Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Пере¬дне средняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута на¬зад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, дыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Мягкий звук р' отличается от твердого тем, что при его артикулировании спинка языка поднимается выше, а передний край передвигается вперёд, ближе к верхним резцам.
Технология формирования звуков р, р'
Уклад органов артикуляции.
Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 45
мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей
воздушной струе. Передне средняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута на
зад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Мягкий звук р' отличается от твердого тем, что при его артикулировании спинка языка поднимается
выше, а передний край передвигается вперёд, ближе к верхним резцам.
Нарушения произношения звуков р, р'
Распространнёность нарушений произношения звуков р, р' у детей 26% от всех звуков русского языка
(по данным М.А. Александровской).
1. Фонетические (антропофонические) дефекты звуков р, р'искажение, отсутствие звуков р, р'
называется ротацизмом
Виды ротацизма:
• Велярный: нарушено место образования звука р. Кончик языка не принимает участия в артикуляции
звука. язык отодвигается назад. Активное участие в образовании звука принимают корень языка и
мягкое небо. Воздушная струя, проходя через образованную щель между этими органами
артикуляционного аппарата, вызывает беспорядочную вибрацию нижнего края мягкого неба. Звук
получается грубый, «горловой» и акустически воспринимается как шум, который примешивается к
тону голоса. Предрасполагающие факторы слабость артикуляционых кинестетических ощущении,
парез мышц кончика языка, короткая подъязычная связка, может сформироваться по подражанию.
• Увулярный: нарушено место образования звуков р, р'.
Кончик языка также не принимает участия в артикуляции. Язык отодвигается назад. Активное участие
в образовании звука принимают корень языка и маленький язычок (лат. uvula), который и вибрирует в
проходящей воздушной струе. Вибрация носит более гармоничный характер, не сопровождается
шумом, отчетливо слышится рокот. Это вариант «горлового» звучания. Предрасполагающие факторы
слабость артикуляционых кинестетических ощущений, парез мышц кончика языка, короткая
подъязычная связка, может сформироваться по подражанию.
• Боковой: в артикуляции звука нарушено место образования, направление воздушной струи. Кончик
языка отклоняется в сторону. Смычка образуется между языком и коренными зубами. Воздушная
струя, разрывая эту смычку, вызывает вибрацию бокового края языка. Слышится хлюпающий шум, на
который накладывается голос. Дефект распространяется и на мягкий звук р'. Чаще встречается при
дизартрии вследствие пареза мышц одной стороны языка. Предрасполагающим фактором может быть
узкое высокое небо.
• Щечный: вариант бокового произношения. В случае, когда кончик языка или боковой край языка
образует смычку с внутренней поверхностью щеки, вибрирует щека, в результате чего возникает грубый
шум.
• Двугубный (кучерской) В артикуляции звука принимают участие губы, которые сближаются и
вибрируют в проходящей воздушной струе. Язык пассивен. Возможен вариант губного произношения
без вибрации. Звук произносится аналогично английскому w. Встречается довольно редко.
• Одноударный: нарушен способ образования звуков р, р'. Отсутствует вибрация кончика языка, хотя
место артикуляции не нарушается. Кончик языка только раз успевает оттолкнуться от альвеол. Звук
подобен английскому звуку d . Это вид ротацизма наиболее близок к нормированному произношению и
может считаться предшествующей, физиологичной ступенью к овладению правильным произношением
звуков р, р'.
• Проторный (фрикативный): нарушен способ образования звуков р, р'. Отсутствует вибрация кончика
языка, и вместо смычки кончика языка с альвеолами образуется щель. Положительным моментом
данного уклада является то, что кончик языка всетаки поднят к альвеолам, то есть принимает
активное участие в артикуляции. Звук получается щелевым. Акустически близок к звуку ж или звуку з
(если язык в верх нем положении). Это вид ротацизма близок к нормированному произношению и можетсчитаться предшествующей, физиологичной ступенью к овладению правильным произношением звуков
р, р'.
• Носовой: в артикуляции звука имеет место патологическое резонирование носовой полости. Нарушено
место образования, язык отодвинут назад, отсутствует небноглоточный затвор, воздушная струя
направляется в носовую полость. Звук имеет назальный оттенок. Встречается при открытой ринолалии,
при дизартрии, где наблюдается парез мягкого неба.
2. Фонетикофонематические дефекты звуков р, р' замена звуков, и чисто фонематические
(фонологические) дефекты смешение звуков р, р' называются параротацизмом.
Причины: нарушение фонематического слуха, недоразвитие фонематического восприятия, слабость
артикуляционых кинестетических ощущений.
Виды параротацизма:
• внутригрупповая замена. смешение –(р р'). Например: ракета рякета, рыба риба;
• замена, смешение – (р, р' – j). Например: горка гайка, гора гоя, ремень емень, Борька Бойка.
• замена, смешение – (р, р' л, л'). Например: работа_лабота, рак лак, ребенок лебёнок, рейка лейка;
• замена, смешение – (р, р' в, в'). Например: барабанбавабан, речка вечка;
• замена,смешение (р,р' д,д'). Наример: картина кадтина, рога дога, карета кадета;
• замена, смешение (р,р' г,г'). Например: ручка гучка, варить вагить.
Технология формирования звуков р,р'
Подготовительный этап
Упражнения для языка:.
«молоточек стучит» (произносить на одном выдохе ддд),
«тихо забиваем» (произносить на одном выдохе ттт),
«лошадка» улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот
при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не поворачивался внутрь, а
нижняя челюсть оставалась неподвижной.,
«чашечка» Поднятие широкого языка на верхнюю губу, причём необходимо следить за
плотным и устойчивым прилеганием краёв языка к верхней губе; нижняя губа не должна выдвигаться и
поддерживать язык снизу; язык, сохраняя свою форму, втягивается за зубы
«грибок» присосать язык к небу до предела (до боли), растянув уздечку. Удерживать язык в
таком положении под счет до 10 раз
«маленькая лошадка», «гармошка», «маляр»,
Для развития кончика языка, что особенно важно в случаях массивных подъязычных уздечек и
парезов языка, рекомендуются следующие упражнения: язык вверх – вниз (на верхнюю губу – на
нижнюю губу, а также за верхние зубы – за нижние зубы); язык вправо – влево (снаружи и во рту);
круговые движения языка между челюстями и губами то справа – налево, то наоборот с задержкой и
упором кончика языка в правую щёку, в левую щёку.
Необходимо следить, чтобы кончик языка не выскальзывал изза губы. Весь ход кругового движения
контролируется зрительно – при помощи зеркала.
Упражнения для силы и направленности воздушной струи: «фокус», различные продувки,
просим продуть язык через губы, «загони мяч в ворота», «болтушка»( «индюк сердится» предлагаем
выполнить на губах, языке, альвеолах)
Приемы постановки звука
Прежде чем приступить к работе по постановке звука, следует объяснить ребёнку разницу в
нормрованном и искажённом произношении, сравнить и объяснить, предложить подумать вместе, как
же произносится этот звук:
В каком положении губы? (в улыбке, они не округляются)
Открыт или закрыт рот? (рот приоткрыт, расстояние между верхними и нижними резцами – 1 палец)
Где находится кончик языка? ( упирается в бугорочки и вибрирует)
Горлышко молчит или дрожжит?
Полезно при этом нарисовать вместе с ребёнком опорные сигналы.
Постановка по подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам,
поэтому чаще приходится применять другие.
Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном
выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется
также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе,ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с
деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка
просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном
(увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней.
Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой
звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне
длительным (раскатистым) и зашумленным.
Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его
протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько
вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным
напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем
языка и деснами.
Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах.
Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью,
применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части
языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края
попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным
плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом № 1. Домашние тренировки ребенок
может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время
тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.
Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.
Данный прием приводит к положительным результатам.
Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок
с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.
Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько
удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов
ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до
получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится
зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент
возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р нормальной протяженности без избы
точного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в
сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки
в вызывании слогов ра, ру, ры.
При постановке мягкого р' применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя,
зё, зю.
Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но
такой порядок не является жёстким, его можно произвольно менять. В большинстве случаев
оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками р и р'