Сообщение на тему "Урок – как основная форма подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению профессией"
Оценка 4.6

Сообщение на тему "Урок – как основная форма подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению профессией"

Оценка 4.6
docx
26.10.2020
Сообщение на тему "Урок – как основная форма подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению профессией"
Урок.docx

 

 

 

 

 

«Урок – как основная форма подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению профессией»

 

 

                                               Фомина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1.   Вступление.

2.   Основная  часть:

а). Особенности психологической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

б). Развитие самостоятельности на уроках швейного дела.

в). Коррекционная направленность  профессионально-трудового обучения.

г). Обучение умению планировать  ход работы над изделием.

д) Воспитательная работа.

 

3.   Заключительная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации занимают центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы в коррекционной школе, поскольку от их решения зависит успех социальной реабилитации учащихся с ОВЗ. Целью ПТО является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания обучения несложных видов работ на предприятиях, преимущественно в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Для её достижения в процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

1.     Формирование доступных учащимся технологических знаний;

2.     Развитие у учащихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы.

3.     Обучение учащихся профессиональным приёмам труда и привитие им соответствующих трудовых навыков.

4.     Воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производительной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственность за порученное дело,  добросовестности,  честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к оборудованию. Эти задачи реализовываются комплексно, в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и воспитательной работой.

       Поставленные цели определяются особенностями психической деятельности учащихся с ОВЗ, существенно отличающими их от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной с ними работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска способов и приёмов педагогического воздействия. Учащиеся с ОВЗ представляют собой  весьма разнообразную группу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный , как бы разлитой характер. Морфологические изменения хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки  коры головного мозга, нарушая их  строение и функции. Диффузное поражение коры часто сочетается с отдельными , в большей или меньшей степени выраженными локальными повреждениями, иногда захватывающими подкорковые системы. Всё это обуславливается  возникновение у ребёнка  отклонений во всех проявлениях  психической деятельности. Поэтому содержание программ, методов обучения, воспитания определяется в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными  особенностями  учащихся с ОВЗ, своеобразием его развития для того , чтобы обеспечить коррекцию развития этих детей  с целью дальнейшей их адаптации. Необходимы наблюдения для определения уровня умственного развития, трудоспособности, а также особенностей  эмоционально-волевой сферы у каждого из них. Проверяется их умственная работоспособность, учитывается утомлённость. В числе особенностей эмоционально-волевой сферы учитываются особенности мотивации учебной деятельности, устойчивость влияния, навыки планирования, способности адекватно оценивать результаты своей деятельности. Так , например, одни учащиеся хорошо развиты физически, имеют необходимый запас знаний. Они могут планировать свою работу, ошибки исправляют при незначительной помощи, адекватно оценивают свои успехи. Другие учащиеся имеют незначительные отклонения в физическом развитии. Запас знаний у этих учащихся не достаточно систематизирован. При выполнении  практической работы нарушается точность движений, страдает качество изделий, отмечаются недостатки планирования, отсутствие самоконтроля. Учащиеся с низким уровнем развития мышления, физически ослабленные, а также с резким нарушением  эмоционально-волевой сферы. Предварительное планирование у них нарушено,  отношение к учебной деятельности  негативное. Недостаточное развитие психологических процессов, практических навыков и умений—всё это вызывает необходимость в проведении специальной самостоятельной работы, без которой невозможно достичь хороших показателей  в обучении труду. Важной задачей этой работы  становится формирование  обобщённых умений, нужных для выполнения  любого трудового задания. Сюда относятся: умение планировать, контролировать, организовывать свою деятельность  в процессе труда. Поэтому учащимся необходимо обладать определённым опытом самостоятельной работы. Между тем наблюдения за учащимися показывают, что недостаток их трудовой деятельности состоит в неумении самостоятельно, без помощи учителя справиться с поставленной задачей. Наиболее отчётливо неумение планировать свою работу  обнаруживается при выполнении трудового задания по краткой инструкции. Оказывая помощь в работе, необходимо пристально следить за тем, чтобы не лишить учащихся проявить самостоятельность, инициативу, чтобы помочь ему правильно организовать свою деятельность планово и целенаправленно. Например, в ходе выполнения практической работы , учащийся не знает выполнения операции, допустим обработку горловины в сорочке. Объясняя этот процесс, необходимо не только рассказать, как это выполняется, но и спросить: «Подумай, в каком плане будет выполняться обработка горловины? Как правильно приложить обтачку?». Т.е. необходимо направить деятельность учащихся на правильную организацию выполнения трудового процесса, не лишая его возможности  проявить самостоятельность и инициативу. Эффективность занятий по трудовому обучению во многом определяется тем, насколько  успешно учащиеся овладевают новым учебным материалом. Поэтому занятиям, на которых усваиваются знания и трудовые приёмы, формируются умения самостоятельно выполнять практические задания, необходимо уделять особое внимание.  При подготовке к таким занятиям важно правильно спланировать учебный материал, заранее подготовить наглядные пособия, оборудование. Для развития самостоятельности учащихся на занятиях ПТО и успешного овладения новым учебным материалом, следует с первых же занятий в 4 классе приучать учащихся к умственной работе. Основное правило, которому необходимо следовать заключается в том, что учащимся разрешают приступать к практической работе  только после того, как они хорошо поймут, что и как будут делать. При таких условиях обучения: в индивидуальном инструктировании и многократном показе  трудовых приёмов в самом процессе работы над изделием  будут нуждаться  лишь отдельные слабые учащиеся. Со слабыми учащимися в практической части урока проводится индивидуальная работа. Они выполняют более простую работу. Эти учащиеся усваивают лишь незначительную часть теоретических сведений. Этим учащимся нужно не только рассказать, показать на образце, операционной карте выполнение задания, но также необходимо показать, как выполняется тот или иной приём несколько раз. Практической работе по пошиву изделия  предшествует большая подготовительная  работа по анализу образца, составлению плана пошива изделия, используя  технологическую и операционную карты. Например, выполнение пошива сорочки.  Сначала необходимо провести анализ образца по следующему плану: вначале выясняем назначение изделия и группу одежды, к  которой  оно относится; затем распознаём и сопоставляем детали изделия, проводим  сравнение с другими изделиями, относящимися к той же группе. Анализ образца необходимо проводить дважды: вначале построения чертежа и вначале шитья изделия. При первичном анализе после того, как учащиеся построят чертёж  изделия и получат его крой, они могут самостоятельно дать основные характеристики данного изделия. Поэтому перед анализом образца сорочки необходимо  дать учащимся задания самостоятельно  определить детали кроя, найти эти детали на чертеже и образце изделия, определить способы их соединения и размеры швов.

     После анализа приступают к составлению плана шитья сорочки. Важным моментом при этом является подведение учащихся к выводу о том, что пошив сорочки данного фасона  целесообразно начинать с горловины. На основе прошлого опыта они обычно предлагают  начать работу с  соединения боковых срезов запошивочным швом. Это предложение следует тщательно обсудить и доказать неудобство  последующей  работы по обработке горловины. Целесообразно сравнить сорочку с круглым вырезом и цельнокроеным рукавом. Некоторые учащиеся могут сделать правильное предложение о начале пошива изделия. Здесь целесообразно применить комбинированную технологическую карту, по которой учащиеся называют последовательность  выполнения операций. Каждый учащийся должен повторить план и записать в тетрадь. В ходе практического выполнения задания  применяется операционная карта. Например, «Обработка горловины». В этом случае необходимо сообщить , что на данном занятии учащиеся должны обработать обтачку швом вподгибку  с открытым срезом, показать приёмы подгиба ткани точно по намеченной линии и в углах. Учащиеся повторяют план обработки горловины обтачкой , правила безопасной работы с иглой и приступают к работе. Необходимо напомнить, что в случае затруднения должны подойти к предметной карте, рассмотреть операцию и сравнить со своей работой.

   Необходимо внимательно наблюдать за деятельностью учащихся, напомнить о правилах расположения  ткани при выполнении работ, в случае неправильных действий, необходимо остановить учащегося, допустившего ошибку, совместно найти её и предложить повторить последовательность действий, отдельно объяснить и показать приём выполнения. После этого только приступить к работе. Обязательно подвести итог выполненной работы, проанализировать причины ошибок и неточностей в работе.

     Профессионально-трудовое обучение оказывает большое влияние на умственное развитие учащихся коррекционной школы, поэтому начиная с 4 класса необходимо воспитывать  положительный интерес к труду. Обучение преследует цель- это выбор профессии, соответствующей  психологическим особенностям учащихся.

                    Коррекционная работа на уроках трудового обучения  должна быть направлена не только на выполнение отдельных практических действий, сколько на формирование интеллектуальных умений. Именно они в последующей трудовой деятельности помогают выпускникам адаптироваться в рабочем коллективе, осуществить перенос приобретённых умений при выполнении доступных видов  труда на производстве. С учётом современных требований обязательно используются методы и приёмы трудового обучения, нацеленные на  формирование общетрудовых умений , таких как ориентировка в задании, планирование предстоящей работы, контроль этапных и конечных её результатов. Кроме того, ставится особая педагогическая задача обучение правилам поведения в мастерской, организации  рабочего места, правилам безопасной работы. Формирование общетрудовых умений осуществляется при соблюдении ряда методических требований. Так, при ориентировке в задании  обязательно происходит анализ образца, который должен быть выполнен  учителем и иметь отличное качество. Обучение планированию учитель проводит  с опорой на комбинированную т/ карту, которая включает в себя  и предметную составляющую. При оценке качества выполненной работы также использовать измерительные инструменты.

              Для формирования знаний на уроках целесообразно  шире использовать такие приёмы , как создание психологической установки на восприятие теоретического материала, осуществление связи нового материала с ранние усвоенным  и практической работой на данном занятии. Большое значение имеет система повторения учебного материала. Очень часто те учителя кто неоправданно пессимистически оценивают познавательные способности учащихся коррекционной школы указанные приёмы  в должной мере или совсем не применяют и подменяют решение познавательных коррекционных задач производительным трудом. Этот тру очень важен, необходим , но заменить собой теоретическое обучение, включающее коррекцию познавательной деятельности, он не может. Урок трудового обучения , построенный с использованием форм и приёмов современной методики, обеспечивает выработку необходимых навыков и умений. При хорошо организованной работе учитель может больше  уделять внимания учащимся , которые нуждаются в помощи. Формирование умений, развитие активности и самостоятельности  достигаются при условии  дифференцированного подхода с учётом  особенностей детей. В результате  коррекционной работы , проводимой с учащимися и направленной  на совершенствование  мышления, учащиеся с ОВЗ должны уметь:

1)     Самостоятельно планировать работу над изделием, пользоваться чертежом, технологической картой, образцами, операционной картой.

2)     Своевременно и без посторонней помощи осуществлять самоконтроль.

3)     Применять  технологические приёмы в работе, делать несложные  арифметические расчёты.

4)     Оформлять записи о проделанной работе.

Важная задача обучения в мастерских заключается в формировании профессиональных навыков. Урок—основная форма подготовки учащихся с ОВЗ к овладению профессией. Это ежедневная работа растянувшаяся на годы. Именно с уроков труда учащийся должен вынести умения  выдерживать трудовую нагрузку,  стойкий интерес к профессии, доводить начатое до конца, уважение к рабочим людям. У нас выработался опыт обучения учащихся швейному делу и ориентацию их на профессию швеи. Согласно требованиям программ и используя различные виды работ. Эта профессия приемлема для наших учениц по следующим причинам:

1.     Доступность. В связи с тем , что длительное время выполняется одна или  несколько операций, вырабатываются устойчивые навыки. Отсюда качество в работе, скоростные навыки, выполнение норм. В своей работе мы видим два направления:

2.     Коррекцию развития учащихся  средствами швейного дела;

3.     Обучение непосредственно профессии, т.е. выработки качественных и скоростных показателей, выносливости в труде.

 

 

 

 


 

Урок – как основная форма подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению профессией»

Урок – как основная форма подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению профессией»

Содержание. 1. Вступление

Содержание. 1. Вступление

Вопросы трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации занимают центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы в коррекционной школе, поскольку от их решения зависит успех социальной реабилитации…

Вопросы трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации занимают центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы в коррекционной школе, поскольку от их решения зависит успех социальной реабилитации…

ОВЗ, своеобразием его развития для того , чтобы обеспечить коррекцию развития этих детей с целью дальнейшей их адаптации

ОВЗ, своеобразием его развития для того , чтобы обеспечить коррекцию развития этих детей с целью дальнейшей их адаптации

Объясняя этот процесс, необходимо не только рассказать, как это выполняется, но и спросить: «Подумай, в каком плане будет выполняться обработка горловины?

Объясняя этот процесс, необходимо не только рассказать, как это выполняется, но и спросить: «Подумай, в каком плане будет выполняться обработка горловины?

Поэтому перед анализом образца сорочки необходимо дать учащимся задания самостоятельно определить детали кроя, найти эти детали на чертеже и образце изделия, определить способы их соединения…

Поэтому перед анализом образца сорочки необходимо дать учащимся задания самостоятельно определить детали кроя, найти эти детали на чертеже и образце изделия, определить способы их соединения…

Коррекционная работа на уроках трудового обучения должна быть направлена не только на выполнение отдельных практических действий, сколько на формирование интеллектуальных умений

Коррекционная работа на уроках трудового обучения должна быть направлена не только на выполнение отдельных практических действий, сколько на формирование интеллектуальных умений

ОВЗ должны уметь: 1) Самостоятельно планировать работу над изделием, пользоваться чертежом, технологической картой, образцами, операционной картой

ОВЗ должны уметь: 1) Самостоятельно планировать работу над изделием, пользоваться чертежом, технологической картой, образцами, операционной картой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020