Сообщение "Ценности регионального компонента на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
музыка
Взрослым
23.04.2017
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории Пермского края – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности.
Влияние среды на ребёнка выделяется в числе наиболее активно- действующих факторов творческой, гармонически развитой личности. Именно школа формирует ту уникальную среду, в которой на важных этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности.Региональный компонент в системе школьного музыкального образования позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть её историю, выявить связь с современностью. Любовь к своему народу, к своему краю, как известно, воспитывается посредством передачи знаний о собственной национальной истории, культуре, обычаях и традициях. На своих занятиях, уроках музыки я включаю произведения народного песенного фольклора Пермского края. Знакомлю детей с праздниками разных народов. Совместно с учителями - предметниками проводим интегрированные занятия, где также знакомим учащихся с обычаями народов, проживающих на территории Пермского края.
Ценности регионального компонента на уроках музыки и внеурочной деятельности.doc
Ценности регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной
деятельности.
Сохранение и возрождение народных традиций,
национальной
самобытности разных народов, проживающих на территории Пермского края
– актуальная проблема воспитания духовно богатой личности.
Влияние среды на ребёнка выделяется в числе наиболее активно
действующих факторов творческой, гармонически развитой личности. Именно
школа формирует ту уникальную среду, в которой на важных этапах развития
человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок
личности. В. Сухомлинский писал: «Культура воспитательного процесса в
школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь
духом музыки». Зачастую школьники на уроке музыки более полно
осведомлены о музыкальной культуре других народов. Чем той местности,
которая именуется «малая Родина». Следовательно, местное, родное
искусство не осознаётся ими как часть целостной культуры. Региональный
компонент в системе школьного музыкального образования позволяет
приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть
её историю, выявить связь с современностью. Любовь к своему народу, к
своему краю, как известно, воспитывается посредством передачи знаний о
собственной национальной истории, культуре, обычаях и традициях. На своих
занятиях, уроках музыки я включаю произведения народного песенного
фольклора Пермского края. Знакомлю детей с праздниками разных народов.
Совместно с учителями
предметниками проводим интегрированные
занятия, где также знакомим учащихся с обычаями народов, проживающих на
территории Пермского края.
Реализация регионального компонента музыкального воспитания
позволяет решить задачи:
1. Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с творчеством
музыкальных коллективов .
2. Обучение детей анализу средств музыкальной выразительности.
3. Приобщение к русской народнотрадиционной (региональной)
музыкальной культуре. 4. Накопление представлений о жизни народов, проживающих на территории
Пермского края
5. Развитие коммуникативных способностей (общение детей друг с другом,
творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
6. Знакомство детей с музыкальной культурой города, края в
привлекательной и доступной форме.
Основные базовые педагогические принципы.
1. Принцип непрерывности и последовательности:
2. Целостный подход в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание,
игры, пляски, музицирование;
б) применение полученных знаний в жизни;
в) приобщение к народной культуре (слушание, пение народных песен и
попевок, разучивание народных игр и хороводов).
3. Принцип интегрированности:
4. Принцип соотношения музыкального материала с народным календарём.
5. Принцип вариативности :
использования различных методов в различных видах детской деятельности.
Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная
музыка (фольклор).
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками
вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно,
принадлежит песне – величайшему музыкальнопоэтическому созданию
народного пения. Народ сложил беспредельное множество прекрасных песен.
Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную
красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое –
один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей
стране и Пермском крае.
В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно
возрастает. При подготовке школьных концертов можно заметить, с каким удовольствием дети исполняют народные песни, танцы, инсценировки
народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах.
На занятиях внеурочной деятельности
можно расширить и углубить
полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к
изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют
воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного
эстетического вкуса. С желанием и интересом наши воспитанники слушают
гимн Чусового, знают и узнают гимн школы. Плясовые песни всегда
захватывают учащихся (дети 8 вида),они сразу выходят изза стола с
движениями, получая при этом большое удовольствие.Плясовые песни:
«Светит месяц», «Пошла коляда», «Частушки». Во время уроков
учащиеся знакомятся с разнообразием их содержания, с различными
характерами плясок, с народными праздниками. Здесь возможно участие
в игре на шумовых музыкальных инструментах.
При разучивании частушек ведётся разговор об особенностях жанра, задаём
ученикам в качестве домашнего задания сочинить частушку о родном крае, о
родном городе.
Фольклор – неиссякаемый источник для развития творческих способностей
детей и в воспитании их как личностей.
На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы
нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень
часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному
творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается
очень важной задачей, стоящей перед работниками культуры и народного
образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения
живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому
проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою
актуальность.
Ценности музыкальной культуры, как народной, так и
профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют
не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на
формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией
личности. Национальнорегиональный компонент в музыкальном воспитании
является производной культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в
себе огромный социальнопедагогический потенциал.
В нашей школе стало традицией проводить такие праздники, как:
Осенины, Ярмарки, Масленица, Пасха, праздник «Русской берёзки» и др.
Народная музыка, как часть национальной культуры, опирается на
общечеловеческие ценности, которые определяют ее воспитательный
характер. Народные музыкальные произведения просты для исполнения и
хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня
очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих
выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов
совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают
большими воспитательными возможностями,
которые необходимо
использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и
уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре
Пермского края и Чусовской земли. Знакомство детей с этими традициями
воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно
обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми,
ценить и любить человека,
способствует
формированию интернационального и национального самосознания.
окружающую природу,
Фольклор не просто приобщает ребенка к определенному жизненному опыту,
но и воспитывает в подрастающем поколении нравственные и эстетические
идеалы.
Ежегодно школа участвует в Муниципальном этапе конкурса «Всё о тебе, наш
Пермский край», участвуя в разных номинациях, становилась призёрами этого
серьёзного конкурса.
Уже два года в Чусовом проходит инклюзивный фестиваль «Крылатые
качели». Наша коррекционная школа всегда принимает в нём участие. С
учащимися мы готовили русский хоровод, учили русскую народную песню,
дети всегда с желанием и восторгом принимают в таких мероприятиях
активное участие.
Сообщение "Ценности регионального компонента на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Сообщение "Ценности регионального компонента на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Сообщение "Ценности регионального компонента на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Сообщение "Ценности регионального компонента на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.