Сообщение на тему: "Технология формирования звуков р, р'".

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Пере¬дне средняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута на¬зад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, дыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Мягкий звук р' отличается от твердого тем, что при его артикулировании спинка языка поднимается выше, а передний край передвигается вперёд, ближе к верхним резцам.
Иконка файла материала №50 технолог формирован звуков р, рь.doc
Технология формирования звуков р, р' Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4­5  мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей  воздушной струе. Передне средняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута на­ зад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,  голосовые связки сомкнуты и вибрируют.   Мягкий звук р' отличается от твердого тем, что при его артикулировании спинка языка поднимается  выше, а передний край передвигается вперёд, ближе к верхним резцам. Нарушения произношения звуков р, р' Распространнёность нарушений произношения звуков р, р' у детей ­26% от всех звуков русского языка  (по данным М.А. Александровской). 1. Фонетические (антропофонические) дефекты звуков р, р'­искажение, отсутствие звуков р, р'­ называется ротацизмом Виды ротацизма:  • Велярный: нарушено место образования звука р. Кончик языка не принимает участия в артикуляции  звука. язык отодвигается назад. Активное участие в образовании звука принимают корень языка и  мягкое небо. Воздушная струя, проходя через образованную щель между этими органами  артикуляционного аппарата, вызывает беспорядочную вибрацию нижнего края мягкого неба. Звук  получается грубый, «горловой» и акустически воспринимается как шум, который примешивается к  тону голоса. Предрасполагающие факторы ­ слабость артикуляционых кинестетических ощущении,  парез мышц кончика языка, короткая подъязычная связка, может сформироваться по подражанию.  • Увулярный: нарушено место образования звуков р, р'.  Кончик языка также не принимает участия в артикуляции. Язык отодвигается назад. Активное участие  в образовании звука принимают корень языка и маленький язычок ­ (лат. uvula), который и вибрирует в  проходящей воздушной струе. Вибрация носит более гармоничный характер, не сопровождается  шумом, отчетливо слышится рокот. Это вариант «горлового» звучания. Предрасполагающие факторы ­  слабость артикуляционых кинестетических ощущений, парез мышц кончика языка, короткая  подъязычная связка, может сформироваться по подражанию.  • Боковой: в артикуляции звука нарушено место образования, направление воздушной струи. Кончик  языка отклоняется в сторону. Смычка образуется между языком и коренными зубами. Воздушная  струя, разрывая эту смычку, вызывает вибрацию бокового края языка. Слышится хлюпающий шум, на  который накладывается голос. Дефект распространяется и на мягкий звук р'. Чаще встречается при  дизартрии вследствие пареза мышц одной стороны языка. Предрасполагающим фактором может быть  узкое высокое небо.  • Щечный: вариант бокового произношения. В случае, когда кончик языка или боковой край языка  образует смычку с внутренней поверхностью щеки, вибрирует щека, в результате чего возникает грубый шум.  • Двугубный (кучерской) В артикуляции звука принимают участие губы, которые сближаются и  вибрируют в проходящей воздушной струе. Язык пассивен. Возможен вариант губного произношения  без вибрации. Звук произносится аналогично английскому w. Встречается довольно редко. • Одноударный: нарушен способ образования звуков р, р'. Отсутствует вибрация кончика языка, хотя  место артикуляции не нарушается. Кончик языка только раз успевает оттолкнуться от альвеол. Звук  подобен английскому звуку d . Это вид ротацизма наиболее близок к нормированному произношению и  может считаться предшествующей, физиологичной ступенью к овладению правильным произношением  звуков р, р'.  • Проторный (фрикативный): нарушен способ образования звуков р, р'. Отсутствует вибрация кончика языка, и вместо смычки кончика языка с альвеолами образуется щель. Положительным моментом  данного уклада является то, что кончик языка все­таки поднят к альвеолам, то есть принимает  активное участие в артикуляции. Звук получается щелевым. Акустически близок к звуку ж или звуку з  (если язык в верх нем положении). Это вид ротацизма близок к нормированному произношению и можетсчитаться предшествующей, физиологичной ступенью к овладению правильным произношением звуков  р, р'.  • Носовой: в артикуляции звука имеет место патологическое резонирование носовой полости. Нарушено место образования, язык отодвинут назад, отсутствует небно­глоточный затвор, воздушная струя  направляется в носовую полость. Звук имеет назальный оттенок. Встречается при открытой ринолалии,  при дизартрии, где наблюдается парез мягкого неба.  2. Фонетико­фонематические дефекты звуков р, р' замена звуков, и чисто фонематические  (фонологические) дефекты ­ смешение звуков р, р' ­ называются параротацизмом.  Причины: нарушение фонематического слуха, недоразвитие фонематического восприятия, слабость  артикуляционых кинестетических ощущений.  Виды параротацизма:  • внутригрупповая замена. смешение –(р ­ р'). Например: ракета ­ рякета, рыба ­ риба;  • замена, смешение – (р, р' – j). Например: горка ­ гайка, гора ­ гоя, ремень ­ емень, Борька ­ Бойка.  • замена, смешение – (р, р' ­ л, л'). Например: работа_лабота, рак ­ лак, ребенок ­ лебёнок, рейка ­ лейка; • замена, смешение – (р, р' ­ в, в'). Например: барабан­бавабан, речка ­ вечка;  • замена,смешение­ (р,р'­ д,д'). Наример: картина­ кадтина, рога­ дога, карета­ кадета; • замена, смешение­ (р,р'­ г,г'). Например: ручка­ гучка, варить­ вагить. Технология формирования звуков р,р' Подготовительный этап Упражнения для языка:.  ­«молоточек стучит» (произносить на одном выдохе ддд),  ­«тихо забиваем» (произносить на одном выдохе ттт),  ­«лошадка» ­ улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не поворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.,  ­«чашечка»   ­   Поднятие   широкого   языка   на   верхнюю   губу,   причём   необходимо   следить   за плотным и устойчивым прилеганием краёв языка к верхней губе; нижняя губа не должна выдвигаться и поддерживать язык снизу; язык, сохраняя свою форму, втягивается за зубы             ­«грибок»  ­ присосать язык к небу до предела (до боли), растянув уздечку. Удерживать язык в таком положении под счет до 10 раз              ­«маленькая лошадка», «гармошка», «маляр»,              ­Для развития кончика языка, что особенно важно в случаях массивных подъязычных уздечек и  парезов языка, рекомендуются следующие упражнения: язык вверх – вниз (на верхнюю губу – на  нижнюю губу, а также за верхние зубы – за нижние зубы); язык вправо – влево (снаружи и во рту);  круговые движения языка между челюстями и губами то справа – налево, то наоборот с задержкой и  упором кончика языка в правую щёку, в левую щёку. Необходимо следить, чтобы кончик языка не выскальзывал из­за губы. Весь ход кругового движения  контролируется зрительно – при помощи зеркала.            Упражнения для силы и направленности воздушной струи: «фокус», различные продувки,  просим продуть язык через губы, «загони мяч в ворота», «болтушка»( «индюк сердится» предлагаем  выполнить на губах, языке, альвеолах) Приемы постановки звука  Прежде чем приступить к работе по постановке звука, следует объяснить ребёнку разницу в  нормрованном и искажённом произношении, сравнить и объяснить, предложить подумать вместе, как  же произносится этот звук: ­В каком положении губы? (в улыбке, они не округляются) ­ Открыт или закрыт рот? (рот приоткрыт, расстояние между верхними и нижними резцами – 1 палец) ­ Где  находится кончик языка? ( упирается в бугорочки и вибрирует) ­ Горлышко молчит или дрожжит? Полезно при этом нарисовать вместе с ребёнком опорные сигналы. Постановка по подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам,  поэтому чаще приходится применять другие.  Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном  выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется  также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе,ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с  деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка  просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.  Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном  (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней.  Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой  звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне  длительным (раскатистым) и зашумленным.  Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его  протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько  вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным  напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем  языка и деснами.  Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах.  Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью,  применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части  языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края  попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным  плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом № 1. Домашние тренировки ребенок  может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время  тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.  Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.  Данный прием приводит к положительным результатам.  Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.  Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько  удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов  ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до  получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится  зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент  возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р нормальной протяженности без избы­ точного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в  сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.  При постановке мягкого р' применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя,  зё, зю.  Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жёстким, его можно произвольно менять. В большинстве случаев  оказывается необходимым  провести дифференциацию между звуками р и р'