Сообщение из опыта работы Тема: «Элементы музотерапии на занятия изодеятельности, как средство развития креативности дошкольников»
Оценка 4.8

Сообщение из опыта работы Тема: «Элементы музотерапии на занятия изодеятельности, как средство развития креативности дошкольников»

Оценка 4.8
docx
музыка +1
12.05.2022
Сообщение  из опыта работы  Тема: «Элементы музотерапии на занятия изодеятельности, как средство развития креативности дошкольников»
музотерапия в изодеятельности
изо+музо.docx

Актуальность исследования

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),  мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений  о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Формирование творческой личности- одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Наиболее эффективное средство для этого-продуктивная деятельность ребенка в детском саду и школе. В процессе рисования, лепки, аппликации развиваются познавательные процессы, специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, совершенствуется наблюдательность. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Но, по мнению современных педагогов, психологов, решение вопросов эстетического воспитания только на занятиях по продуктивной деятельности не принесет желаемых результатов. Детей необходимо учить видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии, и в результате передавать увиденное  и услышанное посредством изображения. Это возможно при интеграции искусств.

Проблемами синтеза искусств, взаимодействия видов художественной деятельности занимались такие педагоги и  психологи,   как Е.А. Фрелина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева, В.Б. Косминская, Н.Б. Хализова, И.Н Клюева и д.р.

Л.С.Выготский, рассматривая психологический аспект искусства, выделил проблему взаимосвязи искусства с развитием восприятия, чувства, воображения. Связь между видами искусства выражается в их взаимообогащении.

Так,  И.Н. Клюева в своем исследовании, посвященному предметно-пространственной деятельности дошкольников на занятиях продуктивной деятельности, рассматривает их взаимодействие, как  оптимальный путь развития сенсорных и творческих  способностей, формирование эстетического отношения к окружающему миру. Художественное развитие рассматривается автором как многосоставная структура, включающая детскую продуктивную деятельность, синтез разных искусств. На каждом возрастном этапе ею обозначено приоритетное направление, которое включает взаимодействие средств изобразительного искусства детей. Это расширение представлений об окружающем мире, его красок, эстетических качеств предметов;  освоение многообразия форм в окружающей природе, видение прекрасного в произведения искусства (музыке, картине, танце и т.д.); проявление творчества, развитие эстетического восприятия произведений искусства и реализация в творчестве своих впечатлений, участие в разных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной); через изображение, музыку, действие, развитие  у ребенка ощущения среды, пространства, посредством сочинительства в рисунке, в пластике, в словотворчестве, в сюжетных играх и т.д.  Проявление индивидуальности во всех видах художественной деятельности, освоение многообразия сюжетов, материалов, техник в изобразительном творчестве, оценке его результатов.

Воспитателю дошкольного образовательного учреждения необходимо изучать новые направления   использования музыки в различных видах деятельности дошкольников, в частности - изобразительной, знать, какие ее этапы можно сопровождать музыкой, а также какие музыкальные жанры подобрать к тому или иному виду.

        Цель исследования – теоретически обосновать и реализовать в опытно-практической работе условия использования музыки в продуктивной деятельности старших дошкольников.

        Объектом исследования является процесс организации и проведения занятий по продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

        Предмет исследования – условия использования музыкальных произведений  в продуктивной деятельности старших дошкольников.

        Задачи исследования:

1. Охарактеризовать продуктивную деятельность старших дошкольников.

2. Выявить условия и принципы использования музыки в процессе продуктивной деятельности.

3. Провести серию интегрированных занятий со старшими дошкольниками и проверить   эффективность использования музыкальных произведений.

        Используемые методы исследования: изучение литературных источников, обследование, наблюдение, опытно-практическая работа.

1.       Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Развитие продуктивных видов деятельности определяется наличием у ребенка умение добиваться конкретного результата,  как заданным условиям, так и при воплощении собственного замысла. Чем меньше ребенок, тем его больше привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако под влиянием целесообразных педагогических технологий постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения доступными выразительными средствами искусства.

По мнению Т.С. Комаровой изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

Е.А. Фрелина указывала: «Детское изобразительное творчество мы  понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества. В старшем дошкольном возрасте рисование отличается большей самостоятельностью и активностью со стороны детей. Активность заключается в стремлении самостоятельно выбирать материалы, техники для реализации своих замыслов. В этот период у детей уже имеется достаточный изобразительный и эмоционально- личностный опыт, для того чтобы осознано экспериментировать над созданием выразительного образа в рамках определенной темы.

Т.Г. Козакова утверждает, что предшествующие годы жизни ребенка являются тем фундаментом, на котором основан творческий потенциал старшего дошкольного возраста – детей 5-7 лет. Приобретенный ими опыт в изобразительной деятельности поднялся на новый качественный уровень.

Переход от среднего дошкольного возраста к старшему характеризуется целым рядом особенностей: ребенок наиболее сензитивен к творчеству как возможности самоутверждения, самовыражения своего «Я»; опыт продуктивной деятельности позволяет ему действовать все более активно, самостоятельно, инициативно; имея собственную личностную позицию, ребенок способен реализовать свои замыслы, находя для этого адекватные средства; создаваемый ими художественный образ, выполненный в разных материалах, отличается индивидуальностью, выразительностью и эмоциональностью.

С.В. Погодина указывает на то, что в старшем дошкольном возрасте дети более осознанно используют художественные эталоны для создания образа. Сами образы начинают приобретать динамику. Если в предыдущих группах динамика в рисунках могла появляться случайно, то теперь она сознательно включается в образ.

Что, как и почему изображает ребенок старшего дошкольного возраста, исследует Ю.А. Аксенова и делает вывод о том, что в рисунках детей инварианты мироустройства составляют образы Земли, Солнца, Дерева, Человека, Дома. Эти ключевые образы-символы означают представления ребенка о картине мироустройства: Солнце- как главный источник энергии, жизни на Земле; Дерево- как вертикальная ось, символ макрокосмоса и упорядоченной организации мироздания; Человек- как микрокосм; Дом- как символ его внутреннего мира и Центр- как объединяющее и системообразующее начало.

Ю.А. Аксенова выделяет возрастные межполовые различия в построении картины мироустройства. Так, мальчики больше ориентированы на космические картины, среди предметов их более всего интересует изображение транспортных средств, техники. Рисунки девочек более ориентированы на живую природу, символы красивого (цветы, радуга), дом, предметы интерьера. Картину мироздания в изображении у мальчиков отличает определенность формы, активность, динамика; у девочек- упорядоченность, детализация, статика. В изображении девочки используют стабильные и округлые формы, мальчики- острые, мобильные. Все дети предпочитают теплую гамму цветов, особенно желтый ка символ солнечной энергии. Однако в рисунках девочек наблюдается стремление к украшению, декоративности, у мальчиков более сдержана цветовая палитра (преобладание однотонных сочетаний).

Главный вывод исследователя- индивидуальные половозрастные особенности построения картины мироустройства являются одной из основ дальнейшей разработки личностно ориентированной модели образования и воспитания детей. С позиции данного исследования изменяется взгляд на изобразительную деятельность и творчество старших дошкольников, на то содержание, характер образов, которые они создают, на интересы, потребности и замыслы, реализуемые детьми в рисунках, лепке, аппликации.

По сравнению с младшими средним возрастом, у старших дошкольников происходят качественные изменения интересов, о чем свидетельствуют исследования Л.П. Блащук. Она считает, что в интересе к изобразительной деятельности можно выделить те же характерные особенности, которые присущи интересу вообще, а именно: предметную направленность, действенность, широту, глубину и устойчивость.

Предметная направленность интереса проявляется в увлеченности ребенка определенным видом изобразительной деятельности, тематикой, художественным материалом.

Действенность выражается в степени активности в процессе деятельности, когда на фоне эмоционально-положительного отношения к различным видам, проявляется инициатива, активность, самостоятельность в любимом деле.

Под широтой интереса автор понимает разнообразие интересующих ребенка видов изобразительной деятельности, содержания, материалов.

По глубине интерес может быть 1) поверхностный, направленный на внешнее удовлетворение в деятельности; 2) углубленный, характеризующийся творческим отношением в работе, стремление больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их выразительных средствах; 3) устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого ребенка (один больше интересуется рисованием карандашами, другой- красками, третий- пластикой форм в лепке и т.д.).

В.А. Инжестойкова определила показатели развитости у старших дошкольников чувства цвета и установила зависимость уровня сформированности  художественного образа от этой способности. Хотя дети старшего дошкольного возраста еще не имеют богатого, разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений, какой есть у взрослых, однако ребенок воспринимает цвет непосредственно искренне, увлеченно. Дети чутко относятся к цвету и сами создают цветовой образ, обнаруживая зачатки художественно-образного мышления. При использовании  ярких, открытых цветов , почти не совместимых друг с другом, цветовые образы природы, мира животных, человека оригинальны, эмоционально насыщены , индивидуальны, выглядят на рисунках вполне естественно и, главное, красиво.

Т.Г. Казакова определила следующие задачи развития детей 5-7 лет:

·         Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их; приобщать детей к восприятию произведений изобразительного искусства;

·         Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному окружению, народной культуре; развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество;

·         Формировать умения, связанные с созданием художественного образа при изображении предметов и явлений окружающего мира в различных видах изобразительной деятельности ;

·         Формировать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительно искусства, так и в процессе собственного творчества;

·         Развивать умения самостоятельно находить приемы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности для создания многофигурных композиций сюжетного и декоративного характера;

·         Уметь согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении коллективных работ, договариваться о содержании будущей композиции, об участии каждого в ее создании;

·         Использовать художественные возможности различных материалов (плотность гуаши, прозрачность акварели, нежность пастели, четкость линейного контура карандаша), при создании художественного образа;

·         Выражать свое отношение цветом, используя и другие средства выразительности- линии, пятна, формы;

·         Создавать графические, живописные, пластические, декоративно-силуэтные образы, используя различные техники;

·         Передавать сюжетные композиции в рисунке с элементами перспективы (ближе-дальше, рядом) с изображением явлений действительности, мира животных, образа человека, сказочных персонажей;

·         Создавать пластические образы в объеме, используя приемы лепки из целого куска глины, пластилина, налепы, рельефную обработку поверхности с помощью стеки;

·         Создавать декоративно-орнаментальные образы в аппликации способами симметричного силуэтного вырезывания, вырезывания из целого листа, способом обрывной аппликации;

·         Комбинировать различные способы изображения, интегрировать аппликацию с рисованием, лепку с декоративной росписью, использовать приемы народных мастеров при создании собственных образов(мотивы городецкой, хохломской, гжельской, жестовской, дымковской росписи и т.д.);

·         Уметь эстетически оценивать результаты собственного творчества и сверстников с позиции восприятия художественного образа, средств выразительности, специфических для рисунка, лепки, аппликации, индивидуальности, оригинального каждого образа.

Г.Г. Григорьева отмечает, что в дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения, которые должны соответствовать :

-общей цели и задачам обучения;

-специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие детей;

-возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Применительно к продуктивной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Г.Г. Григорьева указывает на необходимость рассмотрения этих методов. Но каждый из них можно и нужно соотнести с общедидактическими методами, а это значит нужно охарактеризовать их с точки зрения доминирующего характера познавательной деятельности.

Ведущими, главными в обучении продуктивной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ изображения и способов действия.

Наблюдение- один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А. Фрелина, Н.П. Сакулина, Л.А. Раева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении. Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. Наблюдение в отличие от других методов и приемов формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности, характеризующих ее познавательную сферу- наблюдательность.

Г.Г. Григорьева выделяет следующие требования к наблюдению:

1.                   Целенаправленность наблюдения означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

2.                   Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств, рождаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотворным предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности. Знания, не подкрепленные, не связанные чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.

3.                   Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т.д.). Однако  выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребенок должен понимать многие видимые явления. То есть внешние признаки предметов осмысливаются на основе вскрытия внутреннего содержания явления, существенных связей между внешними признаками и внутренним состоянием, влияния каких-то факторов.

4.                   Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную , речевую, двигательную. Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен.

5.                   Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками.

Следующий метод обследование- разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Обследование- целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно двигательным и зрительным путем, то есть это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа.

Первый этап- целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это  по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности. Например, пушистый , мягкий котенок (игрушка); важный, гордый гусь (игрушка из папье-маше); спелое, вкусное, красивое яблоко. Или : «Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, хвостиком помахивает, во все стороны поглядывает…» (игрушка).

Второй этап- аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения. Это подчеркивает и Н.П. Сакулина: «В лепке, рисовании, аппликации части воспроизводятся последовательно одна за другой, в процессе создания изображения предмет как конструируется».

Аналитический способ обследования, смысл которого в формировании изобразительного представления, продиктован доступным ребенком способом изображения. Поэтому примерная последовательность анализа такова:

1.Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение.

2.Определяют форму этой части (по возможности выясняют зависимость формы от функции(назначения), условий жизни и т.д.).

3.Определяют положение этой части в пространстве ( почему у этой сосны корявый, даже раздвоенный ствол, а у других- стройный).

4.Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной.

5.Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.

Таким образом,  выделяются все достаточно крупные части. Затем обращается внимание на детали. По возможности особенности формы, строения, положения в пространстве, цвета объясняются функциональным назначением предмета или условий жизни, обитания животного.

Третий этап опять предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

С.В. Погодина особое место отводит ознакомлению с произведениями искусства. Знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций детских книг, которые служат первыми средствами постижения основ изобразительной грамоты.

Для ознакомления детей с произведениями искусства могут быть использованы различные формы ознакомительной работы. Для того, чтобы дети усвоили основные компоненты изобразительной грамоты, важно осуществить комплексный и системный подходы к организации данного вида деятельности, т.е. методы и приемы ознакомительной работы использовать вместе и  ознакомление осуществлять на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей.

Экскурсия. Одна из распространенных форм знакомства с искусством. Экскурсия в музей или на выставку эффективна и обладает рядом преимуществ. Дети имеют возможность непосредственно воспринимать произведения искусства, что оказывает на них сильное воздействие. Атмосфера музея ни с чем не сравнима. Здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учреждениях.

Организованная образовательная деятельность (ООД). ООД- это форма организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, имеющая определенную структуру и направленность. Она имеет следующие разновидности.

Виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, которая подготовлена с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему.

Беседа с использование репродукций. Для приобщения дошкольников к живописи педагоги используют репродукции. Дети имеют возможность созерцать репродукцию непосредственно, они могут подойти к ней поближе, потрогать. Репродукцию на какое-то время оставить в группе, чтобы дошкольники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблюдениями с другими детьми и педагогом.

Беседа может быть самостоятельной формой педагогического процесса и составной частью другого вида ООД.

Развлечение. Позволяет в игровой форме изучать специфику художественно-изобразительных образов  живописи. Этот вид лучше использовать для закрепления материала.

Игра. Является распространенной формой ознакомительной работы. С.В.Погодины выделяет сюжетно-ролевые игры для старшего дошкольного возраста, где основными компонентами  являются воображаемые ситуации, сюжет, роли. Например «Мастерская», где дети делятся на художников и «экспертов». «Эксперты» рассматривают работы художников и дают им оценку, используя знакомый алгоритм, а «художники»,  прослушав замечания и оценку, пытаются отстоять работу, подобрав нужные аргументы.

В игре «Галерея» дети по очереди выполняют роли «экскурсовода» и «посетителей».  «Экскурсовод»придумывает свой рассказ о той или иной картине, заинтересовывает «посетителей». В этой игре дети не только опираются на имеющийся у них опыт, но и учатся самостоятельно рассуждать по поводу живописных и графических произведений.

Дидактические игры занимают особое место, т.к. реализуют ряд принципов игрового и активного обучения. Этот вид игр самый разнообразный и многофункциональный, поскольку здесь происходит не только закрепление материала, но и первое знакомство дошкольников с произведениями искусства.  

С.В.Погодина отмечает несколько видов дидактических игр для ознакомления детей с произведениями искусства:

1) игры с пазлами – распространенный вид игр, который применяется для закрепления представления детей о специфике того или иного произведения;

2) игры с вкладышами- один из распространенных видов игр, в которых используется рамка и вкладыш.

Например,  игра «Найди пару», цель которой научить детей соотносить карточки с изображением произведений живописи и выделять в них общий признак. Игра «Собери слов» учит детей находить из общего количества карточек с изображением произведений, т.е. которые относятся к одному жанру, стилю и группировать их. Игра «Закончи картину» развивает умение находить недостающие элементы картины и вставить их в основное поле на соответствующее место. Каждое произведение может быть продублировано в нескольких колоритных гаммах и соответственно в качестве недостающего элемента могут выступать одинаковые по содержанию, но разные по цвету карточки.

3) игры с карточками—суть которых состоит в том, что на карточках изображаются определенные предметы, объекты, репродукции, фрагменты произведений искусства и пр., которые необходимо расположить, следуя определенной логике, обозначенной дидактической задачей. Манипуляции подчиняются игровому правилу.Например,  игры  «Шифровальщик», «Волшебные краски»,  «Лото-галерея», «Четвертый лишний» и т.д.

Рассмотрим виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Рисование- вид продуктивной деятельности, основное назначение которого - образное отражение действительности. Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. Это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность.

Роль воспитателя в развитии ребенка научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия – один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Правильное развитие мелкой моторики у детей учит ребят приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую – с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Здесь важная роль воспитателя для развития ребенка состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски – гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладение техникой рисования развивает моторику детей, позволяет им свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Своеобразие лепки, как одного из видов продуктивной деятельности, заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).  Старшим дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, глиной и пластилином.

Дети старшего дошкольного возраста лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается.

На занятиях по аппликации, где дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.), величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией  у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

 Конструирование является также одним из видов продуктивной деятельности, важным средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых.

Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге, сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Для изготовления поделок используют плотную белую и цветную бумагу, тонкий картон, всевозможные коробки и другие материалы. Дети старшей группы продолжают мастерить игрушки из природного материала. В уголке продуктивной деятельности должны быть альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы вызвать у детей интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.

Таким образом,  можно сказать, что в процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение продуктивной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе продуктивной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

2.Условия и принципы использования музыки в процессе продуктивной  деятельности старших дошкольников

Н.П. Саккулина подчеркивала, что ребенок старшего дошкольного возраста более осознанно, чем младший дошкольник, выделяет эстетические качества предметов. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Одним из приоритетных средств углубления эстетических переживаний, по мнению многих педагогов (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Е.А. Дубровская, О.П. Радынова и др.) является музыка как искусство чувств, эмоций и настроений.

О.В. Гончарова и Ю.С. Богачинская отмечают, что к ХХ в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка- источник мощнейшего влияния на человека. Интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются донести до людей важность музыкального образования для культуры в целом.

В результате музыкального воздействия:

·         Повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов;

·         Улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания;

·         Регулируются обменные процессы;

·         Снижается уровень тревожности.

Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки:

·         повышение уровня читательских, речевых навыков;

·         улучшение навыков решения временных и пространственных задач;

·         улучшение вербальных и арифметических способностей; улучшение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации.

А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская определяют, что музыка- это искусство интонаций. Природа музыки, ее художественных образов связана с интонацией. Интонация- это язык музыки, наиболее полно выражающий чувственный мир человека. Звуковысотное, ритмичекое, динамическое, тембральное соотношение двух или более музыкальных звуков, образуя интонацию, несут эмоцию, художественный образ, благодаря чему искусство музыки становится понимаемым на уровне эмоционально-смыслового переживания, а интонация делает музыкальный язык понятным.

Музыка- искусство особых выразительных средств, к которым относятся лад, ритм и метр, мелодия, гармония, форма.

Постижение и понимание музыки ребенком значительно улучшается, если даются сведения о ней: ее особенностях, возможностях, разновидностях.

О.В. Гончарова и Ю.С. Богачинская выделили, что для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера:

·                     о самой музыке (музыка имеет сой «язык», свои средства, выражающие ее содержание, передающее настроение; музыка всегда выражает разные чувства, она различна по своему характеру; музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные фразы);

·                     композиторах (музыку создают композиторы, народ);

·                     музыкальных инструментах, жанрах, средствах музыкальной выразительности и т.д.

Музыкальное развитие ребенка направлено на постижение музыки как вида искусства, что осуществляется в различных видах деятельности.

По мнению А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской все дети любят слушать музыку, петь, двигаться под нее. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать – тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности. «Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств» - говорил Бетховен.

Впоследние годы появилась тенденция к интеграции в педагогическом процессе воспитания. Комплексному, с элементами интеграции, музыкально – творческому развитию дошкольников посвящены работы таких заслуженных педагогов, как Т. Н. Доронова, А. И. Буренина, Н. А. Ветлугина, Л. Н. Алексеева, М. Л. Петрова,  О. П. Радынова, Т. Г. Рубан, К. В. Тарасова, Л. В. Школяр, Т. Э. Тютюнникова и др.

Интеграция – одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. О. В. Петров и А. В. Петрова предлагают авторскую интерпретацию понятия «интеграция» в контексте наук интеграций содержания образования, обращая внимание на специфику этих понятий, отдавая приоритет межпредметным связям,  они отвечают: «Интеграция содержания образования – процесс и результат построения целостных учебных дисциплин созданных путем синтеза научных значений».

Т. Г. Казакова указывает, что хотя каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности, не в состоянии воссоздать картину мира во всем её многообразии, это возможно только при «наличии синтеза искусств». Это подтверждает в своих исследованиях и Л. С. Выготский, Он пишет, что восприятие любого произведения искусства (живописи, музыки, поэзии) вызывает у человека массу ассоциативных образов, которые обогащают «палитру чувств», что связь между видами искусства выражается в их «взаимообогащении». В работах ученых поднимаются и рассматриваются вопросы синтеза искусств (А.Я. Зись, Б.П. Юсов) как средства художественного творческого развития ребенка, как  способа эстетического освоения мира.

 Существует множество методик музыкально – эстетического развития детей, его художественных способностей. Большую  роль в формировании интегрированных принципов сыграли композиторы – зарубежные: Б, Бриттен, К. Орф, З. Кодай, П. Хиндемит и отечественные: Ц. Кюи, А. Гречанинов, М. Красев, М. Коваль,  Д. Кабалевский, М. Минков и др. В последнее время появилось много нового, увлекательного  и доступного музыкального материала, который может поднять на новый уровень творческое развитие детей.

Р.М. Чумичева,  анализируя работы философов и искусствоведов, выделила два основных значения термина «синтез» применительно к  искусству:   «В широком смысле -  это процесс взаимодействия искусств внутри системы, в узком - формирование устойчивого синтетического образования».Синтез - это соединение, сочетание, органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в которых воплощена универсальная способность человека эстетически осваивать мир . Поскольку интеграция является универсальным понятием, охватывает целый ряд других понятий, имеющих отношение к развитию, объединению, восстановлению какой-либо целостности, то правомерно считать синтез интегрированным процессом.

Так, например, очень велика связь с русской природой в музыке П.И. Чайковского; настроение в природе, прошедшее через душу композитора, доступно и понятно детям. Слушая такие пьесы, дети должны увидеть соотношение настроения музыки  и  природы за окном, а может быть, и сравнить с собственным настроением, отразив это в своем рисунке. По мнению многих педагогов детских садов, в процессе занятия по изобразительной деятельности под музыку, соответствующую теме занятия, дети работают смелее, нет скованности в движениях руки, мазки получаются размашистее, рисунок ярче, выразительнее.  Дети по - своему отражают музыку в рисунках: если звучала веселая музыка, то и рисунки получаются яркие, радостные; грустная же мелодия изображается спокойными или мрачными красками.

Для развития художественного восприятия старших дошкольников педагогам необходимо помнить о жанровом и стилистическом соответствии произведений изобразительного и музыкального искусств. Так, например, в процессе изображения предметов народных промыслов можно использовать фрагменты произведений русского народного музыкального творчества (народные песни, инструментальные пьесы в исполнении оркестра русских народных инструментов. В процессе работы над изображением природных явлений можно использовать произведения А. Вивальди, И. Гайдна, П.И. Чайковского (циклы "Времена года") в зависимости от темы занятия (о природе вообще, о русской природе).

Важно использовать  в работе с детьми разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, обладающую художественными достоинствами. Своим языком музыка может нарисовать картину природы, повторить в звуке пение птиц, раскат грома, шум дождя, передать движение поезда, бег коня, полет птиц.  Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать, т.к. окружающий нас мир полон загадок, и детям надо помочь не только смотреть внимательно, но и слушать.

Таким образом, эффективность использования музыки в продуктивной деятельности старших дошкольников будет достигнута при следующих условиях: соответствие музыки характеру изображаемых образов; разнообразие используемых музыкальных жанров и стилей в зависимости от вида деятельности; наличие технических музыкальных средств и владение ими педагогом.

3.Реализация условий использования музыки в процессе продуктивной деятельности старших дошкольников

Опытно-практическая работа по организации изобразительной деятельности детей с использованием музыки проходила в старшей группе дошкольного отделения №5 Государственного бюджетного образовательного учреждения Школы № 1056   СЗАО города Москвы. В группе – 23 ребенка.

По плану работы занятия по продуктивной деятельности в детском саду проводятся в первой половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе 25 минут.

Нами была разработана серия занятий по продуктивной деятельности. На занятиях использовалось музыкальное оформление. При проведении занятий мы старались заинтересовать детей многообразием и своей необычностью, способствовать у них развитию эстетического восприятия и воображения.

Рассмотрим процесс проведения занятий по продуктивной деятельности с использованием музыкальных произведений и деятельность детей на занятии.

Проанализируем интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Печальная история о лебеде" (рисование). В процессе занятия решались следующие задачи: пробудить у детей чувства сострадания к птицам, оставшимся зимовать; формировать представления  об особой грациозной красоте птицы-лебедя (изящная форма, пластический изгиб длинной шеи, нежные краски пушистого оперения); побуждать детей к созданию выразительного образа лебедя в природной среде по мотивам стихотворения А.Барто «Лебединое горе»; развивать умение живописными мазками передавать пушистость и легкость оперения, которое не дает лебедю замерзнуть; обыгрывать образ лебедя в двигательно-пластической импровизации, передавая разные эмоциональные состояния (испуг, покой, беспокойство, тревогу).

В качестве материала и оборудования использовались репродукция картины М. Врубеля «Царевна лебедь», диск с записью пьесы К. Сен-Санса «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», магнитофон, листы плотной бумаги с живописным зимним подмалевком, краски гуашь (черный белый, красный), стихотворение      А. Барто «Лебединое горе».

В вводной части к занятию воспитатель предложила детям послушать стихотворение А. Барто «Лебединое горе». Дети рассказали, о чем это стихотворение. Далее, в процессе восприятия различных изображений лебедя, детям было предложено  рассмотреть изящную форму  птиц, пластический изгиб длинной шеи. Также обратить внимание детей на передачу характера ее движений: отдыхает, сложив крылья и положив  красиво голову на спину; оглядывается, настороженно повернув голову назад; взлетает, расправив огромные крылья и пронзительно вытянув шею.

Далее детям было предложено рассмотреть картину М. Врубеля «Царевна Лебедь» и подумать - какие чувства и настроение вызывает это произведение искусства. Чтобы помочь детям увидеть это настроение, педагог предложила послушать пьесу К. Сен-Санса  «Лебедь» из цикла «Карнавал животных». Дети рассматривали картину, звучало музыкальное произведение; дети  передавали словами настроение картины (грустное печальное, загадочное, волшебное). Затем детям было предложено обыграть образ лебедя в двигательно-пластической импровизации, передавая разные эмоциональные состояния (испуг, покой, беспокойство, тревогу) . Повторно звучала пьеса К. Сен-Санса «Лебедь».

Далее воспитатель предложила детям  на время стать художниками и тоже создать картину «Печальная история о лебеде», рассказала, как это можно сделать. В конце занятия, рассматривая работы, дети отмечали, у кого получились самые грациозные птицы.  

Нами было отмечено, что звучание музыкальных произведений позволило детям более эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства, выражать свои мысли по поводу характера картин, а затем позволило раскрепощено, свободно рисовать, проявляя свое художественное творчество.

Проанализируем интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "В мире цветов. Ромашка" (рисование). В процессе занятия решались следующие задачи: воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы; формировать способность детей одухотворят природу; закрепить представления о способах распространения растений; воспитывать эстетическое чутье в определении характера произведений живописи, музыки, поэзии; уточнить представления детей о жанрах живописи: «пейзаж» и «натюрморт»; познакомить детей с нетрадиционными способами изобразительной деятельности: рисование ластиком; способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности.

        В качестве материала и оборудования нами использовались репродукция картины Н. Каменской «Ромашки. Букет» , репродукция картины Э. Панова «Поле ромашек» ,модель "распространение растений", простые карандаши, ластики, листы плотной бумаги, заранее заштрихованные простым карандашом, диск с записью музыкальных произведений («Цветы» Р. Шумана и «Шутка» И.С. Баха), музыкальный центр.

        Во вводной части к занятию воспитатель загадала детям загадку о ромашке, предложила им поговорить об этом скромном цветке. Затем детям было предложено рассмотреть репродукцию картины Н. Каменской «Ромашки. Букет» написанной масляными красками. Воспитатель спросила, в каком жанре она написана, и дети, верно, ответили, что это натюрморт. Воспитатель спросила детей о настроении, выраженном в картине. Чтобы помочь детям увидеть это настроение, педагог предложила послушать произведение Роберта Шумана "Цветы". Дети рассматривали картину, звучало музыкальное произведение; дети  передавали словами настроение картины (взволнованное, весеннее, радостное, теплое).

        Затем воспитатель предложила рассмотреть еще одну репродукцию картины «Поле ромашек», автор Эдуард Панов,  тоже написанная масляными красками. Дети  на вопрос о жанре ответили, что это пейзаж. Воспитатель спросила детей о настроении, выраженном в картине, о том, какое желание возникает у них при ее рассматривании. В процессе дальнейшего восприятия картины звучало произведение П.И. Чайковского "Июнь" из цикла "Времена года". Дети отвечали, что им хочется оказаться на поляне, вдохнуть аромат цветов. 

Следующим этапом занятия была работа по модели. Воспитатель спросила, в какое время года можно встретить столько цветов на поляне, что происходит с ними зимой, почему весной они вновь появляются и предложила рассмотреть схему и объяснить, что происходит с цветами в каждое из времен года.

Дети говорили о том, что весной светит ласковое солнышко, появляются ростки ромашек; затем растения развиваются. Летом солнце светит ярко, идет дождь, и растения начинают цвести. К осени, когда солнце уже не так сильно греет, на цветах созревают семена; они попадают в землю, где под слоем снега спят всю зиму; весной все повторяется. Дети вместе с воспитателем сделали вывод о том, что если сорвать цветок, со временем он может исчезнуть, и нужно бережно относиться к растениям.

Затем воспитатель предложила детям  на время стать художниками и тоже создать картину «Ромашки», рассказала, как это можно сделать ластиками. Заранее были приготовлены листы бумаги, заштрихованные детьми. Воспитатель показала детям, как нужно  наметить на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном, а уголком ластика «рисовать» лепестки ромашек, при этом не забывая чистить ластик о деревянные дощечки. Затем дети пририсовали к ромашкам стебли и тонкими штрихами наметим на лепестках прожилки. В процессе рисования звучала музыка П.И. Чайковского.         Воспитатель предложила объединить рисунки детей и сделать  поле из ромашек; дети на паласе разложили свои рисунки, рассмотрели их.

Нами было отмечено, что звучание музыкальных произведений позволило детям более эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства, выражать свои мысли по поводу характера картин, а затем позволило раскрепощено, свободно рисовать, проявляя свое художественное творчество.

Рассмотрим интегрированное занятие на тему  «Осенний наряд» (работа по аппликации ) для детей старшего дошкольного возраста. В процессе занятия решались следующие задачи: познакомить детей с творчеством Исаака Левитана;  развивать музыкальное восприятие, творческое воображение; развивать умение сминать прямоугольную заготовку ствола дерева, наклеивать заготовку дерева на основу, формируя ветки; развивать умение вырезать листья овальной формы путем складывания квадрата пополам и срезая углы у прямоугольника; наклеивать заготовки листьев на основу, образуя композицию осеннего дерева.

В качестве материала и оборудования нами использовались: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», диск с записью музыкального произведения П.И. Чайковского «Сентябрь. Охота»,  из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень»,  из цикла «Времена года», магнитофон, загадка об осени,  листы цветного картона, цветная бумага, клей, салфетки,  ножницы на каждого ребенка,.

В начале занятия воспитатель предложила детям отгадать загадку об осени. Далее воспитатель уточнила у детей какое сейчас время года,  попросила назвать,  какие они знают признаки осени. Затем воспитатель предложила детям закрыть глаза и представить, что они находятся в осеннем лесу. Дети называли цвета,  какими раскрасила осень все вокруг.

Далее воспитатель привлекла внимание детей к портрету художника Исаака Левитана. Дети услышали рассказ о том, что около ста лет тому назад жил замечательный художник Исаак Левитан. Он очень любил Россию и писал картины, на которых изображал ее природу. Такой жанр в живописи называется пейзаж,  а художники- пейзажисты. Художник выбирал разные и самые красивые уголки нашей российской природы и рисовал картины.

Воспитатель предложил детям внимательно рассмотреть репродукцию картины Исаака Левитана «Золотая осень». Во время восприятия детьми картины звучала запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Сентябрь Охота» из цикла «Времена года». Детям картина понравилась, они восторженно рассказывали о своих впечатлениях и желаниях, которые вызвала у них эта репродукция.

Далее детям было предложено рассмотреть образец -аппликацию осеннего дерева, выполненного из цветной  бумаги. Дети назвали части дерева, форму листьев. Воспитатель рассказал, как и  в какой последовательности нужно выполнять работу (разрезать прямоугольную заготовку ствола по двум линиям до середины листа, далее смять бумагу, приклеить ствол дерева на основу, формируя ветки; складывать квадратные заготовки листьев  пополам, срезать пару углов у полученных прямоугольников, получая листья овальной формы ; наклеивать листья на основу дерева).

Во время работы детей звучал отрывок музыкального  произведения А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

В заключительной части занятия детям было предложено поставить свои работы на подставки, полюбоваться ими. Нами было отмечено, что звучание музыкальных произведений позволило детям более эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства, выражать свои мысли по поводу характера картин, а затем позволило раскрепощено, свободно рисовать, проявляя свое художественное творчество.

В вводной части к занятию воспитатель предложила детям «посетить картинную галерею и посмотреть на  картины». Воспитатель спросила, в  каком жанре они написаны и дети верно ответили: пейзаж, морской пейзаж. Воспитатель объяснила детям, что художники, которые рисуют морские пейзажи,  называются маринистами.

Рассмотрим процесс проведения занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста на тему «Чудесная глина». В процессе занятия решались следующие задачи: расширять  представления детей о процессе  создания глиняной посуды; формирование умения работать с глиной; учить детей лепить кувшин  из глины ленточным способом; развивать творческое воображение; активизировать творческую деятельность детей в музыкально- ритмических движениях.

Были использованы следующие материалы и оборудование: декорация русской избы, стол, накрытый скатертью, глиняная посуда (кувшин, блюдо, тарелка, горшочек,, кружка, чайник), иллюстрации глиняной посуды, запись русской народной  плясовой «Камаринская», запись музыкального произведений в исполнении оркестра русских народных инструментов,  технологическая карта по лепке. Для  каждого ребенка: глина, стеки, вода, доски, кисти, салфетки, Предварительная работа: чтение и пересказ  русской народной сказки «Лиса и кувшин»; знакомство детей с народными промыслами; обучение разным способам лепки, развитие чувства формы, цвета, пропорций.

В начале занятия воспитатель встретила детей в русском народном костюме, обратила внимание детей на необычность своего наряда. Затем предложила отправиться  на экскурсию в русскую избу. Воспитатель с детьми  последовали    в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках  с бубенцами. Дети поделились на пары , надели «упряжки» и под русскую народную мелодию отправились в путь.

  В процессе рассматривания убранства русской избы,  воспитатель обратил внимание детей на посуду, расставленную на столе. Воспитатель попросила детей рассказать из чего сделана посуда и кто ее изготовил. Дети правильно определили, что посуду сделали гончары из глины; рассказали о ее назначении.

Воспитатель предложила детям вспомнить русскую народную сказку «Лиса и кувшин»,  что произошло с лисой и бабой. Детям было предложено превратиться в мастеров –гончаров и изготовить кувшины для бабы. Далее воспитатель с детьми внимательно рассмотрели кувшин, обговаривая его форму части (горлышко, донышко, стенки). Опираясь на техническую карту, воспитатель рассказала о последовательности выполнения лепки кувшина.

Во время работы детей звучала русская народная мелодия в исполнении инструментального оркестра.

После окончания работы воспитатель рассказала детям о том, что русский народ всегда был трудолюбивым и работящим.  Но и не забывал отдохнуть и повеселиться. Детям   было предложено поплясать под русскую  плясовую «Камаринская». В конце занятия воспитатель поблагодарил детей за работу, за то, что они весело играли и плясали.

Заключение

Продуктивная деятельность дошкольников играет важную роль в развитии их эстетическое восприятия, эстетических   эмоций, художественного вкуса, творческих способностей. У детей развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, совершенствуется наблюдательность. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

 По мнению современных педагогов, психологов, решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по продуктивной  деятельности не приведет к желаемым результатам. Ведь необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слышать его в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное  и услышанное посредством изображения. Таким образом, интеграция искусств – это процесс, имеющий своим результатом  целостность восприятия, поэтому в работе с детьми важно объединение разных видов искусств с целью создания единого цельного образа какого-либо явления, отраженного в искусстве.  Интеграция видов искусств в эстетическом развитии дошкольников возможна потому, что отдельные виды искусства отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства, средствами выразительности, которые, интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей.

Вопросами исследования влияния искусств на формирование личности занимались такие педагоги и психологи, как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский,  Т.Г.  Казакова, Б.П. Юсов и другие, убедительно доказавшие,  что деятельность ребенка в различных сферах искусства находится в зависимости от специфики возрастного развития и определяются ею.

Изобразительное искусство и музыка – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремиться выразить их в собственном творческом продукте через рисование. Продуктивная деятельность старших дошкольников в сочетании с музыкальной деятельностью, по мнению многих педагогов, воспитывают в ребенке эстетический вкус, развивают способность искать, фантазировать,  мыслить неординарно, формируют творческую личность.

  Современные тенденции развития педагогической науки направлены на гуманизацию образования, поиск путей вхождения в  личностно-ориентированное образование, что предполагает поиск таких моделей обучения,  которые обеспечивали бы целостностное  развитие и саморазвитие личности. И в настоящее время все большее значение в работе педагогов приобретает органическое единство (синтез) искусств, в том числе - продуктивного и музыкального.

В процессе занятия по продуктивной деятельности под музыку, соответствующую теме занятия, дети работают смелее, нет скованности в движениях руки, мазки получаются размашистее, рисунок ярче, выразительнее.  Дети по - своему отражают музыку в рисунках: если звучала веселая музыка, то и рисунки получаются яркие, радостные; грустная же мелодия изображается спокойными или мрачными красками.

Для развития художественного восприятия старших дошкольников педагогам необходимо помнить о жанровом и стилистическом соответствии произведений изобразительного и музыкального искусств. Так, например, в процессе изображения предметов народных промыслов можно использовать фрагменты произведений русского народного музыкального творчества (народные песни, инструментальные пьесы в исполнении оркестра русских народных инструментов. В процессе работы над изображением природных явлений можно использовать произведения А. Вивальди, И. Гайдна, П.И. Чайковского (циклы "Времена года") в зависимости от темы занятия (о природе вообще, о русской природе). В процессе формирования представлений детей о животном мире можно использовать произведения Камиля Сен-Санса (цикл «Карнавал животных»), Н.А. Римского-Корсакова (фрагменты из оперы «Снегурочка») и другие.

Таким образом, эффективность использования музыки в продуктивной деятельности старших дошкольников будет достигнута при следующих условиях: соответствие музыки характеру изображаемых образов; разнообразие используемых музыкальных жанров и стилей в зависимости от вида деятельности; наличие технических музыкальных средств и владение ими педагогом.


 

Актуальность исследования Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;…

Актуальность исследования Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;…

Проявление индивидуальности во всех видах художественной деятельности, освоение многообразия сюжетов, материалов, техник в изобразительном творчестве, оценке его результатов

Проявление индивидуальности во всех видах художественной деятельности, освоение многообразия сюжетов, материалов, техник в изобразительном творчестве, оценке его результатов

Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно

Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно

Центр- как объединяющее и системообразующее начало

Центр- как объединяющее и системообразующее начало

В.А. Инжестойкова определила показатели развитости у старших дошкольников чувства цвета и установила зависимость уровня сформированности художественного образа от этой способности

В.А. Инжестойкова определила показатели развитости у старших дошкольников чувства цвета и установила зависимость уровня сформированности художественного образа от этой способности

Создавать декоративно-орнаментальные образы в аппликации способами симметричного силуэтного вырезывания, вырезывания из целого листа, способом обрывной аппликации; ·

Создавать декоративно-орнаментальные образы в аппликации способами симметричного силуэтного вырезывания, вырезывания из целого листа, способом обрывной аппликации; ·

Эмоциональность, неравнодушие восприятия

Эмоциональность, неравнодушие восприятия

Аналитический способ обследования, смысл которого в формировании изобразительного представления, продиктован доступным ребенком способом изображения

Аналитический способ обследования, смысл которого в формировании изобразительного представления, продиктован доступным ребенком способом изображения

Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему

Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему

Манипуляции подчиняются игровому правилу

Манипуляции подчиняются игровому правилу

Овладение техникой рисования развивает моторику детей, позволяет им свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки

Овладение техникой рисования развивает моторику детей, позволяет им свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества

В процессе продуктивной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности

В процессе продуктивной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности

Музыка- искусство особых выразительных средств, к которым относятся лад, ритм и метр, мелодия, гармония, форма

Музыка- искусство особых выразительных средств, к которым относятся лад, ритм и метр, мелодия, гармония, форма

Это подтверждает в своих исследованиях и

Это подтверждает в своих исследованиях и

В процессе работы над изображением природных явлений можно использовать произведения

В процессе работы над изображением природных явлений можно использовать произведения

В качестве материала и оборудования использовались репродукция картины

В качестве материала и оборудования использовались репродукция картины

В качестве материала и оборудования нами использовались репродукция картины

В качестве материала и оборудования нами использовались репродукция картины

Нами было отмечено, что звучание музыкальных произведений позволило детям более эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства, выражать свои мысли по поводу характера картин, а затем позволило…

Нами было отмечено, что звучание музыкальных произведений позволило детям более эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства, выражать свои мысли по поводу характера картин, а затем позволило…

Во время работы детей звучал отрывок музыкального произведения

Во время работы детей звучал отрывок музыкального произведения

Воспитатель предложила детям вспомнить русскую народную сказку «Лиса и кувшин», что произошло с лисой и бабой

Воспитатель предложила детям вспомнить русскую народную сказку «Лиса и кувшин», что произошло с лисой и бабой

Продуктивная деятельность старших дошкольников в сочетании с музыкальной деятельностью, по мнению многих педагогов, воспитывают в ребенке эстетический вкус, развивают способность искать, фантазировать, мыслить неординарно, формируют…

Продуктивная деятельность старших дошкольников в сочетании с музыкальной деятельностью, по мнению многих педагогов, воспитывают в ребенке эстетический вкус, развивают способность искать, фантазировать, мыслить неординарно, формируют…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2022