Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.
Оценка 4.6

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
Все классы
22.10.2018
Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.
3. Ощущения – это отражение определенных свойств, которые присущи предмету, при непосредственном воздействии их на человеческие или животные органы чувств. 4. Ощущение – это первейший источник, дающий человеку знания об окружающем его мире. 5. Ощущение – это в психологии воздействующая на наши органы чувств действительность. 6. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. 7. Ощущение – это психические познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, то есть на уровне отдельных свойств предметов и явлений». 8. Ощущение как процесс - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.3. Ощущения – это отражение определенных свойств, которые присущи предмету, при непосредственном воздействии их на человеческие или животные органы чувств. 4. Ощущение – это первейший источник, дающий человеку знания об окружающем его мире. 5. Ощущение – это в психологии воздействующая на наши органы чувств действительность. 6. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. 7. Ощущение – это психические познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, то есть на уровне отдельных свойств предметов и явлений». 8. Ощущение как процесс - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
практическая номер 5 психология.docx
Гурьянова Маргарита 2 «Б»   характеристика перцептивных процессов.                     Практическое   занятие   №5   Сопоставительная Задачи занятия: 1. Осуществить     сравнительную   характеристику перцептивных процессов. 2. Описать пороги ощущений. 3. Привесит примеры  взаимосвязи перцептивных процессов с памятью и мышлением. 4. Сделайте   подборку   диагностических   методик   для выявления уровня развития перцептивных процессов ( 2­ 3). Вопросы для обсуждения: 1.Составьте тезаурус:         ­ощущение. 1. Ощущ ниеее уу оу ,   ч вственный   пыт   —   простейший   психический   представляющий   собой   психическое   отражение процесс, отдельных   свойств   и   состояний   внешней   среды,   субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. 2. ОЩУЩЕНИЕ — психологическая функция, непосредственную постигающая реальность с помощью органов чувств. 3. Ощущения   –   это   отражение   определенных   свойств,   которые   присущи предмету,   при   непосредственном   воздействии   их   на   человеческие   или животные органы чувств. 4. Ощущение   –   это   первейший   источник,   дающий   человеку   знания   об окружающем его мире. 5. Ощущение   –   это   в   психологии   воздействующая   на   наши   органы   чувств действительность. 6. Ощущение –   это   простейший   психический   процесс,   состоящий   в   отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний   организма   при   непосредственном   воздействии   материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. 7. Ощущение   –   это   психические   познавательный   процесс   отражения   отдельных свойств  реального внешнего  мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно  на  сенсорном уровне, то есть на уровне отдельных свойств предметов и явлений». 8. Ощущение как процесс ­ это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. 9. Ощущения как результат ­ исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом. 10. Ощущение   (в   психологии)   ­   процесс   отражения отдельных свойств объектов окружающего мира.         ­восприятие. Ответ:  От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как  целостногообраза) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры  и т.д.). Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представле ние об объекте. Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрыт ыми глазами будет вдыхать ароматкофе (одно ощущение). процессы   основываются   2. Психические 1. Восприятие   –   один   из   основных   психических   познавательных   процессов формирующий   в   нашем   сознании   субъективную   картину   мира.   Отражение   в сознании человека происходит посредством прямого влияния на органы чувств, к которым относится зрение, слух, обоняние и осязание. От того на какую именно сенсорную   систему   оказывается   воздействие   зависят   и   методы   восприятия. Именно перцепция даёт нам возможность осознавать, что с нами происходит и как мир влияет на нас.   на восприятии. Восприятие   (перцепция) –   это   отражение   в сознании   человека   предметов,   целостных ситуаций   объективного   мира   при   их   непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в человека) процессах   формируется целостный образ   который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. (ситуации,   предмета,     восприятия   явлений, 3. Восприятие   –   активный   процесс,   использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы.  4. Восприятие как психический процесс является органической частью функционирования психики и тесно связано с другими видами психической деятельности: памятью, мышлением, эмоциями и так далее. 5.  Восприятие — одна избиологических психических функций, определяющих сложный  процесс приёма и преобразованияинформации, получаемой при помощи органов чувс тв, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анал изаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. 6. Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной       системой нейр онных импульсов вопределенные участки мозга. 7.  Восприятие также предполагает осознание субъектом самого фактастимулирования  и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо о щутить«ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. 8. Восприятие, перцепция (от лат      процесс, формирующи   й субъективную картинумира. Это психический     процесс, заключающийся в отражении  предмета или явления в целом при егонепосредственном воздействии на рецепторны е поверхности органов  . perceptio) — познавательный         чувств.    9. Восприятие — одна из психических     функций, сложный процесс приёма и преобразов ания сенсорнойинформации, формирующий субъективный целостный образ объекта,  воздействующего на анализаторы черезсовокупность ощущений, инициируемых данн ым объектом. 10. Восприятие – это психический познавательный процесс целостного отражения предметов  и явлений  объективного  мира при их непосредственном  воздействии  в данный момент  на органы чувств. На основе восприятия у человека  формируется субъективный образ объекта.               2.Опишите   отличие   восприятия   от   ощущений.   Приведите примеры из жизни. Ответ: В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства  раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При  этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой  качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Термин ощущение относится к первоначальному опыту, возникающему в результате  элементарных видов стимуляции. Изучение ощущений обычно связано с устройством  органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами, воздействующими на эти органы. С  другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы,  интерпретирующие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт,  получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы "переживаем" нечто  гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуляцию. Каждое из этих  сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш  предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям. пять видов ощущений­ обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Как пример­  ощущение боли, температуры­ холод, жара. Что касается восприятия­ структурность­ мы воспринимаем структуру, а не мгновенные ощущения ( не  воспринимаем ноты в мелодии, а воспринимаем мелодию ).Избирательность  восприятия­мы воспринимаем объект или группу объектов, остальное  воспринимается как фон. 3.Раскройте понятие абсолютного и относительного порогов  ощущений и чувствительности. Приведите примеры. Ответ: 1.Относительный порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) - это ветчина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру от 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. У него не возникнет ощущения, что температура повысилась на 0,5°. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины (в данном примере на Г), то ощущения, что температура изменилась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры ранен 5% от исходной величины (для данного наблюдаемого температурного диапазона). Примеры относительных порогов ощущений: - изменение ощущения веса происходит при величине относительного порога, равного 0,02 = 1/50 (это значит, что для появления ощущения изменения веса необходимо исходный вес уменьшить или увеличить на 1/50 часть); - изменение ощущения высоты звука происходит при пороге 0,003. Величина порогов обусловлена рядом факторов: - характером деятельности человека (дегустатору подвластна значительно большая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям); мотивами и интересами человека (заинтересованность в объекте повышает способность ощущать более слабые входные раздражители); 2.Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом (резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и др.). Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов: - зрительные ощущения света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м; - слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6 м; - ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды. Верхний абсолютный порог ощущений - это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (например, па расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах).       4.Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном. Ответ: 5.Определите   правильную   характеристику   с   конкретным видом внимания: Виды внимания Характеристика, пример непроизвольное произвольное послепроизвольное Когда   произвольное   внимание сохраняется, а усилий воли для его   сохранения   уже   не требуется . Сознательно регулируемое сосредоточение   на   объекте,   направляемое   требованиями деятельности. Сосредоточение   сознания   на объекте как раздражителя. 6.Напишите   свойства   внимания:   устойчивость,   рассеянность, концентрация, распределение, объем, переключение, отвлекаемость. Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией. Введение в современные экспериментальные исследования субъективных критериев внимания (например, балльных оценок для уровня субъективной уверенности в ясном, быстром и точном ответе) позволило сделать вывод, что объем внимания определяется шестью элементами. При дальнейшем увеличении числа элементов происходит их структурование (например, на основе двух-трех элементов, а именно: пара – линия, три – треугольник и т. д.). Поэтому ряд из десяти элементов, образующий те или иные структуры, воспринимается столь же точно и отчетливо, как и ряд из одного-трех элементов. Явление структурирования обнаружено при исследовании объема внимания для разных сенсорных анализаторов, в том числе и для слухового. Объем слухового внимания зависит также от длительности, частоты и темпа предъявления звуковых стимулов. Например, всякое изменение оптимального темпа ведет к уменьшению объема слухового внимания. Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящихся в сенсорно- перцептивной зоне, а невыделенные объекты используются им как фон. Этот выбор из множества сигналов только некоторых из них носит название избирательности внимания. Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным – точность, т. е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. Показатель успешности внимания является комплексной характеристикой. Он включает и количественные (скорость), и качественные (точность) параметры избирательности. Устойчивость внимания – это способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания являются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий, интерес. Отвлекаемость – свойство, противоположное устойчивости, – колебания, периодическое ослабление внимания к конкретному объекту деятельности, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Концентрация внимания предусматривает так определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех. Чем меньше круг объектов внимания, тем выше концентрация. Сосредоточение на объекте обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете. Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами. Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервной системы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче. Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и т. д. Подлинная рассеянность - вид рассеянности, при которой человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения. Ответьте на вопрос, аргументируя:   А)   К   каким   свойствам   внимания   предъявляются   повышенные требования в учебной деятельности?  ­ концентрация;  ­ объем; ­ устойчивость. Б) В вашей будущей профессии?:  ­устойчивость; ­концентрация; ­распределение; ­переключение. В психологии выделяют следующие свойства ощущений: Интенсивность ощущения  характеризует субъективный чувственный опыт человека, и выражает степень  испытываемого ощущения, которая зависит от силы раздражителя и функционального  состояния рецептора. Длительность ощущения – это отрезок времени, в течение  которого сохраняется ощущение воздействия раздражителя после его прекращения.  Латентный (скрытый) период ощущения – отрезок времени от момента начала действия  раздражителя до момента начала возникновения ощущения. Последействие ощущения  — отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до исчезновения  ощущения. Так, из­за последействия ощущений мы не замечаем перерывов между  кадрами при просмотре фильма. Пространственная локализация раздражителя —  свойство ощущения обеспечивать способность человеку определять пространственное  положение действующего на рецепторы раздражителя (направление звука, место  появления болевой точки на теле и др.) Ощущения классифицируются по признакам, то  есть в зависимости от того, какие их свойства требуется подчеркнуть: — по виду  модальности (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения); —  по уровню осознанности подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые  (например, ощущения равновесия); — по месту расположения рецепторов выделяются  интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные. Интероцептивные ощущения  – это ощущения, которые сигнализирует о состоянии внутренних процессов организма и  связанные с внутренними рецепторами, расположенных на стенках внутренних органов  (ощущение голода, жажды, боли и т.д.) Сведениями из внешней среды человека  обеспечивают экстероцептивные ощущения, которые возникают как при  непосредственном контакте с источником раздражения (контактные), так и посредством источника, находящегося на некотором расстоянии (дистантные). Стоит отметить, что  обонятельные ощущения иногда относятся к нейтральным, так как источник запаха  находится на расстоянии, а молекулы, несущие запах, имеют непосредственный контакт  с рецепторами человека. Виды внимания Характеристика, пример Непроизвольное Возникает и поддерживается независимо от стоящих перед Произвольное человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих  случаях сама по себе, в силу своей увлекательности,  занимательности или неожиданности. Человек невольно  отдается воздействующим на него предметам, явлениям  выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио  интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы  и прислушиваемся. Управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей  человека и выработалось в результате трудовых усилий,  поэтому его называют еще волевым, активным,  преднамеренным. Приняв решение заняться какой­нибудь  деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно  направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в  данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. Послепроизвольное Носит целенаправленный характер и первоначально требует  волевых усилий, но затем человек «входит» в работу:  интересными и значимыми становятся содержание и процесс  деятельности, а не только ее результат. Например, школьник,  решая трудную арифметическую задачу, первоначально  прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту  задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается.  Ему приходится возвращать себя к решению задачи  постоянными усилиями воли. Но вот решение начато,  правильный ход намечается все более и более отчетливо.  Задача становится все более и более понятной. Она  оказывается хотя и трудной, но возможной для решения.  Школьник все больше и больше увлекается ею, она все  больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться:  задача стала для него интересной. Внимание из  произвольного стало как бы непроизвольным. 3. Назовите основные свойства внимания и дайте им характеристику Свойство внимания Характеристика свойства внимания Устойчивость Концентрация Заключается в способности определенное время  сосредоточиваться на одном и том же объекте. Подразумевается степень или интенсивность  сосредоточенности внимания. Распределение Понимают способность человека выполнять несколько видов  деятельности одновременно Переключение Отвлекаемость Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного  объекта на другой. Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на  другой. Объем внимания Количество объектов, которые мы можем охватить с  достаточной ясностью одновременно.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.

Сопоставительная характеристика перцептивных процессов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018