Сообщение на тему: "Современные классификации речевых нарушений".

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи могут быть раз¬делены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
Иконка файла материала № 2 Современные классификации речевых нарушений.doc
Современные классификации речевых нарушений. Клинико­педагогическая классификация: Все   виды   нарушений,   рассматриваемые   в   данной   классификации,   можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.   оформления   высказывания, Нарушения устной речи  могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего)   которые   называют   нарушениями произносительной   стороны   речи,   и   2)   структурно­семантического   (внутреннего) оформления   высказывания,   которые   в   логопедии   называют   системными   или полиморфными нарушениями речи. I.   Расстройства   фонационного   оформления   высказывания   могут   быть дифференцированы   в   зависимости   от   нарушенного   звена:   а)   голосообразования,   б) темпоритмической   организации   высказывания,   в)   интонационно­мелодической,   г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений: 1.  Дисфония   (афония)  ­   отсутствие   или   расстройство   фонации   вследствие  нарушение   голоса, патологических   изменений   голосового   аппарата.   Синонимы: нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра   голоса   (дисфония),   может   быть   обусловлена   органическими   или функциональными   расстройствами   голосообразующего   механизма   центральной   или периферической  локализации  и  возникать  на  любом этапе   развития  ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. 2. Брадилалия ­ патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. 3.  Тахилалия  ­   патологически   ускоренный   темп   речи.   Синоним:  тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе ­ торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологи­ чески   ускоренная   речь   сопровождается   необоснованными   паузами,   запинками, спотыканием,   она   обозначается   термином   полтерн.   Брадилалия   и   тахилалия объединяются подобным названием ­ нарушение темпа речи. Следствием нарушенноготемпа   речи   является   нарушение   плавности   речевого   процесса,   ритма   и   мелодико­ интонациональной выразительности. 4.  3аикание  ­   нарушение   темпо­ритмической   организации   речи,   обусловленное судорожным   состоянием   мышц   речевого   аппарата.   Синонимы:  логоневроз.  Является центрально   обусловленным,   имеет   органическую   или   функциональную   природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка. 5. Дислалия ­ нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной  дефекты иннервации   речевого   аппарата.   Синонимы: звукоnроизношенuя, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.  косноязычие  (устаревшее), Проявляется   в   неправильном   звуковом   (фонемном)   оформлении   речи:   в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка неполностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых   для   произнесения   звуков)   или   неправильно   сформировались артикуляторные   позиции,   вследствие   чего   продуцируются   ненормированные   звуки. Особую   группу   составляют   нарушения,   обусловленные   анатомическими   дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются   либо   как   следствие   несформированности   операций   различения   и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и   реализации   (дефекты   продуцирования),   либо   как   нарушение   условий   реализации звуков. При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии ­ функциональный. Нарушение   возникает   обычно   в   процессе   развития   речи   ребенка;   в   случаях травматического повреждения периферического аппарата ­ в любом возрасте. 6.  Ринолалия  ­ нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные  гнусавость анатомо­физиологическими   дефектами   речевого   аппарата.   Синонимы: (устаревшее), палатолалuя. Проявляется   в патологическом   изменении  тембра  голоса, который  оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при   произнесении   всех   звуков   речи   в   полость   носа   и   в  ней   получает   резонанс.   При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи. При этом дeфекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная),   монотонная.   В   отечественной   логопедии   к   ринолалии   принято   относить дефекты,   грубыми анатомическими   нарушениями   артикуляторного   аппарата.   В   отечественных   работах явления   назализованного   произношения   без   грубых   артикуляционных   нарушений относят к ринофонии.   обусловленные   врожденными   расщелинами   нёба,   т.   е. 7.  Дизартрия  ­   нарушение   произносительной   стороны   речи,   обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются   несформированность   всех   звеньев   сложного   механизма фонационного   оформления   высказывания,   следствием   чего   являются   голосовые, просодические и артикуляционно­фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.   В   легких   случаях   дизартрии,   когда   дефект   проявляется   преимущественно   в артикуляторно­фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Дизартрия   является   следствием   органического   нарушения   центральногохарактера,   приводящего   к   двигательным   расстройствам.   По   локализации   поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии. Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича,   но   может   возникнуть   на   любом   этапе   развития   ребенка   вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний. II.  Нарушения   структурно   ­   семантического   (внутреннего)   оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией. 1.  Алалия  ­   отсутствие   или   недоразвитие   речи   вследствие   органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы:  дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее). Один   из   наиболее   сложных   дефектов   речи,   при   котором   нарушены   операции отбора   и   программирования   на   всех   этапах   порождения   и   приема   речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, гpaмматических, лексических) не формируется,   страдает   мотивационно­побудительный   уровень   речепорождения. Наблюдаются   грубые   семантические   дефекты.   Нарушено   управление   речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается   несколько   вариантов   алалии   в   зависимости   от   того,   какие   речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает. 2.  Афазия  ­   полная   или   частная   утрата   речи,   обусловленная   локальными поражениями головного мозга. Синонимы:  распад, утрата речи.  У ребенка теряется речь в результате черепно­мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются  от диагноза афазия. Если же нарушение произошло   в   более   старшем   возрасте,   то   говорят   об   афазии.   В   отличие   от   афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия. Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того,   какой   вид   ее   нарушен.   При   нарушении   продуктивного   вида   отмечаются расстройства   письма,   при   нарушении   рецептивной   письменной   деятельности   ­ расстройства чтения. 1.  Дислексия  ­   частичное   специфическое   нарушение   процесса   чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. 2.  Дисгpафия  ­   частичное   специфическое   нарушение   процесса   письма. Проявляется в нестойкости оптико­пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и aгpафии. Нарушения   письма   и   чтения   у   детей   вызываются   затруднениями   в   овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.Психолого­педагoгическая классификация: Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: Первая   группа  ­   нарушение   средств   общения   (фонетико­фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи). 1.  Фонетико­фонематическое   недоразвитие   речи  ­   нарушение   процессов формирования   произносительной   системы   poдногo   языка   у   детей   с   различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 2.  Общее недоразвитие речи  ­  различные  сложные речевые   расстройства,  при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного   ее  состояния   до   развернутой,  но   с  элементами   фонетического   и   лексико­ грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня. Вторая   группа  ­   нарушения   в   применении   средств   общения,   куда   относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно   сформировавшихся   средствах   общения.   Возможен   и   комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Посмотрите также