Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду дошкольного образовательного учреждения комбинированного или компенсирующего вида возможно при соблюдении определенных условий: организации безбарьерной среды, повышении квалификации педагогов ДОУ, организации психолого-педагогического сопровождения.
роль пмпк.docx
Роль психологомедикопедагогической комиссии
(ПМПК) и психологомедикопедагогического
консилиума (ПМПк) в определении индивидуального
образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
Роль психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК) и психолого
медикопедагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального
образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду
дошкольного образовательного учреждения комбинированного или
компенсирующего вида возможно при соблюдении определенных условий:
организации безбарьерной среды, повышении квалификации педагогов ДОУ,
организации психологопедагогического сопровождения. Решение о
направлении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение
принимается родителями на основании заключения психологомедико
педагогической комиссии (ПМПК). В данном документе должны быть
представлены образовательный маршрут ребенка, перечень и описание
условий, необходимых для разработки и реализации индивидуальной
образовательной программы.
Деятельность окружной ПМПК организуется в соответствии с Положением
о психологомедикопедагогической комиссии, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ № 95 от 24.03.2009 г. и Законом об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве
№ 16 от 28.04.2010 г.
В соответствии с Положением комиссия создается в целях выявления детей
с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,
проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по
оказанию детям психологомедикопедагогической помощи и организации их
обучения и воспитания.
Основные направления деятельности комиссии:
«… а) проведение комплексного психологомедикопедагогического
обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного
выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или)
отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям
психологомедикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных
комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям)
детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального
обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам
воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с
ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в
поведении…».
Основные задачи деятельности ПМПК в условиях становления инклюзивной
практики:
• оценка особенностей и уровня развития ребенка;
• оценка возможности включения ребенка в образовательное учреждение,
реализующее инклюзивную практику;
• определение индивидуального образовательного маршрута;
• определение условий включения (наличие специалистов сопровождения,
специального оборудования, безбарьерная среда и др.);
• выбор образовательного учреждения (или его структурного подразделения);
• определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка в той
или иной части образовательного маршрута в ДОУ (в одном из его
структурных подразделений).
Таким образом, ПМПК по результатам обследования ребенка и
взаимодействия с его родителями определяет следующие условия:
1. Вид ДОУ, структурное подразделение ДОУ (служба ранней помощи
(СРП); лекотека и/или группа кратковременного пребывания «Особый
ребенок» (с возможностью включения детей с ОВЗ в группу нормально
развивающихся детей); группа комбинированной направленности
(инклюзивная));
2. Условия пребывания ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ: объем
включения (частичное или полное включение; определение потребности в
специалисте сопровождения (тьюторе); рекомендации по составлению
индивидуальной образовательной программы, включающие направления
психокоррекционной работы, реализуемые специалистами (учительлогопед,
педагогпсихолог, учительдефектолог, специальный педагог, специалист ЛФК, врач, и т. д.); рекомендуемый режим занятий и консультаций;
потребность в дополнительной помощи специалистов вне ДОУ; необходимое
для ребенка дополнительное специальное оборудование, дидактическое
наполнение, средовые изменения; срок повторного обращения в ПМПК.
Психологомедикопедагогический консилиум дошкольного
образовательного учреждения (ПМПк ДОУ) как форма взаимодействия
специалистов учреждения, объединяющихся для психологомедико
педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, действует на основании
Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого
медикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
от 27.03.2000 г. № 127/9016. В инклюзивном дошкольном образовательном
учреждении ПМПк – это объединение специалистов ДОУ, реализующее ту
или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающее конкретные
тактики сопровождения включенного ребенка.
Содержание деятельности консилиума ДОУ:
• обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации
того или иного ребенка с ОВЗ;
• обсуждение сложившейся образовательной ситуации;
• разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных
тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении
его в данное образовательное учреждение.
Таким образом, стратегия включения ребенка в некоторой степени зависит
от специалистов ПМПк, определяющих необходимые условия для его
успешного включения в среду обычных сверстников.
Задачами психологомедикопедагогического консилиума (ПМПк)
инклюзивного ДОУ являются разработка тактических задач сопровождения,
конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста
или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик,
технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и
всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников.
Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, инклюзивная
практика актуализирует еще одну задачу – сопровождение всех детей группы,
в которую включен ребенок с ОВЗ.
Сообщение
Сообщение
Сообщение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.