Сообщение на тему: "Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка»
Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
классное руководство
Взрослым
08.07.2018
Сообщение на тему: "Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка». Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Взаимод.семьи и школы в нравст.воспит..docx
МОУ «Зыковская средняя школа»
«Взаимодействие семьи и
школы по формированию
нравственной культуры
ребенка»
Подготовила:
учитель начальных классов
Вдовина Е.С.
2016 г. Дети часто воспринимают отрицательный опыт безнравственное поведение взрослых,
сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы. Всё это
оказывает отрицательное воздействие, разрушает традиции и культуру нашего народа,
наносит вред процессу воспитания, приводит к формированию вредных привычек у детей.
За последние годы наблюдается тенденция увеличения просмотра детьми телевизионных
передач, увлечение компьютерными играми, бесцельного времяпровождения на улицах
наших городов. Сокращается посещение ими спортивных секций, художественных и
творческих мастерских. У детей пропадает желание к чтению художественной литературы,
к работе с книгами, посещению библиотек, выставок. С точки зрения личности и семьи,
ценностные ориентиры, присущие детскому сознанию, стали во многом разрушительны.
Поэтому задача формирования духовнонравственной культуры младших школьников в
тесном взаимодействии семьи и школы имеет большую значимость.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи на
сегодняшний день, стали высокая степень занятости родителей, неблагоприятная
психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных
традиций. Ведь и дети, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И
тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают. В своей семье
человек должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии
с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не
научится понимать и принимать окружающих.
В процессе формирования и развития психической деятельности (мышления, памяти,
воображения, восприятия), прежде всего, с помощью учителя, родителей и собственного
опыта ученик младших классов познаёт красоту мироздания, учится работать творчески,
задумывается о своих поступках, взаимоотношениях в классе, о своём предназначении в
мире – то есть развивается духовно. С помощью бесед, уроков, экскурсий, игр, трудовой
деятельности, проектной, исследовательской, внеклассной деятельности учитель помогает
ребёнку развить и первые нравственные качества: не обижать одноклассников, уважать
учителя и родителей, помогать ближнему. В начальной школе формируются основные
черты характера личности. Младший школьный возраст является особым периодом в
духовнонравственном становлении человека, поэтому на учителей начальных классов и
родителей возлагается особая ответственность. При этом необходимо педагогическое
сопровождение духовнонравственного воспитания школьника начальных классов в семье,
которое можно охарактеризовать как систему деятельности школы по оказанию
профилактической и оперативной помощи семье в формировании базовых ценностей,
духовности и нравственности ребенка. Оно строится на принципах гуманности, взаимопонимания, единства требований школьных педагогов и родителей, толерантности к
родителям и детям различных убеждений и культур.
Главная задача классного руководителя познакомиться с условиями, в
которых живёт ребёнок: взаимоотношениями между членами в семье и месте ребёнка в ней,
с семейными традициями. Необходимо найти пути привлечения родителей в дела школы и
класса. Изучая индивидуальные особенности каждой семьи с помощью бесед, тренингов,
диспутов, дискуссий, рассказываю о требованиях, предъявляемых к ребёнку в школе, о тех
новых условиях, в которых он будет находиться. Создаю банк данных о каждой семье,
стараюсь выявить, обобщить и распространить лучший опыт семейного воспитания. При
диалоге с родителями определяю конкретные пути и методы совместного влияния на
ребёнка. Вместе приходим к выводу, что в семье следует постоянно создавать атмосферу
внимания друг к другу, к успехам каждого члена, стремиться помочь, а не срывать свое
раздражение по поводу неудач. С этой целью можно провести совместные родительско
ученические собрания «На сколько мы близки». Дети и родители рассаживаются по
группам, вопросы для обсуждения пресс центр вывешивает на доске. Дети отвечают на
вопросы, и на эти же вопросы отвечают родители о своем ребенке: С кем из класса ты
дружишь? Чем любишь заниматься в свободное время? Любимое блюдо, цвет, время
года, праздник, любимый родительский подарок? Родители и дети обмениваются
анкетами и отмечают совпадения. На вопросы родителей дети тоже отвечают
(одновременно): 1. Ваша любимая телепередача? 2. Есть у вас хобби, любимое занятие? 3.
Ваше любимое блюдо, цвет, время года…? Родители и дети вновь обмениваются анкетами,
отмечают совпадения. Затем анкеты обрабатывает прессцентр, детям рекомендуется
составить портрет идеального родителя. Участники высказывают свое мнение.
Выступления обобщаются прессцентром.
На каждого ребенка в классе заведена «Индивидуальная карта роста» и
«Портфолио», где дети вместе со мной и родителями в течение учебного года отслеживают
личные достижения в образовательном процессе и творчестве. Эта форма деятельности
увлекает и стимулирует творческий рост не только детей, но и родителей. Большое
внимание уделяю технике чтения, учу читать не ради хороших отметок, а чтобы понимать
прочитанное, ведь духовные радости от прочитанного пробуждают любознательность,
расширяют и углубляют знания. Для достижения этой цели ведутся читательские дневники.
В результате развиваются индивидуальные интересы и склонности, формируется культура
речи, познаётся красота родного языка, развивается умение пользоваться словом в быту с
окружающими.Каждую четверть подводится мониторинг результатов по технике чтения с
регулярным внесением всех данных в дневник ученика и карту личностного роста. Особую
роль в младшем школьном возрасте играют сказки. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир
не только «умом, но и сердцем». Сопереживая героям, ребёнок учится откликаться на
события и явления окружающего мира, выражать своё отношение к добру и злу. «В сказке
черпаются первые представления о справедливости и несправедливости», отмечает В.А.Сухомлинский. Много внимания современный школьник уделяет телепередачам.
Задача взрослых научить ребёнка разбираться в ценностях передач и научить смотреть
только те, которые развивают и расширяют интересы, помогают организовать их
деятельность, несут в себе большой воспитательный заряд: передачи о природе, о
животных, рассказы о жизни других народов, их обычаях и нравах. Важное значение имеет
совместный просмотр и обсуждение этих передач, когда формируется нравственная оценка
определённых событий, явлений, поступков героев. Развивающие, познавательные игры,
сошедшие с экрана и проводимые в школе, стали излюбленными для детей и взрослых:
«Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «КВН» развивают мышление, память, внимание,
творческое воображение, наблюдательность, самоконтроль. Придавая большое значение
учёбе, семья и школа заботится и об интересном досуге детей. Работают кружки по
интересам совместно с ДК, которые развивают индивидуальные способности и склонности,
умения общаться, подчинять свои личные интересы общественным. Совместные прогулки,
экскурсии, походы сближают детей и родителей, приобщают к труду, делают их
здоровыми, сильными, формируют характер и являются источниками человеческого
счастья. Тепло костра, любимые стихи, мелодии песен сливаются с красотой пейзажа,
будят гражданские чувства. В.А.Сухомлинский говорил о том, что жизненный опыт
показывает: «Корни добрых чувств зарождаются в детстве, а человечность, доброта
рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
Заложенные нравственные качества и чувства детей развиваются и укрепляются при
подготовке и проведении мероприятий: «Сделай подарок папе, маме, бабушке и дедушке»,
«Признайся в любви в день Святого Валентина», проведение операций «Добродел»,
«Милосердие», «Чистый четверг», «Кормушка», «Подарок ветерану» и мн. др.. Дети
чувствуют, как приятно чтото сделать для других. Оберегая молодое деревце, развешивая
в саду кормушки для птиц, разыскивая хозяина для щенков и котят, видят, что рядом
живут люди, нуждающиеся в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки
приносят радость окружающим, а чёрствость и равнодушие огорчают людей, отталкивают
людей
Создание системы работы по формированию духовно – нравственной культуры
младших школьников является итогом многолетней работы, включающей в себя: сочетание
учебной и внеклассной работы; развитие творческой деятельности учащихся; установление
взаимодействия с родителями учащихся; тесный контакт с учреждениями дополнительного
образования (ДК); активное применение новых педагогических технологий и направлений,
направленных на формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям
родной истории и культуры, духовной жизни, приобщение детей к искусству.
себя.
от
Сообщение на тему: "Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка»
Сообщение на тему: "Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка»
Сообщение на тему: "Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка»
Сообщение на тему: "Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.