ОНР приводит к различным затруднениям в овладении устной и письменной речью. Развитие речи учащихся – это одна из важных задач, которая решается на уроках русского языка. Конкретно задача развития речи учащихся сводится:
1) изучение речевого развития учащихся;
2) исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков;
3) уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
4) развитие умения грамматически правильно оформлять предложение
5) коррекция недостатков и развития устной речи
6) развитие письменной связной речи.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
ОНР приводит к различным затруднениям в овладении устной и письменной
речью. Развитие речи учащихся – это одна из важных задач, которая решается
на уроках русского языка. Конкретно задача развития речи учащихся
сводится:
1) изучение речевого развития учащихся;
2) исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков;
3) уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
4) развитие умения грамматически правильно оформлять предложение
5) коррекция недостатков и развития устной речи
6) развитие письменной связной речи.
Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно и прежде
всего реализуются в процессе коммуникации.
Эффективность решения данных задач зависит от определенных условий,
которые влияют на осуществление речевой коммуникации в зависимости от
того, в какой форме они протекают: устной или письменной.
В связи с этим выделяют методические условия развития речи:
1)уточнение и обогащение представлений учащихся о предметах и явлениях
окружающего мира.
2) повышение заинтересованности ребенка в речевом высказывании с
помощью таких приемов, как: ответы на вопросы учителя, наглядные пособия,
интересные проблемные ситуации, поощрения.
3) обеспечение высказываний детей необходимыми языковыми средствами,
то есть обязательное условие заключается в подготовительной работе,
которая помогает школьникам овладеть нужным речевым материалом.
Развитие речи осуществляется по нескольким разделам:
1. звуки и буквы.Работа проводится в 15 классах и заключается в том, чтобы выработать у
детей умение различать звуки на слух и произношение, и обозначать их на
письме в соответствие с требованиями русской графики.
Основные навыки и умения учащиеся приобретают в подготовительном и
первом классах на уроках произношения и обучения грамоте.
Цель занятий по данному разделу: развитие фонематического восприятия,
умение четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с
фонетическим составом слова, кроме того, дети учатся различать и
сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. В 35
классах эти умения и навыки совершенствуются и идет активная работа по
звукобуквенному анализу.
Школьников учат безошибочно списывать, письму под диктовку, проверке
написанного. Дети учатся различать ударные и безударные гласные, осознают,
что под ударением гласные звуки пишутся так как слышатся, а безударные
нуждаются в проверке. Значение приобретают упражнения по развитию
умения соотносить гласные буквы в ударном и безударном слогах форм
одного и того же слова, сопоставлять произношение с написанием слов в
целом. Сначала для анализа берутся формы одного слова, затем родственные
слова. Подобные упражнения проводятся включительно до 5 класса для
формирования прочного навыка написания.
2. словарная работа.
По данному разделу решаются такие задачи как: обогащение словаря,
уточнение значения слов, активизация словаря. Эти задачи реализуются на
всех уроках русского языка, но в зависимости от специфики предмета и этапа
урока та или иная задача может быть ведущей.
Все задачи реализуются комплексно и в единстве. Школьники, знакомясь с
предметами и явлениями окружающего мира, усваивают и уточняют значения
слов, учатся активно использовать слова при ответах на вопросы, составлении
рассказа.Очень важно, чтобы повторения новых слов на уроках было многократно.
Приемы объяснения нового слова: показ соответствующих предметов,
наблюдение, экскурсия, направляющие вопросы, большое значение имеет
практическая деятельность. Используются и специфические приемы: жесты,
мимика, драматизация. Кроме того, используются словесные приемы для
объяснения значения нового слова: подбор родственного слова, использование
синонимов, разложение общего понятия на частное, объяснение слов с
помощью толкования слова. В словарной работе придерживаются следующих
требований: необходимо выделять дозировку слов на единицу учебного
времени (в пределах первого этапа работы для младших классов число слов
составляет 46 слов), необходимо стремиться к контекстному объяснению
новых слов. Также, объяснение значения слова является начальным этапом в
работе над лексикой. Для его активизации в речи учащиеся используют
упражнения, постоянное повторение и включение этого слова в разные
контексты. При изучении нового слова необходимо опираться на работу всех
возможных анализаторов. Новое слово сначала прочитывается учителем,
затем разбирается вместе с детьми, после чего дети его самостоятельно
записывают и прочитывают.
При активизации лексики важно соблюдать естественность условий, то есть
дети составляют предложения, в которых отражается либо содержание
прочитанного, либо проблемная ситуация, которая задается учителем, либо на
лексический материал, который задается на уроке, на экскурсии.
Работа над лексикой тесно взаимосвязана с работой над другими сторонами
речи, в первую очередь фонематической и фонетической сторонами речи.
3. работа над предложением.
Предложение – это основная единица речи, поэтому работа над
предложением является главной задачей на уроках русского языка, так как в
ней сконцентрированы все возможности обучения, развития учащихся.
Специфика выражается в том, что основной курс русского языкацеленаправлен на формирование коммуникативной функции речи. В первом
классе вводятся элементы синтаксиса, школьники узнают о предложении, его
основных видах, о главных и второстепенных членах предложения, о связи
между словами и об однородных членах предложения. На этих основных
знаниях формируются орфографические, пунктуационные навыки и умения в
орфографического и
области фонетического,
морфологического,
синтаксического анализа. Учащиеся усваивают, что предложение выражает
законченную мысль. Путем практических умений дети учатся выделять
предложения из речи, из печатного текста, учатся выделять слова из
предложений по вопросам учителя, распространять предложение по
вопросам, заканчивать предложение и ставить знак в конце предложения.
Упражнения для отработки навыков лексикограмматического оформления
предложений:
1. Чтение предложения с правильно интонированным оформлением его
конца, определение количества предложений в хорошо интонированной
речи учителя.
Это упражнение необходимо, чтобы ученики научились чувствовать как
речевой поток делится на законченные речевые части, и фиксировать
количество услышанных предложений или схем.
2. Выбор по заданию учителя предложений из текста учебника с
ориентиром на иллюстрацию.
3. Ответы на вопросы, связанные с деятельностью детей (экскурсия,
наблюдение, игры).
4. Составление предложений по схемам в виде карточек с изображением
предметов, условными обозначениями, либо картинками с какимилибо
данными.
5. Замена слов в предложении в зависимости от изменения
демонстративного материала (смена действующего лица, характера
действия, изменение предмета ит.д.).6. Заканчивание предложений по смыслу.
7. Составление предложений и слов, которые даны вразбивку в нужной и
начальной форме.
8. Сопоставление предложений (ед. мн. число, соверш. – несоверш. вид).
Специфика: при выполнении письменных упражнений дети должны
пользоваться словарем, особенно при творческой работе. Исключения
составляют только контрольные варианты.
При работе над предложением особое внимание уделяется процессам
усвоения элементов грамматики и правописания. Таким образом развивается
умение анализировать языковой материал, сопоставлять и группировать
языковые явления, находить главные и второстепенные члены предложения.
4. Связная речь.
При обучении связной речи обогащается содержательная сторона
высказывания. Цель: сформировать умение построения связного текста.
Работа по развитию связной речи начинается уже с первых уроков
произношения, обучения грамоте и проводится систематически на уроках
чтения, грамматики, правописания. На всех ступенях изучения русского
языка внимание уделяется звуку, его правильному произношению,
графическому образу, зрительному восприятию написанного слова, интонации
и паузированию. Большое значение среди речевых упражнений приобретают
словарные, синтаксические и композиционные, то есть все те, которые
направлены на анализ и составление простейших рассказов.
Вводится понятие текста, его особенностей (связность, последовательность,
логичность и т.д.).
Проводится разнообразная работа по словосочетаниям, предложениям и с
самим связным текстом.
Требования при организации занятий по развитию связной речи:1. Создание соответствующих условий для возникновения мотивации и
потребности говорить с помощью таких средств: в первую очередь
манера педагога вести урок, его заинтересованность, поощрительные
меры (оценки, одобрения), игровые приемы, загадки, сюрпризные
моменты, соревновательный элемент.
2. Работа над логикой высказываний, использование плана.
3. Организация языковой основы для высказывания осуществляется с
помощью словарной работы, построений предложений с усвоенными
словами, ответы на вопросы.
4. Четкая постановка перед детьми цели высказывания (перед ребенком
ставится конкретная задача: опиши, расскажи, проследи и т.д.).
5. Организация самого высказывания с опорой на составленный план.
Учитель сводит до минимума собственную речевую деятельность, после
высказывания ребенка учитель прибегает к помощи других учеников
для добавления и использования речи учащихся.
6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с
использованием различной тематики и разных упражнений (простые
описания предметов, пересказ текста, рассказывание по серии
сюжетных картинок и т.д.).
Таким образом, работа по связной речи состоит из таких этапов:
подготовка к высказыванию (целевая установка и мотивация речи детей);
планирование изучаемого материала и его лексическое, морфологическое,
синтаксическое оформление.
Связная письменная речь
отличаются большей осознанностью и
регламентированностью, и развивается она только в процессе школьного
обучения. Над письменной речью работа начинается со 2 класса: учащиеся
записывают коллективно составленные предложения, учатся давать
письменный ответ на вопрос учителя.С 3 класса пишут изложения по плану, разработанному учителем, пишут
описательные короткие рассказы. Кроме того, распространяют предложения,
учатся записывать простейшие наблюдения за природой.
Учащиеся пишут сочинения – составления небольших текстов с
использованием слов на изученную орфограмму.
В средних классах школьники пишут изложения не только по готовому, но и
коллективно составленному плану. Пишут сочинения с использованием
картинок, по опорным словам, на основе наблюдений и на основе
практической деятельности.
С 78 класса в работу водятся сочинения на свободную тему.
Примерная структура урока:
1. предварительная беседа с целью выявления знаний учащихся по данной
теме.
2. анализ предъявляемого материала.
3. составление плана или обсуждение готового.
4. словарнофразеологическая работа.
5. примерный рассказ или пересказ по некоторым пунктам плана.
6. написание детьми изложения или сочинения.
После написания письменных работ учащихся, их отрывки записываются на
доске. Ученики прочитывают, отмечают неточности, предлагают свои
исправления допущенных ошибок. Исправленные предложения записываются
на другой половине доски. Эти два варианта сравниваются, после чего
исправленный вариант дети фиксируют в тетради.
Работу над орфографическими ошибками дети делают самостоятельно на
основе замечаний учителя на полях тетради.
Виды грамматических упражнений:
1. списывание с различными заданиями
2. работа со словарем3. самостоятельный подбор приемов по заданию учителя
4. составление предложений по схемам
5. ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими
задачами
6. творческие (составление предложений с определенной грамматической
категорией, с постановкой слова в заданном падеже) и выборочные
диктанты(школьники записывают не все предложения, а только
отдельные слова в зависимости от изучаемой грамматики).
7. грамматический
разбор(синтаксический,
фонетический,
комбинированный и др.).
Виды орфографических упражнений:
1. орфографический разбор, который применяется до записи текста, или
какихлибо слов – предупредительный диктант;
2. орфографический разбор, который применяется после записи текста,
или какихлибо слов – объяснительный диктант;
3. письмо по памяти;
4. зрительный диктант. Учитель записывает 12 предложения, дети их
внимательно прочитывают, анализируют, затем текст закрывается и
учащиеся пишут под диктовку данные предложения, после чего идет
проверка написанного;
5. картинный диктант (предлагаются какиелибо картинки, записываются
их названия);
6. самодиктант.
Большое внимание в подборе упражнений для школьников уделяется
индивидуальным способностям детей. На уроках дети одного класса работают
над материалом различной сложности. Например: при работе с
деформированным текстом одним ученикам предлагают слова в исходнойформе, другие конструируют предложения из слов, которые стоят в нужной
форме.