Дизартрии - расстройство артикуляции, проявляющаяся неясностью произношения, заменами, прерывистостью речи, которая возникает в результате паралича мышц, участвующих в артикуляции. Это обусловлено поражением различных областей головного мозга, связанных с функций речи, их проводящих путей. Логопедическая работа при каждой форме дизартрии должна соответствовать патогенезу двигательных расстройств, в логопедической работе должны быть отражены индивидуальные особенности той или иной формы дизартрии у конкретного больного. Для этого необходим анализ первичных и вторичных нарушений.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИИ
Дизартрии расстройство артикуляции, проявляющаяся неясностью произношения, заменами,
прерывистостью речи, которая возникает в результате паралича мышц, участвующих в артикуляции.
Это обусловлено поражением различных областей головного мозга, связанных с функций речи, их
проводящих путей.
Логопедическую работу необходимо осуществлять с учетом ряда принципов:
1. лог.работа должна направлена не только на коррекцию звукопроизношения, но и
развитие всей психич. Деятельности ребенка. Основным содержанием работы
является формирование фонетикофонематической системы.
2. формирование фонетикофонематической системы необходимо связывать с
формированием всех компонентов речи.
3. формирование и развитие мотивации ребенка к совершенствованию звучания
собственной речи должно сопровождать весь курс занятий.
4. развитие фонетикофонематической системы необходимо вести с опережением по
отношению к фонетической системе.
5. необходимо заново формировать всю фонетическую систему, начиная с
просодических компонентов. Работа начинается со звуков раннего онтогенеза,
закрепляются в словах, слогах, затем переходить к исправлению недостатков
звукопроизношения.
6. при формировании артикуляционного праксиса необходимо помнить о том, что это
иерархия или иерархически организованный навык: сначала необходимо выработать
подачу воздушной струи, соответствующую способу артикуляции. Далее
подключать голос, голосоподачу, добавлять элементы артикуляции.
В логопедической работе выделяют следующие разделы:
1. развитие фонематической системы речи.
Развитие фонематической системы ведется стандартно в соответствии с рекомендациями ведущих
логопедов и должно воспроизводить ее формирование в онтогенезе.
Такая работа включает развитие способности выделения и опознания фонем, их дифференциация,
формирование представлений о фонематическом составе слова, формирование способности
количественному, последовательному, фонематическому анализу и синтезу.
В процессе работы необходимо акцентировать слуховое внимание ребенка на собственном
произношении. Для этого подчеркиваются характеристики звука.
2. формирование навыков управления мышцами оральной области для достижения произвольного
контроля за артикуляцией.
Этот раздел включает в себя меры по преодолению гиперсаливации, обучение ребенка регуляции
мышечным тонусом, развитие силы и координации артикуляционных движений
преодоление гиперсаливации . научить жеванию и глотанию с закрытым ртом. Окружающие должны
постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот
закрытым. Должно сформироваться ощущение сухого и мокрого подбородка. На логопедических
занятиях при проведении дыхательных, голосовых, артикуляционных, речевых упражнений,
необходимо через определенные промежутки времени делать паузы, предлагать сглатывать слюну,
формируя при этом чередование движений в оральной области с глотанием.
обучение регуляции тонуса мышц. Научить расслаблению мышц, делается расслабляющий,
вибрационный массаж, специальная техника точечного массажа. Для укрепления тонуса используется
способность произвольной регуляции по инструкции.
развитие силы и координации артикуляционных движений. Используется артикуляционная
гимнастика, тщательное пережевывание твердой пищи. Если ребенок не может самостоятельновыполнить артикуляционную гимнастику, выполняет ее с помощью логопеда. Движения выполняются
перед зеркалом, подключается зрительный и тактильный контроль ребенка к выполнению движения.
Для ускорения перехода от пассивной гимнастики к активной, ребенку предлагается самому с
помощью рук выполнять движения.
3. воспитание навыков управления дыханием. Перед началом работы по развитию дыхания
необходимо убедиться, что у ребенка чистые носовые ходы. Сначала формируем диафрагмальное
дыхание, для этого нужно положить руку ребенка на его живот, а др.руку на живот логопеда так,
чтобы почувствовать поднимание и опускание брюшной стенки. В отработке важно достичь слияния
визуальных, тактильных, слуховых, мышечных ощущений. Для этого используются следующие
упражнения:
ощущение воздушного потока на ладони, перемещая палец из стороны в сторону мы тренируем
ребенка изменять направление воздушной струи
когда ребенок дует на бумагу на нитке контролирует силу выдоха и способ подачи воздушной струи
для развития слухового ощущения используются свистки, дудочки
для развития мышечных ощущений используют надувание воздушных шаров
В дыхательных упражнениях вырабатывается и отрабатывается:
А) объем выдыхаемого воздуха
Б) направление воздушной струи
В) способ подачи воздушной струи (плавно, толчком)
Г) ощущение препятствий для выхода воздушной струи.
При выполнении дыхательных упражнений грудная клетка должна быть максимально расслаблена и
свободна. К дыхательным упражнениям постоянно присоединяется голосовые и речевые упражнения:
А) при наращивании объема выдыхаемого воздуха ребенка просят потянуть гласные столько времени,
сколько разматывается нитка, растягивается пружинка
Б) подсчитывается количество произнесенных слогов на выдохе
4. синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей. Необходимо найти естественное звучание голоса
ребенка, обеспечить максимально свободную голосоподачу. Голосовые упражнения проводятся в
игровой форме, придавая смысл:
имитировать гудение приближающегося, удаляющегося поезда
изобразить подъем звуков по лестнице и спуск
подъем и спуск звуков на лифте.
5. формирование просодических компонентов речи, позволяющие успешно имитировать звучание
различных речевых фрагментов с заданным темпом, ритмом, интонацией.
Развитие темпоритмической структуры проводится в речевом и неречевом плане. Вне речи ребенку
предлагается отхлопать заданный ритм, для этого используются ритмические схемы.
К хлопкам присоединяются звуки, сначала гласные, затем слоги, слова разной слоговой структуры.
К работе по развитию просодики относится работа над дикцией, для этого отрабатывается
произнесение артикуляционно простых слогов.
Далее ведется работа над произношением фонетически простых слов, словосочетаний, коротких
фраз. Для этого используются чистоговорки, потешки. Материал произносится сначала медленно,
потом быстро.
Далее предлагается проговаривание фонетически простых скороговорок.
проговариваются сначала в медленном темпе, потом ускоряются.
6. постановка звуков.
Сначала необходимо поработать над звучанием тех фонем, которые ребенок произносит без
искажения. В процессе этой работы появляется возможность произвольного управления мышцами
артикуляционного аппарата.
Далее при переходе неправильно произносимых звуков, в первую очередь, работают над теми,
которые у данного ребенка лучше коррегируются.
СкороговоркиОсновным условием успешного формирования артикуляционного праксиса является
последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых с постепенным
добавлением новых элементов. На каждом этапе необходим слуховой и зрительный контроль.
Артикуляцию необходимо формировать по ходу звука (постепенно к воздушной струе
присоединяется голосоподача, затем голосодыхательная струя). Для язычных звуков выработка
позиции языка, для губ губ.звуков.
Специальная помощь требуется для постановки соноров, поэтому работа по постановке сложных
звуков ведется ступенчато, медленно, отрабатывается каждый компонент. К отработанному
компоненту присоединяется новый. Звуки быстро автоматизируются только которые хорошо
поставлены.
1. постановка «з»
отработать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка, передние отделы
артикуляционного аппарата. Контролируется ладонью, ощущается холодная воздушная струя
к воздушной струе присоединяется голос и возникает звук, похожий на «у». «в».
создается ощущение голосодыхательной струи на кончике языка. Для этого кончик языка кладется
на нижнюю губу так, чтобы он ее ровно закрывал.
в этом положении ставим ладонь под бородок и дуем на кончик языка. Слышится звук,
приближенный к «в».
после предлагается оскалить зубы, положить кончик языка за нижние резцы, подается
голосодыхательная струя и слышится «з».
необходимо отработать ощущение легкого касания кончика языка, для этого высунуть язык и
щекотать шариковым зондом. Произнести несколько боковых движений с касанием нижних резцов.
предлагается снова произнести на оскале звук в межзубном положении, затем то же самое
выполнить боковым движением широким кончиком языка.
Во время этого упражнения должно сохраняться ощущение щекотания кончика языка и
голосодыхательная струя должна подаваться непрерывно, «з» приобретает правильное звучание.
полученному правильному звучанию привлекается внимание ребенка, предлагается самостоятельно
его воспроизвести, ориентируясь на собственный слух.
При такой постановке звука «с» коррегируется спонтанно по мере автоматизации «з». при
необходимости «с» ставится по приведенной выше схеме, но без включения голоса. Звук «зь»
ставится со звучанием «и».
2. постановка «ц»
коррегируется спонтанно после постановки «з». используются словосочетания с использованием ат
с.
3.
– отрабатывается продувание воздушной струи через середину распластанного языка.
– кладется распластанный кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он закрывал ее, подуть на
кончик. На кончике носа ощущается теплая воздушная струя. Если ребенок не может удержать
самостоятельно, держать пальцем.
с помощью зонда «короткий ключ», «печатка». Зонды подводятся под переднюю часть языка и
ребенку предлагается пожужжать. Логопед слегка перемещает зонд вперед, назад, меняет звучание,
просит ребенка кивком головы ответить правильно или нет звучит звук. Можно дать ребенку
самостоятельно поискать звук во рту с помощью зонда.
4. постановка «ш»
Спонтанно коррегируется после автоматизации «ж», ставится по той же схеме, что и «ж», но без
голоса.
5 постановка «щ»
В сочетании с «и», «ш» (ииишшшиии)
6. постановка «ч»
В сочетании атьщ
постановка «ж»7. постановка «л»
После отработки подачи воздушной струи переднего отдела артикуляционного аппарата.
пропеть «а» с широко открытым ртом
во время пропевания касаться узким кончиком языка то верхней, то нижней губы.
показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее.
во время пропевания «а» плотно прижать кончик языка к середине верхней губы.
При повторении получаются звуки лалала.
логопед фиксирует внимание ребенка на полученном звуке и предложить повторить упражнение
перемещая кончик языка за верхние резцы.
Не рекомендуется ставить «л» межзубно.
8 постановка «р»
Необходимо добиться вибрирования кончика широко распластанного языка. Поэтому сначала нужно
убедиться в том, что языку не мешает короткая подъязычная связка.
необходимо сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого применяется
задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу, как при постановке «ж»
отработка подвижности широкого кончика языка
на оскале распластанным кончиком языка ударять по небу, произнося слоги дада, дэдэ
многократно в разном ритме со смещением ударения с ускорением, «д» звучит как в англ.языке.
При ускорении темпа предлагается поддувать на кончик языка и к слогам прибавляется небольшая
вибрация, которая затем усиливается.
«р» можно поставить от сочетания дз. на оскале произносить дз, удерживая язык за нижними,
затем за верхними зубами. Далее при произнесении дз скорость увеличивается, добавляется
поддувание на кончик языка.
«балалайка». На оскале многократно произносить «д» или «ж», в это время шариковый зонд под
кончик языка и быстрыми горизонтальными движениями создавать вибрацию.
Не рекомендуется с помощью этого приема получать изолированный звук, т.к. получится раскатистое
звучание. Поэтому при получении этого звука его отводят в слог. В том случае, если ребенок не
может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать на спинке с запрокинутой слегка головой.
«рь» в сочетании со звуком «и» (ииириии)
Псевдобульбарная дизартрия у взрослых.
При спастических параличах внимание логопеда направлено на понижение возбудимости мышц,
расслабление их тонического напряжения (расслабляющий массаж, упражнения на активное
расслабление мышц, дыхательная гимнастика). Логопед упражняет парализованные мышцы при
помощи пассивной гимнастики. Особое внимание уделяется развитию движений кончика языка. В
тяжелых случаях произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных, безусловно
рефлекторных движений.
Т.о., логопедическая работа при каждой форме дизартрии должна соответствовать патогенезу
двигательных расстройств, в логопедической работе должны быть отражены индивидуальные
особенности той или иной формы дизартрии у конкретного больного. Для этого необходим анализ
первичных и вторичных нарушений. Вторичные не требуют специального логопедического
вмешательства, например, неплавность голоса проходит по мере преодоления нарушений
звукопроизношения.
Методика зависит от возраста больного, от времени ее возникновения. Чем раньше возникает
дизартрия, тем больше двигательные недостатки, тем обширнее системные недоразвития речи в
целом.