Сообщение на методическом совете по теме Технология педагогических мастерских
Оценка 4.8

Сообщение на методическом совете по теме Технология педагогических мастерских

Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
история +1
Взрослым
14.02.2017
Сообщение на методическом совете по теме Технология педагогических мастерских
Технология «Педагогические мастерские» создана в 1920 годы во французскими психологами (Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др). С конца 1990 гг. мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Принципы построения мастерской отличаются от принятых в традиционной педагогике, но не противоречат основным положениям дидактики. Почему данная технология получила название «Мастерская»? Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером.Сообщение на методическом совете
мое выступление МО.doc

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»

 

 

 

 

 

 

Сообщение на методическом совете по теме

Технология педагогических мастерских

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила преподаватель                                                                                   Иваненко О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск, 2015


Технология педагогических мастерских

 

(СЛАЙД 1) Технология «Педагогические мастерские» создана в 1920 годы во французскими психологами (Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др). С конца 1990 гг. мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.

Принципы построения мастерской отличаются от принятых в традиционной педагогике, но не противоречат основным положениям дидактики.

Почему данная технология получила название «Мастерская»? Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером.

Французские ученые считают, что когда мы объясняем, мы мешаем понимать. Мастер не преподносит  готовые знания, а даёт возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск на изучение и познание. Он создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи, это, прежде всего, позиция консультанта и советника. Мастер не призывает: «Делай как я», он говорит: «Делай по-своему». Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий. Самое важное в мастерской - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастерская  способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, находят наиболее эффективные пути для их достижения.

 

(СЛАЙД 2) Педагогическая мастерская это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Атмосфера, создаваемая на занятии:

- стимулирует творческое саморазвитие личности студента;

- способствует активному восприятию учебного материала;

- творческому осмыслению и постижению;

- повышает интерес к процессу обучения;

- способствует улучшению грамотности;

- развитию креативности;

- социальной компетенции.

 

(СЛАЙД 3) Целевые ориентации:

• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

• Научить  мыслить раскованно, творчески.

 

(СЛАЙД 4) Основные методы работы в мастерской:

1.      Исследовательский

2.      Проблемный

 

(СЛАЙД 5) Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:

      состава участников;

      целей и способов деятельности;

      темы и содержательной наполненности встречи.

 

(СЛАЙД 6) Принципы и правила ведения мастерской:

1. Принцип свободы и равенства

  • Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
  • Безоценочная деятельность - отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
  • Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

2. Принцип неопределенности

      Значительный элемент неопределенности, неясности - даже  загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.       

      Право каждого на ошибку - самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.

 авторитетом.

3. Принцип диалога

      принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

4. Принцип организации пространства

      Организация и перестройка реального пространства,  в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.

      Решительное ограничение участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

 

(СЛАЙД 7) Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает студента к действию.

В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

 

Занятие по теме «Семья как малая социальная группа»

(название для учащихся «Дерево держится корнями, а человек семьей»)

Цели:  ● Дать представление о семье как о малой социальной группе и  о её функциях; формировать представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,  ценят друг друга, помочь оценить свое место в семье (статус, роль) Развивать логическое  мышление, внимание. Формирование понимания умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей; воспитание  терпимости к недостаткам членов семьи; воспитывать чувство уважительного отношения к семейным узам и доброжелательным отношениям в семье.

В качестве подготовки к восприятию прочитано стихотворение Марковцев Ю. «В жизнь мы, как дерево в землю, врастая, корни свои не должны забывать»

Определение целей занятия происходит через беседу («Дерево держится корнями, а человек семьей»).

(?) – В чем смысл пословицы?

(?) – С какими ранее изученными нами темами обществознания можно связать данную тему?

(?) – Предположите, какие вопросы нас сегодня будут волновать на занятии?                                        

Индукция

Закончите мысль:

«Семья для меня  - …», используя при этом не более 5 слов.

Назовите прилагательные, характеризующие различные семьи по буквам слова СЕМЬЯ.

«С - счастливая, спортивная, современная;

«Е - единая, единственная, единомыслящая;

«М’ - милая, музыкальная, многодетная;

«Я - ясная, языковедческая, яркая.

 

 

(СЛАЙД 8) Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного. Создаётся информационный запрос.

Осуществляется работа с информационным материалом: словарями, учебниками, компьютером, текстом, моделями, звуками, веществами.

 

Деконструкция

Определение понятия слова «семья» (работа со словарями, интернетом, раздаточным материалом)

Этимология слова «семья». Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество

Работа с заранее подготовленными текстами (притчи, пословицы, аудио – песня «Дорогие мои старики!»), из которых выделяем ценные качества, которые лежат в основе счастья семьи, записываем их на кирпичиках  выстраиваемого на доске дома.  Параллельно проводится работа по определению ролей, статусов в семье.

 

(СЛАЙД 9) Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы ее решения. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, проекты, тексты.

 

Реконструкция

Заполнение кластера «Функции семьи»

Проблема сохранения семейных традиции. Если, рассматривая семейные ценности, мы отдали приоритет духовным ценностям, то здесь мы можем заметить и материальные ценности. Каждая группа создает свой цветок семейных ценностей, которыми мы украшаем окна дома на доске.

 

(СЛАЙД 10) Социализация – на этом этапе даётся одно задание на весь класс, или на микрогруппы, ответы сообщаются всему классу. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп. Происходит представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.

На этом этапе учащиеся учатся говорить, формулировать свои мысли, идеи.

 

Социализация

Озвучивание различных позиции кластера «Функции семьи»

 

(СЛАЙД 11) Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.

Результат этого этапа – инсайт (озарение).

 

Разрыв

Притча «Две семьи» (видео)

(?) – Почему одна семья была счастливой, а другая нет?

 

 (СЛАЙД 12) Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников.

Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

 

Афиширование

Создание подгруппами и защита семейного герба

 

(СЛАЙД 13) Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе («все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем»)

 

Рефлексия

Эта тема была важна (не важна), т.к….

Сегодня мне понравилось…

На протяжении занятия я чувствовал…

 

 

Т.о., мы видим, что  новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми». Учащиеся самостоятельно находят наиболее эффективные пути для их достижения.


Литература

 

1.          Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под ред. О.В.Агаповой, С.Г. Вершловского. – СПб.: Тускарора, 2010.

2.          Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29—36.

3.          Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогик. — 1993. — № 5. — С. 12—15.

4.          Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995.

5.          Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.

6.          Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.

 

 

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ

Технология педагогических мастерских (СЛАЙД 1)

Технология педагогических мастерских (СЛАЙД 1)

Принцип свободы и равенства

Принцип свободы и равенства

Развивать логическое мышление, внимание

Развивать логическое мышление, внимание

Происходит представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность

Происходит представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность

Литература 1. Уроки для взрослых:

Литература 1. Уроки для взрослых:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017