Осуществление анализа и синтеза обратных и прямых слогов на
занятиях по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения с применением АМО
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и синтезу, сравнению и обобщению языкового материала, т. е. в достаточном уровне развития аналитико – синтетической деятельности, что определяет готовность ребёнка к обучению грамоте.
доклад.docx
«Осуществление анализа и синтеза обратных и прямых слогов на
занятиях по подготовке к овладению элементарными навыками
письма и чтения с применением АМО»
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не
столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в
умственном плане, к анализу и синтезу, сравнению и обобщению языкового
материала, т. е. в достаточном уровне развития аналитико – синтетической
деятельности, что определяет готовность ребёнка к обучению грамоте.
Первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой
– формирование фонематического восприятия, вторая ступень – звуковой
анализ и синтез.
Звуковой анализ в отличии от фонематического восприятия (при
нормальном речевом развитии) требует специального обучения.
Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в
объект познания. И хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но
разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. И очень важно,
чтобы помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание
отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов
при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым
анализом понимается:
определение порядка слогов в слове;
установление различной роли звука;
выделение основных качественных характеристик звука»
Итак:
фонематическое восприятие не требует длительного специального обучения,
а звуковой анализ требует;
фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к
овладению грамотой (формируется в период от года до 4х лет), звуковой
анализ – вторая (после 4х);
фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок
звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность
различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Определение понятия «звуковой синтез» в специальной литературе не
встречается. Психология рассматривает анализ и синтез как
противопоставленные, но взаимосвязанные мыслительные операции.
Поскольку анализ представляет собой мысленное разложение целого на части
или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое
целое. По аналогии можно предположить, что «звуковой синтез» это
процесс объединения звуков в слог или слово. Необходимо отметить, что
полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры
слов. Поэтому правильно организованная работа по формированию навыка
звукового анализа и синтеза это залог усвоения ребёнком грамотной
письменной речи, а в дальнейшем успешное его обучение в школе и
социализация в современном обществе.
Овладение навыками звукового анализа и синтеза имеет первостепенное
значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её
грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной
слоговой структуры. Поэтому важно начинать обучение звуковому
анализу на основе одновременного изучения звука и его графического
изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая
взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового
анализа и синтеза, дети овладевают чтением слогов и слов.
Слияние звуков материализованных с помощью фишек – есть
моделирования чтения, а выкладывание фишек – аналог письма, только то и
другое проходит в игровой, занимательной форме.
Материал для занятий подбирается так, чтобы не было неправильно
произносимых звуков, а изучаемый звук встречался чаще.
Этапы формирования звукового анализа и синтеза.
В данной работе можно условно выделить три этапа:
Первый этап посвящается изучению гласных звуков.
Одновременно происходит знакомство и с графическим
изображением звуков.
На логопедических занятиях дети учатся анализировать обратные и прямые
слоги. Применение активных методов обучения на занятиях по подготовке к
овладению элементарными навыками письма и чтения предполагает
включение в ход деятельности разнообразные игры и упражнения:
На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух,
а затем из трёх гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в
словах.
В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее
артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других
звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие
или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. 1. «Подружи звуки» Один ребенок гласный звук, другой согласный, дети
«дружат», берут друг друга за руки и называют слог, который
получился.
2.
«Поймай слог». Детям предлагает при произнесении слова
приложить к нижней челюсти под подбородком ладонь.
Проговаривание гласных звуков (а именно они образуют очередной
слог) сопровождается более сильным открыванием рта, значит
ребенок сможет легко «поймать слог», то есть почувствовать его.
Задание — произнести слово и определить, сколько в нем слогов.
Также игра может проводится с мячом. Педагог кидает мяч ребенку
и называет звуки, ребенок прочитывает их и кидает обратно слог.
3. «Покажи флажок». Для того, чтобы закрепить у ребенка понятие о
гласных и согласных звуков педагог повторяет «теорию» (гласный
звук произносится голосом, его можно тянуть и петь). Затем
произносит по отдельности звуки, попросив ребенка показаться
синий флажок (гласный звук) или красный (согласный).
4. «Найди гласный звук». Детям предлагаются различные по типу
слоги (начиная с открытого). Задача — назвать гласный звук в слоге,
показать карточку с буквой, обозначающую звук, написать букву и
т. д.
5. «Соедини слоги». Из нескольких карточек с разными слогами, детям
предлагается собрать слова. Кто больше собрал — тот победитель.
6. «Считаем слоги». Карточки со словами, состоящими из разного
количества слогов, необходимо разложить по группам. В первой
группе — односложные, в другой — двусложные и т. д.
7. «Кто больше? Педагог называет гласный звук и показывает карточку
со схемой слога, дети должны придумать, как можно больше слогов
с данным звуком и т.д.
8.
9.
«Называю звук – поднимаете фишку» красную, если звук гласный,
синию – если согласный.
«Братцы гласные дружат с
согласными звуками» «оп», «ак», «ус», «им», «ыв». Назвать
второй звук после гласного.
10. «Покажи фишку» (красную, синию) – выделение гласных, согласных
из потока звуков.
10. «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой – согласный –ааак; ка
аа.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают
рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием.
Составление схем слов из цветовых символов (пуговиц или кружочков)
чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. Важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах,
словах. Дети выполняют творческие задания — задают вопросы
персонажам — гостям на занятиях, друг другу и логопеду.
Специально допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы
вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая
помочь исправить ошибку, найти правильный ответ. На занятиях по звуковому
анализу и синтезу мы используем такие игры, как: «Звуковой кубик»,
«Цепочка слов», «Составь и прочитай слово», «Кто в домике живёт?»,
«Определи первый звук в слове», «Волшебный коврик» и другие. Дети играют
в них с большим удовольствием.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются
друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки
быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной,
а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное
занятие. Использование игр в системе логопедической работы позволяет
снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность
ребёнка.
Такая работа эффективна — уже после проведения нескольких этапов
работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза заметны
улучшения в развитии речи детей. Процесс автоматизации и дифференциации
звуков протекает быстрее; формирование правильной слоговой структуры
слова значительно ускоряется. Дети могут с лёгкостью определить место
заданного звука в слове, придумать слова на заданный звук, выделить
начальный и конечный звук в слове, повторить слоговой ряд, ряд слов; найти
рифмующееся слово, различать короткие и длинные слова, с удовольствием
отстукивают или отхлопывают слово по слогам, отсчитывают количество
звуков, слогов в слове.
Следовательно, после проведённой работы по данной проблеме заметны
улучшения в развитии навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего
дошкольного возраста
Литература:
Волкова Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. интов по спец.
«Дефектология”– М.: Просвещение, 1989. — 528 с.
Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы
и дидактические материалы. СПб.: КАРО, 2006. — 128 с.: ил. (Серия
«Популярная логопедия»). Лопухина И. С. Логопедия, М.,1995. Ткаченко Т. А. Формирование навыка
звукового анализа и синтезаМ.: Издательство «Гном и Д», 2005.48с.
(Практическая логопедия)
Сообщение
Сообщение
Сообщение
Сообщение
Сообщение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.