Тема: Базовые принципы медиации
Цель: выделить базовые принципы медиации
План:
1. Определить понятие «Медиация»
2. Выделить базовые принципы медиации
Медиация — это особая форма посредничества, в которой роль медиатора как беспристрастной третьей стороны заключается в содействии сторонам, добровольно участвующим в процедуре медиации, при выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения. Это решение должно служить взаимному удовлетворению спорящих сторон.
Базовые принципы медиации.
Все действия в работе медиативной системы решения конфликтных ситуаций и споров основаны на принципе добровольности. Любые решения в ходе разбора конфликтной ситуации принимаются только с добровольного взаимного согласия сторон участников. Никто из участвующих (ни медиатор, ни другие участники медиации) не имеют права навязывать друг другу или сторонам каких-либо решений, либо оказывать моральное или психологическое давление.
Принцип принятия заключается в том, что медиатор принимает участников спора такими, какие они есть. Он уважает право сторон иметь собственное мнение; но и не навязывает им собственные суждения о том, как следует поступить в той или иной ситуации, даже если его решение представляется единственно верным; и не решает, кто из участников прав и в чем, а кто виноват. Кроме того, медиатор не дает участникам медиации советов, так как принцип принятия подразумевает, что стороны лучше понимают собственную ситуацию, зная ее изначально и изнутри, а также зная многочисленные нюансы, повлиявшие на исход событий, которых медиатор знать не может в связи с тем, что стороны могли не рассказать о них, посчитав незначительными, а также участники сами лучше понимают свои потребности и способны принять подходящее для себя решение на основе принципа самоопределения.
Сама процедура и все, что происходит в рамках нее, должно оставаться абсолютно конфиденциальным (так же, как и сам факт обращения к процедуре медиации по договоренности между сторонами может быть сохранен в тайне). Медиатор обязан следовать принципу конфиденциальности. Это же касается и всех сторон, если они заранее не договорятся об обратном. Кроме того, все, что стороны говорят медиатору на индивидуальных встречах, также должно остаться конфиденциальным, за исключением тех сведений, которые они сами попросят передать другой стороне или предать гласности. Если медиатор посчитает, что информация (полностью или частично), ставшая ему известной в ходе раздельной встречи с одной из сторон, может принести пользу во время совместных встреч или передана другой стороне, то он обязан получить на это разрешение от поделившейся с ним данной информацией стороны.
Крайне важным и необходимым условием успешной медиации является принцип беспристрастности и нейтральности. Медиатор не должен иметь своих интересов в текущем споре, не имеет права преследовать какие бы то ни было личные цели, состоять в каких-либо отношениях с участниками вне процедуры, иметь историю отношений с ними, кроме как с профессиональной точки зрения, не должен быть содержательно заинтересован в самом конфликте или в его исходе, говоря иными словами, медиатор не должен иметь своих личных, тем более корыстных интересов в данном споре.
Если медиатор испытывает сомнения в возможности сохранить нейтралитет при урегулировании данного конфликта, то он обязан немедленно сообщить об этом сторонам для того, чтобы оставить на их усмотрение решение вопроса о том, может ли он дальше продолжать вести процедуру по разрешению их спора или должен заявить о самоотводе. Медиатор всегда старается внимательно выслушать и поддерживать каждого из оппонентов, не ставя в преимущественное положение ни одну из сторон конфликта, не зависимо от собственного мнения по вопросу. Беспристрастность — это ровное, одинаковое отношение ко всем участникам процесса, равные сопереживание и чуткость по отношению к сторонам спора, стремление быть в одинаковой степени хорошим помощником для всех участников процедуры, не отдавая никому предпочтения.
Это очень трудная задача, медиатору надо уметь быть полностью беспристрастным, ему требуется умение абстрагироваться от личного опыта и осознанный отказ на время проведения процедуры (сессии) от собственных пристрастий, суждений и оценок, убеждений и предубеждений. Одновременно с этим ему необходимо постоянно отслеживать, насколько сами стороны воспринимают поведение медиатора как беспристрастное и непредвзятое.
Поскольку стороны — участники конфликта являются и собственниками этого конфликта, при проведении процедуры медиации необходимо всегда помнить и учитывать этот факт, потому что процедура медиации направлена на активное участие сторон в поиске решений и выработке договоренностей, в равной степени отражающих интересы и потребности всех сторон, вовлеченных в конфликт. Для достижения этой цели стороны должны иметь возможность в одинаковой мере участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения, иметь равное пространство и возможности для реализации собственных интересов. Поэтому принцип равноправия сторон участников является одним из краеугольных.
Прежде, чем приступить непосредственно к самой процедуре медиации, медиатор на предварительной встрече должен подробно рассказать и объяснить сторонам-участникам конфликта о том, что такое медиация, что она из себя представляет, ее основополагающие принципы, отличия от судебной системы, как именно, в каком формате будут проходить встречи, что имеют право делать участники процедуры, а что запрещено. Подробно объяснять в ходе проведения самой процедуры все возникающие вопросы относительно ее проведения, давать детальные пояснения, вплоть до разъяснения целей и задач тех или иных действий, вмешательств, обозначения перехода от одной фазы к другой, если необходимо, делать подведения промежуточных итогов. В этом заключается еще один принцип медиации — прозрачность. Прозрачность означает, что медиатор заботится о том, чтобы участники процедуры ясно представляли себе принципы медиации, роль как медиатора, так и свою собственную в процессе урегулирования спора. И именно прозрачность процедуры, всех действий и поступков у всех ее участников (включая и медиатора) во время ее проведения позволяет сторонам в полной мере оставаться собственниками своего конфликта и выработать свои собственные, никем не навязанные решения.
Таким образом, медиацией является особая форма посредничества, в которой роль медиатора как беспристрастной третьей стороны заключается в содействии сторонам, добровольно участвующим в процедуре медиации, при выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения.
Можно выделить следующие базовые принципы медиации: принцип добровольности; принятия; самоопределения; конфиденциальности; беспристрастности и нейтральности; равноправия; прозрачности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.