МОУ «Бендерский детский сад №25»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ТЕМА:
«Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр и игровых упражнений»
Воспитателя Горбенко Т.С.
I кв. категория
2022 год
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Вопрос развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненным. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. У детей с ЗПР выявляется также отставание в развитии общей моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр и игровых упражнений способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Работа по формированию и развитию мелко-моторных навыков велась мною по 3 направлениям:
· Работа с детьми
· Работа с родителями
· Работа с педагогами
Целью моей педагогической работы является повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных дидактических игр и упражнений.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
· Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, интернет ресурсов.
· Разработать перспективный план работы с детьми.
· Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
· Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ЗПР посредством дидактических игр и игровых упражнений.
Предполагаемый результат:
· Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
· Усовершенствование предметно – развивающей среды;
· Повышение грамотности родителей по данной теме.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы.
· Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
· Принципы последовательности и систематичности.
Считаю, что важным фактором для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития является последовательность и систематичность.
Усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
· Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
· Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей с задержкой психического развития, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных опыта.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- консультативная работа с родителями;
- связь со всеми специалистами детского сада;
При проведении игр и упражнений для развития мелкой
моторики соблюдала следующие правила:
• если у ребёнка нет настроения, я могла отложить занятие до более подходящего
времени;
• играя с ребёнком, старалась выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь
то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально
окрашено;
• запасалась терпением и не ждала мгновенной реакции;
• работу проводила регулярно, систематически;
• соблюдала временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 4-5
лет – 15 мин, 5-7 – 25 мин;
• учитывала индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• стихи произносила то повышая, то понижая голос, делала паузы, выделяла те
или иные слова, движения выполняла синхронно со стихами.
Для того чтобы определить план работы, необходимо было провести диагностику. Диагностику проводила в начале и в конце учебного года. Мной были разработаны критерии оценки развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития.
Это такие критерии:
· «Пальчики здороваются» — попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
· «Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1—2, 1---3, 1—4, 1—5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
· Берёт бусинку большим и указательным пальцами
· Вытаскивает бусинку из прозрачной банки
· «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
· Обводит клубочки и другие рисунки по точкам
· Перерисовывает изображение домика
· Рисует вертикальную (горизонтальную) линию (ошибка до 30 град.)
· Штриховка фигурок в различном направлении
· Рисует человечка (6 элементов)
· Зашнуровывает (завязывает) свои ботинки
· Отделяет мелкие пуговицы от более крупных, а потом нанизывает их на шнурок.
· Застёгивает и расстегивает пуговицы
· Строит башню из 6-х кубиков
· Владение ножницами
Проанализировав данные диагностики, я разработала перспективный и календарный план развития мелкой моторики детей посредством дидактических игр и упражнений, создала предметно-развивающую среду по развитию мелкой моторики. На протяжении всего периода очень важным моментом работы являлось то, что практически вся работа по развитию мелкой моторики проводилась с небольшими подгруппами детей или индивидуально. И это не случайно, в группе находятся особенные дети – дети с задержкой психического и речевого развития, требующие индивидуального подхода, индивидуальной работы.
Создание предметно – развивающей среды.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Дидактический уголок является частью центра развивающих игр. В нем много разнообразных игр и развивающих пособий. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдала за их действиями, при необходимости оказывала помощь. Проведение игр – занятий способствовало развитию мелкой моторики рук, совершенствовало координацию движений, формировало сенсомоторные способности детей.
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми.
В течение учебного года совместно с родителями совершенствовалась предметно- развивающая среда группы.
Для развития мелкой моторики детей использовала следующие игры:
Название игры |
Цель: |
«Мозаика»
|
Развитие мелкой моторики рук, развитие усидчивости и терпения, воображения. |
«Сухой бассейн для рук» |
Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. |
«Волшебный мешочек (узнай наощупь, что в мешочке)» |
Развитие тактильного восприятия. |
«Лего» |
Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение. |
«Пазлы» |
Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение. |
«Кубики» |
Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение. |
«Шнуровка» |
Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; пространственное ориентирование, развитие усидчивости и терпения. |
«Прищепки» |
Учить детей пользоваться прищепками. Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. |
«Собери узор из крышечек» |
Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение. |
Природный материал (шишки, ракушки, желуди, каштаны, крупа). |
Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. |
Пластилин |
Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. |
Кинетический песок |
Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. |
Игры с счетными палочками, скрепками.
Все действия с небольшими предметами развивают мелкую моторику, ловкость, силу, усидчивость, являются естественным массажем для пальцев и кистей рук ребёнка.
Дети учатся конструировать по образцу, манипулируя мелкими деталями. Для игры я вырезала несколько фигурок из цветного картона. На эти фигурки дети прикрепляли прищепки разных цветов. В процессе игры можно закреплять знания о цвете и стихотворения о данных объектах
Игры с бусами
При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого, ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что, благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка
Штриховка и раскрашивание раскрасок. Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, формируются элементарные графические умения, развивается мелкая моторика. В совместной деятельности я использовала различные техники рисования: рисование мелками, штриховки и раскрашивание раскрасок. Особое внимание уделяла раскрашиванию рисунков. Для этого использовала альбомы для раскрашивания или заготовки. Для рисования я предлагала детям различную тематику, что позволило сохранить интерес к занятиям, соответственно, занятия каждый раз получались очень увлекательными и продуктивными.
Аппликация. Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекала детей, способствовала развитию воображения, конструктивного мышления. Много времени мы уделяли с детьми такой технике, как обрывная аппликация. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Лепка (жгутиками). Пластилинография. Лепка имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует моторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Конструирование: работа с конструктором ЛЕГО. Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивалась мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Еще одним из интересных занятий является собирание пазл.
Пальчиковые шаги. Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я сначала сама выполняю упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использовала пособия "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Самомассаж. Массаж с использованием шариков су–джок.
Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция. При обучении детей самомассажу использовала массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После каждого упражнения делала расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Эту работу проводила перед выполнением различных заданий в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить пальчики к работе.
Игры с грецкими орехами. Грецкие орехи я использовала для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использовала для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.В своей работе пальчиковые игры я использую каждый день, включая их в режимные моменты и как часть занятия.
Сортировка, переборка круп (горох, кукуруза, фасоль, гречка), выкладывание из круп различных изображений (сухой бассейн);
«Волшебные палочки». В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выкладывают из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения использовала на индивидуальных занятиях по математике, конструированию, а также в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.
Игры с молниями и застёжками. Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.
Наматывание ниток на палочку, клубок (игры-моталочки);
Игры с резинками, «геометрик», с бельевыми прищепками;
Ловля рыбок ситом, ложкой, удочкой.
Игры с пуговицами, пробками от бутылок («Собери бусы», «Выложи рисунок по образцу»).
Игровое пособие «Волшебные Гонзики» формирует у ребенка мотивацию и стойкий интерес к занятиям, повышает работоспособность, развивает высшие психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), развивает зрительно-моторную координацию;
Игры с предметами и упражнения для развития мелкой моторики рук использовала как часть занятия, в течение дня в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей. В ходе игр дети с ЗПР овладевали практическими навыками – учились завязывать ленты, шнуровать, застёгивать пуговицы, заплетать косички и т.д., что пригодится им в дальнейшей жизни.
Содержание работы по данной теме отражает интеграцию всех образовательных областей:
1. Область «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физминутки, физические упражнения, элементы самомассажа;
2. Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, различные игры с предметами;
3. Область «Социально-нравственное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4. Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность и т.д.;
5. Область «Речевое развитие» - общение детей во время игровой деятельности, стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т.д.
Значимым направлением по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития является тесное сотрудничество и взаимодействие с семьей.
Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендациям по воспитанию и развитию ребенка, неверие в успех работы с ним. У одних родителей нет желания, у других – возможности заниматься с детьми. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком и имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. На основе проведенного мною анкетирования родителей было выявлено, что 40% родителей не знают, что такое мелкая моторика, а 50% частично предполагают, что это такое и для чего необходимо ее развивать.
Прежде всего, необходимо было создать атмосферу доверия и взаимопонимания в общении с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития.
Работа с родителями велась мной с учетом таких принципов:
ü соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с родителями.
ü учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
ü сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
ü взаимосвязь разных форм работы с родителями;
ü одновременное влияние на родителей и детей;
ü обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Поэтому мной проводились мероприятия, позволяющие сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, которые включали в себя как традиционные, так и не традиционные формы работы:
ü традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы);
ü нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссия, выставки рисунков).
Данная работа реализовывалась с помощью практических, словесных и наглядных методов.
Вся работа по теме проводилась в тесном содружестве со всеми специалистами детского сада. Я делилась опытом работы по данной теме. Это были консультации на тему: «Использование игрового пособия «Волшебные Гонзики» в коррекционной работе с детьми с ЗПР», «Современная технология Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей дошкольного возраста», «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики», «Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР». Также мной были разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ЗПР. Провела мастер-класс для педагогов «Игры и пособия для развития мелкой моторики у детей с ЗПР»
Результаты:
В процессе работы по данной теме я систематизировала знания в области развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр и игровых упражнений, показала родителям и педагогам значимость пальчиковых игр и упражнений для детей с ЗПР; в группе усовершенствована предметно-пространственная развивающая среда; сформирован благоприятный эмоциональный фон в детском коллективе.
В результате специально организованной и систематической работы у детей с ЗПР прослеживается повышение уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, исчезла скованность движений. Дети знают и выполняют пальчиковые гимнастики, с желанием делают самомассаж, очень часто в свободной деятельности самостоятельно играют в игры с предметами. Дети правильно держат карандаш, кисточку. Могут обвести по трафарету контур простого изображения. Правильно пользуются ножницами, могут обрывать бумагу на кусочки, сминать маленькие комочки. Умеют застёгивать пуговицы.
Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.
В группе пополнена и обновлена развивающая предметно-пространственная среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и упражнений для самомассажа, физминутки по лексическим темам, изготовлены игры с предметами, собран информационно-наглядный материал для родителей по данной теме.
Вывод:
Умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, а такое взаимодействие с игрой, дает детям с ЗПР определенный круг знаний, практических умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.