Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 25.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы дефектов: • первичные, • вторичные. Под первичным дефектом (нарушением) следует понимать малообратимые или необратимые изменения в работе той или иной функции под непосредственным влиянием патогенных факторов (вредности). Первичный дефект практически всегда носит биологический характер и проявляется в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности (умственная отсталость) и т.д.
Иконка файла материала Сообщение на тему «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях».docx

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

 


Факультет дополнительного профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

по дисциплине: «Специальная педагогика»

 

Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

 

Гладких Лариса Ивановна

 

 

 

 

 

 

г. Москва, 2017 г.

 

Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы дефектов:

·        первичные,

·        вторичные.

Под первичным дефектом (нарушением) следует понимать малообратимые или необратимые изменения в работе той или иной функции под непосредственным влиянием патогенных факторов (вредности).

Первичный дефект практически всегда носит биологический характер и проявляется в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности (умственная отсталость) и т.д.

Он возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.). Также первичные дефекты могут являться следствием сочетания недоразвития и повреждения (наблюдаются при повреждении подкорковых образований или возникают при недоразвитии со стороны коры).

Первичные дефекты практические не поддаются или слабо поддаются коррекции. В этих случаях наиболее эффективной является компенсация первично поврежденной функции – других, сохранных функций.

Вторичный дефект – это нарушения, возникающие в процессе аномального социального развития опосредованно (не под прямым влиянием патогенного фактора).

К ним относятся нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной функцией.

Вторичные дефекты возникают при  развитии ребенка с первичным дефектом, если социальное окружение не пытается компенсировать (не корректирует) эти нарушения. Таким образом, развитие вторичного дефекта напрямую зависит от социальных условий развития ребенка.

В частности, у ребенка с нарушением слуха без должной корректировки нарушится формирование речи. Это будет препятствовать нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозить усвоение им знаний, приобретение умений и навыков.

 

Вторичные дефекты носят обратимый характер, т.е. поддаются психолого-педагогической коррекции, и чем дальше имеющееся нарушение стоит от биологической основы (первичного дефекта), тем успешнее оно поддается коррекции.

Необходима наиболее ранняя коррекция вторичных нарушений, что обусловлено следующими особенностями психического развития в детских возрастах:

·        пропущенные сенситивные периоды в развитии, обучении, воспитании не компенсируются в более старших возрастах;

·        возникшее отставание будет требовать более сложных и специальных усилий по его преодолению;

·        трудности в обучении приводят к углублению явлений недоразвития;

·        к подростковому возрасту формируют стойкое отрицательное отношение к школе, что является одним из факторов, формирующих нарушение поведения.

В подростковом возрасте к выраженным нарушениям социальной адаптации часто приводит не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития.

По мнению Л.С. Выготского, вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.

Но в реальной диагностической практике бывает непросто обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных нарушений, которые могут быть более ярко выраженными, маскировать первичный дефект и даже приниматься за него. Возможными последствиями могут стать неверные рекомендации относительно коррекционной работы с ребенком.

Качественная диагностика нарушенного развития предполагает выделение трех групп психических функций:

·        первично поврежденных,

·        вторично недоразвитых,

·        сохранных.

 

Список используемой литературы:

 

Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч., т.5М.,1983.