Открытый урок по СБО «Спроси громом — ответят ливнем».
Культура поведения.
У её должно быть сердце доброго
и порядочного человека.
Сильное сердце, которое не
колеблется и никогда не предаст.
Шон Уильямс
Ход мероприятия
1.Орг. момент. Психологический настрой.
Отгадайте загадку, что это за зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик? - «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». И.Гете
2. Введение в тему урока.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ - общение.
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Замарашка Кирилл
Месяц в баню не ходил
Столько грязи,
Столько ссадин!
Мы на шее лук посадим.
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет, –
Будет целый огород! – внешний вид.
Учитель (показывает наглядно отгадки детям): сегодня мы будем говорить не просто о поведении, а о культуре поведения, которая включает в себя следующие разделы. Что значит быть культурными? (Это значит соблюдать правила культурного поведения. Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить. Значит - вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.)
- Ребята, правила культурного поведения еще называют этикетом.
|
Слайд:
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Культура общения культура речи культура внешнего вида
Урок у нас с вами будет необычным, в форме игры «Крестики-нолики».
3. – «Крестики-нолики». Дети делятся на 2 команды, выбирают по очереди задания для команды.
Шпион |
Шерлок Холмс |
Философы |
Хитрый глаз |
Удивляй-ка |
Семь бед – один ответ |
Снежный ком |
Видимо-невидимо |
На вкус и цвет |
Философы. Разыгрывание реальных ситуаций
- Сейчас предлагаю вам поочередно взять у меня на столе карточку, на которой будет написано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?
Задания на карточках
1) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
- Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздала, разрешите, пожалуйста, войти».
2) Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.
- Нужно встать обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)».
3) Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
- Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я Вам помогу» (роль бабушки выполняет одна из девочек).
4) За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
- Нужно подойти к девочкам и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
5) Вы чихнули. Ваши действия.
- Нужно сказать: «Извините, пожалуйста».
Хитрый
глаз. - Школа является общественным местом?
- Какие правила поведения школьника вы знаете?
Снежный ком. Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.
Во внешнем виде сказывается культура человека. «Я на внешность обращал первейшее внимание, — писал А. С. Макаренко. — Внешность имеет большое значение в жизни человека. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками».
Шерлок Холмс.
Очень в школу я спешил,
Поздороваться забыл:
С другом лучшим и с соседом,
С Марь Ивановной в беседе.
Обидные последствия,
Коль не сказал... (приветствия)
Когда собрался уходить,
Ты должен, вежлив быть.
Слова «пока» и «до свидания» —
То слова... (прощания)
Если буду я не прав,
То сразу, без сомнения,
Я попрошу прощения
Словами... (извинения)
Не на меру, не на вес,
А при всяком есть?
Ответ: Речь
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —...
Ответ: Диалог
Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть
красиво?
2. Что такое "личная гигиена*1? Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком? 3.Чистке ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?
4.Когда их следует мыть?
5 Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах? б.Что значит «принимать душ"? Когда это следует делать?
7.Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить.
Удивляй-ка. В древности называли одежду – одёжа, предки считали, что одежда - это оберег.
- От чего может оберегать одежда? (От непогоды, от сглаза, от воздействия внешних факторов: царапин, ожогов и др.).
В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.
Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами,
сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины
носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.
Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимой культурой, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.
Англичане, немцы, французы называют даже пожилых людей только по имени или фамилии, добавляя специальное слово:
· мистер Смит
· сэр Томас
· месье Ширак
· мадам Ширак
· мадмуазель Жизель
Такие специальные слова были когда-то в России:
· господин Анненков
· сударь Анненков
· госпожа Анненкова
· сударыня Анненкова
· барышня (обращение к девушке или девочке).
Видимо-невидимо. Где. В каких местах мы сталкиваемся с понятием культура поведения? – ответы детей.
Шпион.
Семь бед – один ответ. Правила поведения в школе:
Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок.
Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку.
Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам.
Во время урока внимательно слушать учителя.
На переменах нельзя бегать, кричать.
Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.
На вкус и цвет.
Мимика и жесты во время разговора
· руки старайся сохранять в покое, не тереби постоянно галстук, пуговицы, рукав собеседника
· не «играй» своим кольцом, ожерельем, замочком сумочки
· не накручивай на палец прядь волос
· не поворачивайся спиной к собеседнику, а также к кому-то другому, стоящему поблизости
· не почесывайся и не ерошь волосы на затылке, стараясь сосредоточиться
· не «стреляй» суставами на пальцах и не щелкай ими
· не размахивай руками
· не похлопывай собеседника по плечу
· не исследуй потолок и не смотри мечтательно в окно
· не блуждай взглядом по лицам окружающих
· не гримасничай, не криви рот, не морщи лоб и нос
· при разговоре с малознакомым человеком не дотрагивайся до него, не касайся его плеча или руки с целью привлечь внимание
· даже в гневе не грози кулаком и не стучи им по столу
· не бей себя кулаком в грудь для пущей убедительности
· не держи руки в кармане при разговоре со старшими
Выбери и отметь галочкой то, что нельзя делать во время разговора
____ теребить галстук, пуговицы, рукав собеседника
____ держать руки в карманах при разговоре с друзьями
____ «играть» своим кольцом, ожерельем, замочком сумочки
____ смотреть на собеседника
____ накручивать на палец прядь волос
____ поворачиваться спиной к собеседнику
____ почесываться, ерошить волосы на затылке
____ улыбаться
____ «стрелять» суставами на пальцах
____ размахивать руками
____ похлопывать собеседника по плечу
____ держать спину прямо
____ исследовать потолок и смотреть мечтательно в окно
____ чихать, закрыв нос и рот носовым платком или рукой
____ блуждать взглядом по лицам окружающих
____ гримасничать, кривить рот, морщить лоб и нос
____ дотрагиваться до малознакомого человека
____ смеяться
____ грозить кулаком и стучать им по столу
____ бить себя кулаком в грудь
____ держать руки в кармане при разговоре со старшими.
4.Рефлексия. - Что вы запомнили важного и интересного для себя?
5.Итог урока. - Наше путешествие закончилось. Давайте выполним ритуал прощания, улыбнитесь друг другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.