого, единого психологического и биологического организма, призна­ние всеобщих семейных взаимосвязей .На ранних стадиях развития человеческого общества индивиду­альное родительство было не институализировано, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община . Позже появляется  институт «воспитательства» — обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Нормативные предписания и реальное родительское поведение никогда и нигде не совпада­ли полностью. Родительское поведение различалось не только от со­словия к сословию, но и от семьи к семье.В XV — XVI вв. внимание к детям заметно возрастает, однако преж­де всего это было связано с повышением требовательности и строго­сти. Теологи того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и ни слова — о родительских обя­занностях. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства зани­мают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII — началу XIX вв. детоцентрическая ориентация проч­но утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей.Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие ценностей молодым поколе­нием. Родители оказывают влияние на формирование иерархии цен­ностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и какпредставители мира взрослых, с которыми дети идентифицируются

Исследователи вводят также понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как социально-психологическое качество, отража­ющее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений чле­нов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам фор­мирования, развития и функционирования семьи как малой социаль­ной группы .

Таким образом, можно говорить о том, что ценности семьи явля­ются мощным интегрирующим фактором для семейной системы — как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уров­не взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ори­ентации определяют динамику семьи в целом и родительства в част­ности.

 

Факторы, определяющие формирование родительства:

Говоря о репродуктивном поведении человека, В. В. Бойко выделяет три группы факторов:

• социально-психологическая адаптация рождаемости к явлениям макроуровня:

— урбанизация;

— занятость женщин;

- — образование и культура;

— экономическое развитие общества;

— нормы и явления адаптации;

• социально-психологические факторы регулирования рождаемо­сти на уровне семьи:

— содержание функций семьи;

— образ жизни семьи;

— взаимодействие в семье;

— прочность брака;

— отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака;

• социально-психологические факторы регулирования рождаемо­сти на уровне личности:

— потребность в детях;

— репродуктивная установка;

— репродуктивные мотивы;

— индивидуально-личностные свойства;

— ценности личности и детей.

Среди отечественных ученых необходимо отметить Л. Ф. Обухо­ву и О. А. Шаграеву , которые в своем исследовании образа жизни семьи значительное внимание уделяют социально-психоло­гическому аспекту ее жизнедеятельности. Однако в отличие от других авторов данные исследователи изучают эти факторы по отношению к развитию личности ребенка, а не по отношению к родительству., они выделяют группу социально-психологи­ческих факторов, определяющих личностное и психическое разви­тие ребенка первых лет жизни. В эту группу включаются численность и состав семьи, денежные доходы и жилищные условия, уровень об­разования и профессиональная квалификация родителей, иерархия внутрисемейных отношений и эмоциональные переживания членов семьи; практика ухода за маленькими детьми, включающая в себя тип вскармливания, способ приучения к туалету, формы сотрудничества между взрослыми и детьми, стиль общения, принятый в семье, а так­же характер дисциплинарных воздействий, взгляды, представления и верования.

• факторы культурной среды (образованность или мера приобще­ния людей к духовным ценностям общества и цивилизации во­обще, наличие условий для всестороннего развития личности);

• естественно-географические факторы.

Общую картину взаимосвязи факторных уровней удачно описал К. Витакер: «Общество — родитель семьи, расширенная семья — ро­дитель супругов, сами супруги — родители своих детей».

Анализ литературы  показал, что в рассмотренном исследователями многообразии условий можно выделить .ряд социально-психологических факторов, образующих си­стему, которая определяет формирование родительства.

Для анализа факторов, детерминирующих формирование роди­тельства, мы выделяем следующие уровни, сходные с группами фак­торов, выделенных В. В. Бойко  относительно репродуктивно­го поведения:

•  уровень общественных влияний;

•  уровень влияния родительской семьи;

•  уровень собственной семьи;

• индивидуальный уровень, или уровень конкретной личности. Факторы, определяющие формирование родительства, можно

разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обус­ловлена совокупностью внешних влияний, которые также можно подразделить на несколько уровней. Внутренние факторы — это осо­бенности личности, индивидуальность человека.

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенны­ми выше уровнями. Внешние факторы — это факторы макроуровня, мезоуровня и микроуровня. Внутренние факторы — это факторы инди­видуального уровня. Данная исследовательская работа в основном по­священа изучению внешних социально-психологических факторов.

Общественное влияние макроуровня необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования (формализованная сто­рона) и с точки зрения опосредованного воздействия (неформализо­ванная сторона) на формирование родительства.

А. И. Антонов рассматривает формализованную сторону обще­ственного воздействия на репродуктивное поведение личности не только как социальное регулирование рождаемости, но и как соци­альное управление — «систему целенаправленного воздействия со стороны государственных органов на репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики» .Не­формализованное влияние общества осуществляется через весь ком­плекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентации и установок индивида; прежде всего это средства массо­вой информации, произведения искусства и культуры. В. В. Бойко в частности, говорит о том, что влияние общества на личностную мотивацию потребности в детях заключается в том, что оно «на­страивает» индивида на весь комплекс чувств и обязанностей, свя­занных с воспитанием нового поколения. В частности, опосредован­ное влияние общества осуществляется через воздействие репродуктив­ных норм, входящих в систему установок личности. Наиболее подробно содержание репродуктивных установок рассмотрено у А. И. Антонова. Он говорит о том, что по степени своей императивности репродук­тивные нормы являются относительно «мягкими» в силу их интим­ности и биологической неспособности некоторых мужчин и женщин к зачатию и рождению детей. Однако давление репродуктивных норм может быть очень сильным, так как они являются особенно значи­мыми в системе критериев субъективного ощущения счастья и соци­ального престижа. Предписывающий и оценочный моменты репро­дуктивных норм, сопровождающиеся соответствующей эмоциональ­ной окраской, являют собой «подобающий образец поведения, сла­гаемый из результатов репродуктивного поведения миллионов людей и семей». Репродуктивные нормы являются одним из компонентов формирования репродуктивных установок, и они чаще, чем любые другие нормы, не осознаются человеком.

Общество задает для личности определенный образец родительства, который дает начало формированию родительства в каждом конкретном случае, преломленный через особенности личностей обо­их супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, по­лученный в родительской семье.

Родительская семья является первичной социальной средой ин­дивида, средой социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и ус­тановки родителей являются первым фактором в развитии личнос­ти. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают куль­туру через своих родителей. Именно в семье человек получает пер­вый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Роди­тельская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для под­ражания. Родители, как правило, являются для индивида значимы­ми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли отчасти осознанно, а отчасти неосознанно впоследствии копируется в соб­ственной семье: «...какими мы стали родителями, в значительной сте­пени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении; «...между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость - супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознан­но воспринимаются детьми в их семьях» .

Подытоживая опыт разных исследователей, С. В. Ковалев выделяет три группы факторов, влияющих на личность ребенка в семье:

1) социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ре­бенка к социальным ценностям и ролям;

2) внутрисемейная и внесемейная деятельность, где происходит при­общение к будущей жизнедеятельности;

3) семейное воспитание, представляющее собой некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Большинство зарубежных исследователей сходятся в том, что

вступающие в брак люди воспроизводят структурный тип семейной системы родителей — семьи повторяют сами себя  могут по­служить образцом для семейного функционирования следующих по­колений

В. Н. Дружинин рассматривает несколько гипотез подражания. Первая гипотеза: супруги воспроизводят в своей семье те способы вос­питания, которые осуществляли их родители по отношению к их бра­тьям и сестрам, а не к ним самим. Согласно этой гипотезе, наиболь­шие сложности должны испытывать взрослые, которые были един­ственными детьми в семье. «Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью» .Вторая гипотеза: дети относятся к дру­гим так же, как родители относились к ним .

С точки зрения И. В. Дубровиной, только семья - родите­ли и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формируют у детей образцы, эталоны муж­чины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможно­сти видеть особенности поведения и отношений друг к другу и дру­гим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семей­ных отношениях. Однако И. В. Дубровина и М. И. Лисина  не придают фатального значения общению ребенка с его кровными род­ственниками. Наиболее важным они считают характер контактов, складывающихся у ребенка со взрослыми, которые о нем заботятся.

Взгляды различных исследователей на роль факторов мезоуров-ня в формировании родительства примиряет позиция И. С. Кона: «Преемственность поколений всегда селективна (избирательна): одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим

поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. Преемственность не совсем оди­накова в разных сферах деятельности. В сфере потребительских ори­ентации... и некоторых других установок расхождения между стар­шими и младшими, как правило, больше, чем в том, что касается глав­ных социальных ценностей...».

Как уже было сказано выше, общество и родительская семья лишь задают образец, дают определенную модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, инди­видуальных особенностей. Иными словами, микроуровень фактор­ного детерминирования родительства — это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окон­чательные черты. На микроуровне происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары — мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ре­бенку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и ее реализацию оказывают влияние конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жиз­ни семьи и д  Главные задачи семьи в воспитании ребенка это –  формирование личности, социализация личности.

Влияние родителей на детей , через подражание.

 Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах.

.

         Большое значение в становлении самооценки подростка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 

        Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

 

         При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

         При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".

         При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

 

      Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля  воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

        - родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

         - власть используется лишь в меру необходимости;

         - в ребенке цениться как послушание, так и независимость;

         - родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

         - он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

 

        Больше всего ребёнку хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, ребёнок остро нуждается в жизненном опыте и помощи старших. Семья остается тем местом, где ребёнок чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

        Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

 

     Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребёнка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для него привычкой и внутренней потребностью.

 

       Идентификация: ребёнок подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

 

      Понимание: зная внутренний мир ребёнка  и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

 

      Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

 

  Работая в школе уже 15 лет.В последнее время  всё чаще сталкиваюсь с проблемой ,когда дети не здороваются с учителями,одноклассниками и их родителями. Беседуя с родителями по данной проблеме я всё чаще слышу фразы:

     - « Мой ребёнок здоровается только с тем,с кем считает нужным»

-           «Если ребёнок с этим родителем (учителем) не знаком-зачем здороваться

-           «Семья или члены данной семьи не заслуживают,чтобы им говорили-здравствуйте».

-           Думаю ,что эта проблема не отдельной семьи,а всего общества. Каждый старается перетянуть ,,одеяло на себя ,, многие семьи  не устроены , озлоблены -,что у кто-то лучше ,богаче , кто-то умнее.

      Дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

 

        Для того чтобы ребёнок имел возможность избавиться от каких-то недостатков, необходимо создать для этого условия, т.е. не назидательность и давление, а благоприятные условия. Дети очень чувствительны к доброте и искренности, они чутко улавливают фальшь. Взаимодействие с детьми в процессе социализации или образования должно основываться на принципах нравственного воспитания.

     Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта.

 

        В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и поведение родителей и даже чувства родителей к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

 

     Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

 

     Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

          Формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственное отношение к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

 

Однако практика показывает, что семейное воспитание не всегда бывает «качественным». Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

 

 

 

 

 


 

По теме : Теоретические основы формирования родительства

По теме : Теоретические основы формирования родительства

Говоря о репродуктивном поведении человека,

Говоря о репродуктивном поведении человека,

Группа внешних факторов обус­ловлена совокупностью внешних влияний, которые также можно подразделить на несколько уровней

Группа внешних факторов обус­ловлена совокупностью внешних влияний, которые также можно подразделить на несколько уровней

Подытоживая опыт разных исследователей,

Подытоживая опыт разных исследователей,

Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты

Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины

Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом

Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022