В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:
возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;
возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
35 Технология обследования звуковой стороны речи
1. Технология обследования произносительной стороны речи как вид педагогической
технологии.
Педагогическая технология: определение, характеристика, классификация.
Логопедические технологии обследования речи как вид педагогической технологии.
2. Характеристика произносительной стороны речи.
Произносительная сторона речи как средство осуществления речевой
Просодические и
как средство оформления высказывания.
деятельности,
звукопроизносительные характеристики устной речи.
3. Методика изучения произносительной стороны речи.
Цель, задачи и принципы обследования произносительной стороны речи. Приемы
обследования дыхательной и голосообразующей функций как базы для реализации
фонетического компонента речевой коммуникации.
Изучение особенностей строения артикуляционных органов. Влияние
анатомических дефектов артикуляционного аппарата на произносительную сторону речи.
Анализ и формулировки выводов по результатам констатирующего эксперимента.
4. Технология обследования звукопроизношения.
Сбор анамнестических данных и значение их для диагностики нарушений
звукопроизношения. Приемы обследования звукопроизношения.
Требования к речевому и наглядному материалу, используемому при обследовании
звукопроизношения. Составление протокола обследования звукопроизношения.
Виды нарушений звукопроизношения. Принципы анализа результатов обследования и
формулировка выводов о характере и структуре дефекта.
В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную,
взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение
педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на
практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о
педагогической технологии предполагает:
возможность разработки различных выверенных педагогических технологий
специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый
практический опыт;
возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями,
возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Педагогическая технология это строго научное проектирование и точное
воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Поскольку
педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая
технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий,
направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной
взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие
педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если
понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов
обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то
педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех
ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача
эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой
квалифицированным педагогомпрофессионалом.Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является
его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и
разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи
можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые
относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ
действий своих и учащихся.
Конструктивносодержательная,
конструктивноматериальная и конструктивно
операциональная технологии различаются по своему предмету. В каждой из них
выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся
постановкой диагноза, прогностическая и проективная творческая мыслительная
деятельности. Анализ, прогноз и проект неразрывная триада при решении любой
педагогической задачи вне зависимости от ее предметносодержательного наполнения и
временных ограничений.
Логопедическая технология обследования речи является видом педагогической
технологии.
Логопедическое обследование ребенка включает три основных раздела:
1) тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического
развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о
ребенке (выписка врача, характеристика воспитателя и пр.);
2) логопедическое и психологопедагогическое обследование с подробной регистрацией
вербальной и невербальной деятельности ребенка;
3) анализ и педагогическая оценка всех полученных
данных. Необходимо, чтобы дети с общим недоразвитием речи были обследованы
детским невропатологом или психиатром, а также отоларингологом.
Комплексное медикопедагогическое обследование ребенка и комплексная медико
педагогическая диагностика его психоречевого развития позволяют педагогу понять
индивидуальные особенности каждого ребенка.
Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности
грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает
в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня
фонематического восприятия.
Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и
педагогической документации, имеющейся на исследуемого ребенка, со сбора сведений об
учащемся от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем
проводить исследование состояния общей и ручной моторики, артикуляционного аппарата
(его анатомических и двигательных особенностей), фонетики, фонематических процессов,
лексики, грамматического строя, чтения и письма. В ходе логопедического исследования
на каждого школьника составляется карта обследования речи, в которой логопед
записывает все полученные данные в определенной последовательности
Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи
говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее
произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация
(ритмикомелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на
каждом.
Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют
речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе
повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящемувыражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством
знаков препинания.
Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое
ударение. Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения,
вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и
безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость
произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от
содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи
снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою
выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для
отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке
речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью
речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с
длиной высказывания. Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая
различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости
и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты
тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в
сочетании с увеличением длительности произнесения.
Для формирования у детей ритмикомелодической стороны речи необходимо развивать:
речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа
и ритма речи, а также звуко высотный слух — восприятие движений тона голоса
(повышение и понижение),
основные качества голоса — силу и высоту, речевое дыхание — его длительность и
интенсивность.
Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого
аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата:
энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань;
генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми связками и мышцами;
резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.
Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна
лишь благодаря центральному управлению процессами речи и голосообразования, т. е.
процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью
центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии.
Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и
голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает
образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту
артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или
ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.
В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо,
маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие,
диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких
через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков
участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые
связки». Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые
связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя
воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи
образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя частькоторого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким
язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она
может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка,
мягкого нёба, маленького язычка (см. рис. на переднем форзаце).
Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и
губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют
каждый звук речи.
Язык, состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и
производить разнообразные движения. В языке различают кончик, спинку (переднюю,
среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения
вверхвниз, впередназад не только всем телом» но и отдельными частями. Так, кончик
языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с);
кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опущены, а задняя — высоко
подниматься вверх, (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя
части спинки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благодаря
чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие
артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как
различные звуки речи.
Обследование звукопроизношения
Отметить антенатальные,
Сбор анамнестических данных.
интранатальные и
постнатальные повреждающие воздействия (генетические дефекты, резусконфликты,
действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и
других полей, острые и хронические и бытовые и производственные интоксикации, прием
лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавления, ушибы, употребление
алкоголя и наркотиков; отсутствие или слабую выраженность родовых схваток,
стимуляцию родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приемов,
кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большую или малую массу тела
новорожденного, преждевременное рождение; нейроинфекции и травмы головного и
спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания).
При изучении постнатального развития отметить характер грудного вскармливания (как
ребенок взял грудь, как удерживал сосок, не было ли подтекания молока по уголку губ,
пота над верхней губой при сосании, засыпания во время кормления, частых и обильных
срыгиваний), особенности сна и бодрствования (чрезмерное двигательное возбуждение,
сильный приступообразный, так называемый мозговой крик), особенности раннего
развития ребенка (когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ходить,
узнавать близких, когда появились первые зубы, сколько зубов было к году).
По медицинской карте сделать заключение о соматическом состоянии ребенка (у каких
специалистов стоит на учете, с каким диагнозом).
При изучении характера речевого развития необходимо отметить время появления
гуления, лепета, первых слов и первых фраз; отметить, прерывалось ли речевое развитие и
по какой причине; использование жестов в качестве замены или дополнения речи;
отношение окружающих к состоянию речи ребенка; занимался ли с логопедом, каковы
результаты.
Как отмечает Чевелева Нина Алексеевна, очень важно своевременно и полно обследовать
речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлениемречевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не
позже чем в 4 г.При логопедическом обследовании детей с речевой патологией прежде
всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем
тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить
состояние фонематического восприятия.
Остановимся на каждом из видов
логопедического обследования отдельно.
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его
органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в
их строении, соответствует ли оно норме.В процессе обследования можно обнаружить
следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного
аппарата:
губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;
зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между
ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;
прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;
челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;
нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое»)или, наоборот, плоское, низкое;
язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.
Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают
выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой
инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа,
подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким,
распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать
его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя
ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот;
вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать
попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть,
затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.
При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного
аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного
движения к другому.
Обследование звукопроизношения.
В результате этого обследования должно быть
выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его
в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения:
замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном
произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит
слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется
ли перестановка или выпадение звуков и слогов.
Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальныхпредметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны
представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со
стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение.
Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки
речи является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где изображены
предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале,
конце, середине слова и в сочетании с согласным. Например, при проверке произнесения
звука с предлагаются следующие картинки: санки, автобус, усы, сковорода
ш: шишка или шапка, душ, чашка
л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа
й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк
р: радуга, корова, забор, труба
г: гамак, вагон, нога
к: мак, комната, ветка
х: хлеб, муха, мох, охотник
с: санки, коса, нос, стакан, стол
с': сети, семь, Вася
з: завод, зубы, коза, звезда
з': зима, бузина, газета
ц: цапля, солнце, палец, цветок
ш: шишка, пышка, шуба, шкаф
ж: жук, кожа, ножи
ч: чайник, качели, печка, ночь
щ: щетка, щепки, плащ, клещи
л': малина, лебедь, полено
Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово
отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком — прямые и
обратные.Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы
выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с
таким случаем, когда в какомто одном слове (называя предъявленную картинку)
ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или
заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произноситпроверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести
подряд несколько фраз, в которых, возможно чаще повторялся исследуемый звук.
Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.
При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать
еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных
словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно
произносит изолированные звуки с и ш, однако в речи их не дифференцирует, заменяет
один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Правда, чаще всего такое
недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с
искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование
дифференциации звуков во фразовой речи.
Для обследования подбирают специальные картинки — предметные и сюжетные. При
подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребенком слов и фраз,
содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится
примерный перечень слов и словосочетаний:
кх: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;
лй: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из
лейки;
сш: у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.
Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;
зж: у Зои желтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил,
задрожал;
сс'ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У
Сонечки семечки;
т'ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать;
чц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница;
чщ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки;
сц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница;
щс: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий;
лр: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало,
разбила, раскладушка, контролер.
Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребенку повторять их
отраженно.Обследование слоговой структуры слова. Иногда, помимо нарушений в
произношении фонем, у детей наблюдаются особые трудности в произношениимногосложных слов и слов со стечением согласных. Например, ребенок говорит
«мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний»
вместо игрушечный и т.п. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются
в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо
проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры — со стечением
согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из
сходных звуков. Вот примерный перечень таких слов:
медведь
дверь
трамвай
верблюд
сахарница
абрикосы
проспект
скатерть
ласточка
хворост
аквариум
демонстрация
холодильник
перекресток
под мухомором
регулировщик
телевизор
со сковородки
фотографироваться
слепили снеговика
Полотенце
Игрушки
чернильница
ящерица
транспорт
учительница
Мотоциклист
велосипедист
Обследование фонематического восприятия. После проверки состояния произношения
звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает.
Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию.
Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и
шипящих (саша, зажа, саза и т. д.), звонких и глухих (дата паба, и т. д.), сонорных (ра
ла, рили и т. д.), мягких и твердых (сася, лаля и т. д.). С этой целью логопед
предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например:
саша, шаса, ачащ, саца, рала, шажа и т. д.
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется
следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какоелибо
действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает
руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки
называемые логопедом слоги.
Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные
по смыслу, например: жуксук, том—дом— ком, дом—сом, мишка—миска, коза—коса,
лужа—лыжи, день—тень—пень. Эту проверку проводят разными способами: можно
предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что
такое лужа и что такое лыжи?») и др.
Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например:
Маша—Даша—каша; Паша—наша— ваша; тень—день, день—пень; бак—лак—мак—так
—рак; жук— лук—сук—тук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровеньфонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.
В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все
необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести
дислалии, а также наметить пути коррекции дефекта.Чтобы определить характер
нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать
разновидности сигматизмов и парасигматизмов, ламбдацизмов и параламбдацизмов и др.,
их отличия от нормы как по артикуляции, так и по звучанию. Но одних теоретических
знаний недостаточно — логопед должен выработать у себя необходимые для обследования
звукопроизношения умения и навыки:
умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он
нарушен;
умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении
нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают
губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;
умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать
ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке,
в отдельных словах, при их изолированном произнесении).
Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не
пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить
план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения. Для этого педагог
заводит тетрадь, в которой фиксирует все ошибки воспитанника.
В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена. Для этого детям
младшего возраста можно дать картинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были
изображены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков (нр
наглядный материал у ФомичевойМ.Ф., альбом Иншаковой, Волковской, Грибовой,
Волковой и др.). Ребенок отвечает на вопросы по картинке, а воспитатель отмечает
дефекты его произношения в тетради на заранее подготовленной странице.
Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли
ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять
этот звук за собой, используя различные игровые приемы и картинкисимволы. Затем
ребенку даются предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот
звук в различных словах. А при повторении за педагогом фраз, насыщенных данным
звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи.
Вот некоторые игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей,
предложенные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г
1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы
картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в
одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.
2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них
нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок,
продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.
3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть
исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.
4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной
картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и
называет картинку.
5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с
изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в
названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и
называет.
7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка.
Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинкиигрушки и называет их.
8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным
звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.
9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или
нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем
по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с
одним предметом, а у другого — с двумятремя. Затем каждый из детей называет свою
картинку.
10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются
контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым
звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается,
логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут
листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его
листочке. Листья ставятся в вазу.
Обследование фонематического слуха
Наряду с выявлением навыков звукопроизношения необходимо выяснить, как дети на слух
различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.
1. «Слушай и показывай». На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова,
сходные по звучанию, но разные по значению (нос — нож, усы — уши, удочка — уточка,
дочка — точка, змея — земля и т. д.). Логопед медленно и четко произносит название
картинки, а ребята отыскивают нужную и показывают ее логопеду.
2. «Кто самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен
хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук,
слог с этим звуком.
3. «Слушай и повторяй». Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2—3
слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа бапа, пабапа. За каждый
правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных
ответов.
Изучение состояния звуковой стороны речи Методические указания к обследованию
речи:
Сначала логопед изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где может выявить
запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки
речи (заикание, задержку развития речи и др.). Затем проводит индивидуальное
обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребенка. Обследование
лучше проводить, когда в группе мало детей (во время прихода и ухода их домой). Иногда
при индивидуальном обследовании ограничиваются тем, что предлагают ребенку
повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает представления о
самостоятельной речи. Подражая логопеду, ребенок часто произносит звуки лучше, чем
самостоятельно.
Опыт показывает, что нельзя также проверять звукопроизношение, ограничиваясь
прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов взрослого стихотворении
ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут
отсутствовать нужные для проверки звуки. Поэтому обследование проводят с
использованием специального материала, который должен иметься в каждой группе.
Материал для обследованияМатериал подбирает воспитатель и правильно оформляет его. Для обследования
звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Часто этот
материал оформляют в виде альбомов. На одной странице альбома обычно наклеивают 6—
9 картинок. Но когда их предлагают ребенку, у него рассеивается внимание. Кроме того,
даже если ясно, как ребенок произносит звук, все картинки приходится досматривать до
конца, поскольку это ему интересно. К тому же картинки, наклеенные в альбом, не могут
быть в дальнейшем использованы как раздаточный материал.
Проведение обследования
Подготовив материал, логопед начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает
не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность
произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на
слух произношение отличается от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесен
нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в
слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малышу произнести звук по
подражанию. Он говорит: «Летит комарик и звенит — ззз. Позвени и ты, как комарик».
Если .ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что
изолированно произносить звук он может, хотя в речь еще не ввел. В таком случае
необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы.
Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него
еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в
речь.
При обследовании педагог обращает внимание на темп речи детей, четкость,
правильность произношения слав, звонкость голоса. Все недостатки надо отмечать.
Детей, у которых еще не сформирована связная речь, обследуют с помощью сюжетных
картинок. Воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы:
неправильное построение предложений, нарушения в 'согласовании слов в роде, числе,
падеже, в управлении и т. д.
В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесенные ребенком звуки,
слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного
произношения.
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко
известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в
отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и
сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях.
Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в
названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з—с. ж—ш, б—п, г—к, л—
р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишкамиска, лакрак). При
обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но
и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи,
речевого дыхания.
Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное
произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания;
знаком () — пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании
темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звукзаместитель
(табл. 2.6).
Таблица№ Фамилия,
имя
ребенка
Воз
раст
Звуко
произно
шение
Особеннос
ти темпа
речи,
речевого
дыхания
Дифференциация
звуков
Оценка
речи в
баллах
с
ш
3
ж
ц
ч
с
щ
п
б
т
Д
к
г
л
р
Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки
звуковой стороны речи детей. Высший балл — 3, соответствует высокому; 2 — среднему; 1
— низкому уровню развития звуковой стороны речи детей