Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»
Сообщение
Тема: Формирование творческой личности
младшего школьника посредством повышения
уровня исполнительской культуры
на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Подготовила учитель музыки
Шаповалова Т. В.
2018 год
Уважаемые коллеги, тема, которую я выбрала и попытаюсь раскрыть, «Формирование творческой личности младшего школьника посредством повышения уровня исполнительской культуры на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Что такое творческая личность? Существуют несколько определений этого понятия, но вот одно из них: творческая личность – это личность, способная к творчеству, креативности. Творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Что такое способность к творчеству — свойство личности, с которым мы рождаемся, или умение, которое можно развивать? Генетики, изучающие этот вопрос, утверждают, что мы все рождаемся с творческим потенциалом — способностью решать проблемы, комбинируя сложные и иногда не связанные друг с другом идеи. Исследования учёных по проблеме изучения творческих способностей показывают, что большинство людей могут научиться развивать свои умения и творческий потенциал.
Следовательно, каждый ребёнок с рождения наделён творческим потенциалом, который можно развивать.
А теперь несколько слов о понятии исполнительской культуры, которую я выбрала в качестве средства развития творческой личности младшего школьника.
Исполнительская культура учащихся - это диалектическое единство процесса и результата освоения художественно-образной природы музыки в процессе учебной деятельности, сопровождающейся углублением мотивации, совершенствованием исполнительских навыков, развитием творческого характера обучения как учения развивающего. Развитие исполнительской культуры учащихся является необходимым условием полноценного развития личности, ее творческого, эстетического и художественного потенциала. Иными словами, процесс поэтапной работы над музыкальным произведением, в любых видах музыкальной деятельности, будь то пение, инсценирование, танец или игра на музыкальных инструментах, в конечном итоге сводится к результату, т.е. выступлению перед зрителями.
Чем раньше человек приобретёт опыт публичных выступлений, тем проще это ему будет даваться в дальнейшей жизни. В нашей педагогической профессии нам часто приходится выступать публично перед детьми, родителями и коллегами. Одним подобные выступления даются просто, а для кого–то это целое испытание. Умение себя внутренне настроить и преподнести подготовленный материал в задуманном виде – это мастерство, владеть которым просто необходимо. Дошкольный и младший школьный периоды можно назвать самыми благоприятными для развития исполнительских умений и зарождения опыта публичных выступлений. Большинство учащихся младшего школьного возраста проявляют интерес к исполнительской деятельности, желание выступать перед зрителями.
Очень важно, чтобы опыт выступлений был успешным, ведь это порождает положительные эмоции, уверенность и желание выступать вновь.
Любое выступление можно назвать творчеством. Несмотря на то, что заранее выучены слова песни, продуманы и отработаны движения, эмоциональность, во время выступления исполнитель всё равно продолжает на сцене творить. Выступления, с одной и той же песней или танцем всегда будут отличаться друг от друга, так как музыка и всё, что с ней связано, является искусством временным (изменяющимся во времени).
Конечно, успешность выступления во многом зависит от умения эмоционально раскрыть образ и продемонстрировать вокальные или танцевальные умения и навыки. Внешний вид исполнителя: причёска, удобная и соответствующая выбранному образу, одежда, обувь также имеют большое значение. Но ещё немаловажным в успешном выступлении является эмоциональный настрой на него. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он эмоционально не готов к выступлению. Наш современник психолог Игорь Вагин говорит: «Опыт доказывает, что успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди». В своей работе я часто использую игровые приёмы. Один из таких приёмов, который я использую перед самим выступлением, называется «настройка».
Фраза «давайте настроимся» для детей означает, что нужно вспомнить правила культуры поведения на сцене, которые заключаются в следующем:
1. Всегда необходимо помнить о красивой осанке. Красивая осанка – признак, уверенности, успешности и привлекательности артиста.
2. Взгляд исполнителя должен быть направлен в зал. Ведь именно он поддерживает энергетическую связь между исполнителем и зрителем.
3. Выход и уход со сцены, само пребывание на ней обязывают исполнителя всегда помнить о том, что каждое его движение и взгляд находятся под пристальным вниманием зрителей, поэтому лишние отвлекающие движения и эмоции могут помешать передаче задуманного образа.
В школе часто организуются развлекательные мероприятия для учащихся начальной школы, в программе которых обязательно отводится место для музыкальных номеров массовых, групповых или сольных. Поэтому детям всегда есть, где продемонстрировать своё творчество и закрепить исполнительские умения и навыки.
Конечно, все мы понимаем и знаем не понаслышке, какой объём работы необходимо проделать до того, как получить готовый музыкальный номер. У каждого из нас имеется копилка, в которой хранятся свои маленькие и большие секреты опыта работы с детьми. Поэтому сейчас я поделюсь с вами своим опытом, надеюсь, что кому-то он пригодится.
Я хочу познакомить вас с поэтапной работой над песней. Во время знакомства с новой песней я не всегда говорю ребятам её название, а прошу детей внимательно послушать песню и согласно её содержанию придумать название самим. Такой способ знакомства с новым материалом интригует, способствует организации и концентрации внимания учащихся и развитию творческого мышления. Почти всегда среди множества предложенных вариантов есть тот, который совпадает с оригиналом.
Также во время знакомства с песней на уроке я всегда стараюсь сама её исполнить, так как «живое» исполнение всегда воспринимается лучше, чем запись и порождает у детей интерес и желание разучить песню. А если есть желание, значит, и результат не заставит себя долго ждать. Во время разучивания песни, я использую игровые приёмы. Например, перед разучиванием текста песни или запоминанием нового музыкального термина детям предлагаю включить находящуюся за ушком «кнопку памяти». Поскольку современные дети живут в век информационных технологий, им приводится такое сравнение: в голове, так же как и в компьютере находится диск памяти, на который записывается информация. Запись происходит лишь в том случае, когда информация проговаривается. Этот игровой приём нравится детям и очень помогает во время разучивания песен и запоминания новых музыкальных терминов.
Ещё один часто применяемый приём, который я использую для разучивания слов песни и мелодии это игровой приём «эхо». Чтобы запоминание слов и мелодии песни не сводилось к скучному однообразному повторению, в результате которой может упасть интерес и снизится внимание, приём «эхо» даёт возможность быстро и легко добиться нужного результата.
Любая песня интереснее воспринимается, когда в ней есть не только слова и мелодия, но движения. Поэтому, когда слова и мелодия усвоены, чтобы внести живость и усилить образность, детям предлагается творческое задание придумать движения в соответствии со словами песни. Наиболее интересные предложенные учащимися движения используются во время обыгрывания песни.
Следующий этап – это работа над эмоциональной выразительностью исполнения. На этом этапе очень важно педагогу самому быть максимум эмоциональным, так как дети, как зеркале, смотрят и отражают своего учителя. Некоторые дети не всегда бывают раскованы, и могут испытывать трудности в передаче характера и раскрытия музыкального образа. В этом случае я прибегаю к игровому приёму, предлагая им в глазах «включить свет» или «поменять перегоревшие лампочки». Такое предложение дети всегда воспринимают с улыбкой, что помогает убрать зажатость, установить доверительный контакт, и поднять эмоциональный настрой.
На заключительном этапе работы над песней обязательно напоминаю детям правила культуры поведения, о которых я говорила ранее, во время самого выступления и подготовки к нему.
Этот комплекс разучивания песни я использую на своих занятиях, сочетая с разными методами и приёмами, стимулирующими интерес к музыкальной деятельности, - с образным словом, наглядностью, проблемностью. Таким образом, применение указанных приёмов и методов работы, а также умелое их варьирование друг с другом, позволяет достичь творческого и развивающего характера обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.