Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Самостоятельная работа
по дисциплине: «Специальная педагогика»
Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Гладких Лариса Ивановна
г. Москва, 2017 г.
Сообщение на тему: «Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях»
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы дефектов:
· первичные,
· вторичные.
Под первичным дефектом (нарушением) следует понимать малообратимые или необратимые изменения в работе той или иной функции под непосредственным влиянием патогенных факторов (вредности).
Первичный дефект практически всегда носит биологический характер и проявляется в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности (умственная отсталость) и т.д.
Он возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.). Также первичные дефекты могут являться следствием сочетания недоразвития и повреждения (наблюдаются при повреждении подкорковых образований или возникают при недоразвитии со стороны коры).
Первичные дефекты практические не поддаются или слабо поддаются коррекции. В этих случаях наиболее эффективной является компенсация первично поврежденной функции – других, сохранных функций.
Вторичный дефект – это нарушения, возникающие в процессе аномального социального развития опосредованно (не под прямым влиянием патогенного фактора).
К ним относятся нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной функцией.
Вторичные дефекты возникают при развитии ребенка с первичным дефектом, если социальное окружение не пытается компенсировать (не корректирует) эти нарушения. Таким образом, развитие вторичного дефекта напрямую зависит от социальных условий развития ребенка.
В частности, у ребенка с нарушением слуха без должной корректировки нарушится формирование речи. Это будет препятствовать нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозить усвоение им знаний, приобретение умений и навыков.
Вторичные дефекты носят обратимый характер, т.е. поддаются психолого-педагогической коррекции, и чем дальше имеющееся нарушение стоит от биологической основы (первичного дефекта), тем успешнее оно поддается коррекции.
Необходима наиболее ранняя коррекция вторичных нарушений, что обусловлено следующими особенностями психического развития в детских возрастах:
· пропущенные сенситивные периоды в развитии, обучении, воспитании не компенсируются в более старших возрастах;
· возникшее отставание будет требовать более сложных и специальных усилий по его преодолению;
· трудности в обучении приводят к углублению явлений недоразвития;
· к подростковому возрасту формируют стойкое отрицательное отношение к школе, что является одним из факторов, формирующих нарушение поведения.
В подростковом возрасте к выраженным нарушениям социальной адаптации часто приводит не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития.
По мнению Л.С. Выготского, вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
Но в реальной диагностической практике бывает непросто обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных нарушений, которые могут быть более ярко выраженными, маскировать первичный дефект и даже приниматься за него. Возможными последствиями могут стать неверные рекомендации относительно коррекционной работы с ребенком.
Качественная диагностика нарушенного развития предполагает выделение трех групп психических функций:
· первично поврежденных,
· вторично недоразвитых,
· сохранных.
Список используемой литературы:
Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч., т.5М.,1983.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.