Родители, дети, учителя должны объединяться в школе, руководствоваться общими интересами. Главными результатами такого тесного сотрудничества с родителями является обеспечение индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка, повышение уровня доверия родителей к образовательному учреждению.Зернышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы.Индивидуальная работа с родителями моего класса ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому.
«Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью»
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации
воспитательных задач в контексте введения новых федеральных
образовательных стандартов. Следовательно, новые стандарты
увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе.
Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия
учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но
как этого добиться?
Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения
ФГОС является информационное сопровождение и просвещение
родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть
системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с
родителями.
Успешность обучения, формирование ключевых компетенций
зависит от сплоченности детского коллектива, от того, насколько
комфортно чувствует себя каждый ученик в своем классном
коллективе, с каким настроением он идет в школу.
А основа сплоченности детского коллектива, как и коллектива
родителей, закладывается в начальной школе, а именно в первом
классе.
Поэтому одной из главных задач (для меня как классного
руководителя) является формирование сплоченности детского
коллектива ( классного коллектива : учитель ученики родители). И
это очень не просто, так как каждый новый набор не похож напредыдущий, и нельзя автоматически переносить уже найденные
формы работы на новый коллектив. Родители в воспитательной
работе являются основными помощниками.
Но чтобы они стали помощниками и оставались ими на протяжении
многих лет, нужно уметь работать с ними, находить общий язык,
ладить.
Какая же система работы сложилась у меня, и на каких принципах
она построена.
Основные принципы:
Не поучай, а советуй.
(размышляю вместе с ними,
договариваюсь о совместных действиях. При общении с ними часто
использую фразы: "А Вы как думаете? Хотелось бы услышать Ваше
мнение".)
радость, достижения – всем на обозрение. (на родительских
собраниях говорю только позитивное,
индивидуальной работе, наедине.)
негативное в
Если не родители, то кто же? ( Постоянно стараюсь показать, что
родители мои помощники (что на самом деле так и есть), и я не
смогу обойтись без их помощи и поддержки.)
В моем классе молодые родители (2530 лет средний возраст).
Практика показывает, что не все родители имеют специальные
знания в области воспитания и испытывают трудности в
установлении контактов с детьми.
У 60% родителей этоединственные дети(15 человек из 33), опыта по воспитанию детей
школьного возраста нет.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется
систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и
максимально полного использования воспитательного потенциала
семьи можно успешно решать проблему развития личности
школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное
включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую
деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи
относятся:
• информационная(законы, устав, семейный кодекс, ФГОС и
т.д.)
• воспитательноразвивающая (познавательного
совместные проекты)
характера,
• охраннооздоровительная (ЗОЖ, уроки здоровья, спортивные
соревнования)
• контролирующая (научить я учу, вы контролируете,
добиваясь конечного результата)
Задачи взаимодействия:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и
умениями;• активное участие родителей в воспитании детей
Формы работы с родителями.
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему
взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не
компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают
возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно
относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает
им выбрать единственно правильную линию поведения.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок»
или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать
семью ученика, что позволит классному руководителю ближе
познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков
через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных
ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности
семьи.
Я в свою воспитательную систему включила использование
оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и
индивидуальной работе с семьей:
Составление характеристик семей обучающихся (состав
родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный
уровень и др.).
Организация диагностической работы по изучению семей.
Организация психологопедагогического просвещения
родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями,
работа по организации совместной общественно значимой
деятельности и досуга родителей и учащихся.
Диагностика:
При этом
использую комплекс традиционных методов
психологопедагогической диагностики:
• наблюдение;
• беседу;
• тестирование;
• анкетирование;
• деловые игры;
• материалы детского творчества и творчества родителей
Психологическая
родительских отношений.
поддержка и коррекция детско
Родителям стали жизненно необходимы психолого
педагогические знания; мне, как педагогу – знания по организации
более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в
образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих
Большую помощь в работе с родителями оказывает
знаний.
родительский комитет, который тоже выбирается на первом
собрании и сохраняется на весь период обучения детей(по классам).
Использую хорошо проверенные старые методы и приемы:
родительские собрания, лектории, круглые столы, индивидуальная
работа. На ней остановлюсь поподробнее.Индивидуальная работа с родителями моего класса ведется
через беседы, тематические консультации и посещение ученика на
дому. О чем чаще всего приходится беседовать с родителями? Темы
бесед и консультаций вытекают из наблюдений за воспитанниками.
Если замечаю какую – либо негативную черту в характере, в
поведении ребенка, провожу с родителями беседу и вместе с ним
решаю, как избежать перехода изъяна в привычку. А потому
стараюсь убедить родителей в том, что они должны следить за
формированием положительных привычек, которые имеют огромное
значение в развитии детей. Недаром народная мудрость утверждает
«Посеешь привычку – пожнешь характер».
Часто для работы с родителями использую тематические
лекции самая распространенная форма систематического устного
преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаю
родителей, психолога и учителей.
Массовые мероприятия.
Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в
родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный,
чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на
изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит
меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.
Чтобы провести массовое мероприятие вместе с родительским
активом составляю план подготовки и проведения мероприятия.1. Сбор родительского актива
2. Выбор темы, формы
3. Распределение обязанностей
4. Подготовка
5. Мероприятие
6. Итог (вывод).
Таким образом, мы провели «Осеннюю шляпку», «Посвящение в
первоклассники», «Праздник мам». Родители являются активными
участниками представления,
подготовки подарков детям,
праздничного стола. Дети после такого праздника часто
вспоминают, как было весело и им, и родителям.
Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не
все родители проявляют интерес к объединению усилий по
воспитанию своего ребенка. Мне, как классному руководителю,
необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения
этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
На сегодняшний день в своем классе я выделяют примерно три
группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с
детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую
минуту прийти на помощь.
родители – потенциальные помощники в
Вторая группа:
воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как
надо делать.Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать
Они
требований школы в учебновоспитательной работе.
отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже –
открыто, чаще скрыто.
Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с
родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к
коллективным делам не сразу дают положительные результаты.
Заключение.
Может я и не сделала никаких педагогических открытий, но
сложившаяся система отношений позволяет мне добиться главного
сплотить детский коллектив и сдружить коллектив родителей. Об
этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела,
хорошие взаимоотношения.
Родители, дети, учителя должны объединяться в школе,
руководствоваться общими интересами. Главными результатами
такого тесного сотрудничества с родителями является обеспечение
индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка,
повышение уровня доверия родителей к образовательному
учреждению.
Хочется верить, что зернышки доброты, посеянные в душах детей,
дадут добрые всходы.