Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»
Оценка 4.6

Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
детская психология
25.06.2020
Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы дефектов: • первичные, • вторичные. Под первичным дефектом (нарушением) следует понимать малообратимые или необратимые изменения в работе той или иной функции под непосредственным влиянием патогенных факторов (вредности). Первичный дефект практически всегда носит биологический характер и проявляется в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности (умственная отсталость) и т.д.
Сообщение на тему «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях».docx

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

 


Факультет дополнительного профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

по дисциплине: «Специальная педагогика»

 

Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

 

Гладких Лариса Ивановна

 

 

 

 

 

 

г. Москва, 2017 г.

 

Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы дефектов:

·        первичные,

·        вторичные.

Под первичным дефектом (нарушением) следует понимать малообратимые или необратимые изменения в работе той или иной функции под непосредственным влиянием патогенных факторов (вредности).

Первичный дефект практически всегда носит биологический характер и проявляется в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности (умственная отсталость) и т.д.

Он возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.). Также первичные дефекты могут являться следствием сочетания недоразвития и повреждения (наблюдаются при повреждении подкорковых образований или возникают при недоразвитии со стороны коры).

Первичные дефекты практические не поддаются или слабо поддаются коррекции. В этих случаях наиболее эффективной является компенсация первично поврежденной функции – других, сохранных функций.

Вторичный дефект – это нарушения, возникающие в процессе аномального социального развития опосредованно (не под прямым влиянием патогенного фактора).

К ним относятся нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной функцией.

Вторичные дефекты возникают при  развитии ребенка с первичным дефектом, если социальное окружение не пытается компенсировать (не корректирует) эти нарушения. Таким образом, развитие вторичного дефекта напрямую зависит от социальных условий развития ребенка.

В частности, у ребенка с нарушением слуха без должной корректировки нарушится формирование речи. Это будет препятствовать нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозить усвоение им знаний, приобретение умений и навыков.

 

Вторичные дефекты носят обратимый характер, т.е. поддаются психолого-педагогической коррекции, и чем дальше имеющееся нарушение стоит от биологической основы (первичного дефекта), тем успешнее оно поддается коррекции.

Необходима наиболее ранняя коррекция вторичных нарушений, что обусловлено следующими особенностями психического развития в детских возрастах:

·        пропущенные сенситивные периоды в развитии, обучении, воспитании не компенсируются в более старших возрастах;

·        возникшее отставание будет требовать более сложных и специальных усилий по его преодолению;

·        трудности в обучении приводят к углублению явлений недоразвития;

·        к подростковому возрасту формируют стойкое отрицательное отношение к школе, что является одним из факторов, формирующих нарушение поведения.

В подростковом возрасте к выраженным нарушениям социальной адаптации часто приводит не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития.

По мнению Л.С. Выготского, вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.

Но в реальной диагностической практике бывает непросто обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных нарушений, которые могут быть более ярко выраженными, маскировать первичный дефект и даже приниматься за него. Возможными последствиями могут стать неверные рекомендации относительно коррекционной работы с ребенком.

Качественная диагностика нарушенного развития предполагает выделение трех групп психических функций:

·        первично поврежденных,

·        вторично недоразвитых,

·        сохранных.

 

Список используемой литературы:

 

Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч., т.5М.,1983.


 

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»

Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»

Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»

Вторичные дефекты носят обратимый характер, т

Вторичные дефекты носят обратимый характер, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2020